Хеллоу, эскроу: заработала новая система строительства жилья

Автор фото: KazanFirst
Экономика 08:26 / 1 июля
6
Хеллоу, эскроу: заработала новая система строительства жилья

Обсуждаем, как отразятся на рынке недвижимости измененные правила игры.

С 1 июля в России вступает в силу новый вариант покупки строящихся квартир - с применением эскроу-счетов. Закон, по сути, должен будет ликвидировать понятие "обманутый дольщик". Застройщики считают, что новый механизм приведет к увеличению продажи и снижению темпов строительства недвижимости. 

Эскроу-счет - трехсторонний банковский счет, созданный специально для покупки жилой недвижимости. Он предполагает заключение договора - между покупателем, банком и застройщиком, привлекающим долевые деньги. Главным отличием от предыдущей системы покупки недвижимости станет запрет использования застройщиком долевых денег до момента передачи ключей покупателю. 

Еще проще: раньше вы переводили деньги за будущую квартиру застройщику, сейчас отправляете их в банк, который хранит ваши деньги и не отдает компании, пока та не передаст вам ключи. Таким образом, если ваша квартира вдруг не будет достроена, то деньги вам вернут. 

В пресс-службе министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана журналисту KazanFirst пояснили, что нововведение не коснется уже возводимых объектов. Вместе с тем закон никак не повлияет на строительство соципотечных объектов. 

Для возведения нового дома застройщику необходимо будет использовать либо свои деньги, либо привлеченные - кредитные или инвестиции. В случае привлечения кредитных средств компании будет предложена ставка, которая определяется на основании финансовой надежности и финансовой истории, но не менее 0,01 и не более 12,5%. Основным фактором выступит количество проданных в строящемся доме квартир. Все это повлияет на себестоимость и, конечно, на стоимость продажи квартиры. Заместитель генерального директора компании «Унистрой» Искандер Юсупов прогнозирует рост стоимости квартир на 6-7% в связи с введением эскроу-счетов. 

Коммерческий директор набережночелнинской строительной компании «Домкор» Юрий Мочалин так же согласен с тем, что нововведение приведет к удорожанию стоимости квадратного метра, усложнению процедуры сдачи домов и серьезной зависимости застройщиков от банков. Кроме того, у собеседника вызывает обеспокоенность, в какой редакции дальше будет существовать закон. Сегодня трактовки в течение месяца меняются по несколько раз. 

- Сейчас все заточены на регулирование деятельности застройщиков. Но почему-то никто не думает о том, как регулировать деятельность банков. А то, что отныне они будут диктовать свои условия на рынке, не вызывает сомнений. Более того, это уже происходит. Сегодняшняя версия закона практически ни в чем не ограничивает банк: он может выдвинуть любые требования к строительной компании, объявить, что ему нужна такая-то отчетность, а если она не будет предоставлена, он вправе закрыть финансирование. Это полная зависимость от банка, никоим образом не регламентированная государством. Думаю, эволюционно такой перекос должен быть устранен, но когда это произойдет - непонятно, - высказывает мнение Мочалин. 

Специалисты соглашаются с тем, что для будущих покупателей жилья новый закон имеет какую-то гарантию получения квартиры. Однако при этом на рынке сегодня и так превалируют добросовестные застройщики. Нечистых на руку, по разным данным, от 1,5 до 5%. 

- Спрашивается, зачем ломать готовую, сложившуюся, отработанную за многие годы систему ради одной-двух паршивых овец в стаде? - задается вопросом Мочалин. - Другое дело, что в каждом конкретном случае нужно разбираться в причинах появления обманутых дольщиков. Зачастую это, опять же, административное воздействие, не позволившее застройщику закончить проект. Были и ситуации, когда дольщики сами повелись на явно демпинговые цены, которые уже должны были их насторожить. Но не насторожили же. И кто виноват? Добросовестные застройщики всей страны, что ли?!

Есть вопросы и к тому, как с потоком заявок, который хлынет от застройщиков, будут справляться банки. Они сами зачастую до конца не понимают, как работать в новых условиях.

- Вот вам красноречивый пример: с февраля мы не можем получить ответ на запрос о проектном финансировании от одного из банков. Из раза в раз у «Домкора» запрашиваются все новые и новые документы. И это у нас - застройщика, у которого финансовая дисциплина на высочайшем уровне. А как тогда это будет происходить с другими компаниями? Я считаю, что эскроу-счета и вообще введение банков в отношения «покупатель - застройщик» - это скоропалительное, поспешное, непродуманное решение органов власти, - рассказывает собеседник. 

Другая проблема, с которой столкнулись застройщики, - необходимость в составлении регламентирующих отчетов для контролирующих органов. Сотни страниц ежемесячно. К этому добавляются всевозможные пояснения в прокуратуру, министерства и ведомства.  

- Идет настоящая блокировка работы застройщиков, по моему мнению. Не могу только понять: это такое злонамеренное действие или недалекий ум?! - негодует Мочалин. 

При этом представитель компании «Домкор» уверен, что обманутые дольщики никуда не пропадут. Сегодня рынок постепенно переходит в режим стагнации. Закончится он ростом или падением - никто не знает.

- Единственное, что сглаживает ситуацию, - тот пул разрешений на строительство, полученный застройщиками ранее. Но это, по сути своей, капкан, и многие компании пока этого не понимают. К примеру, застройщик ведет массу объектов, на которых ему нужно обеспечить бесперебойную работу на протяжении ближайшего времени. Он хочет попасть в критерии достройки жилья по старым правилам. Для этого у него должно быть 10% заключенных договоров долевого участия и строительная готовность объекта 30%. Во-первых, это неизбежно приведет к разрывам в финансировании. А во-вторых, деньги, которые ему приходят на этапе высокой готовности одних домов, он будет вынужден перенаправлять на скорейшее достижение 30-процентной готовности других, при том, что те могут быть абсолютно не обеспечены рыночным спросом, - говорит собеседник. 

В свою очередь куда спокойнее на изменения реагируют банки. Роман Лесохин, директор дирекции разработки продуктов корпоративного бизнеса Ак Барс Банка, заявляет о готовности финансового учреждения к работе с застройщиками и наличии необходимых сервисов и продуктов. 

- Возможность открытия эскроу-счетов депонентов физических и юридических лиц полностью доступна. Следует отметить, что одним из главных факторов для обеспечения предоставления банками проектного финансирования остается необходимость в более глубокой, качественной и своевременной подготовке самими застройщиками строительных проектов жилищного строительства и пакета документов по кредитной заявке для банка в целях получения кредита, - комментирует Лесохин. 

Ак Барс Банк и еще 17 кредитных организаций - «АльфаБанк», «Банк Зенит», «Промсвязьбанк», «Россия», «РосБанк», «Газпромбанк», «Дом.РФ», «Аверс», «Райффайзенбанк», «Запсибкомбанк», «ВТБ», «Связь-Банк», «Россельхозбанк», «Сбербанк», «Абсолют Банк», «Открытие», «Уралсиб», по данным Минстроя РТ, уже начали работать с застройщиками. Однако только в 10 из них, Ак Барс Банк в том числе, поступили заявки на открытие эскроу-счетов.

По данным пресс-службы Ак Барс Банка на середину июня 2019 года, организация рассматривает пять заявок на общую сумму 5,93 млрд рублей. 

На волне переживаний о стремительном росте стоимости квартир эксперты рынка допускают увеличение интереса ко вторичному жилью, но уточняют, что новые варианты покупки жилья - обмен старого на новое с доплатой, развитая инфраструктура новостроек и желание жить в квартире, где раньше никто не жил, играют решающую роль при выборе недвижимости. По данным пресс-службы сервиса «Авито», стоимость бэушной однушки в Казани за последний год выросла более чем на 200 000 рублей, двушка подросла, в среднем, на 400 000 рублей, а трешка - на 500 000. 

- Большая часть вторичного жилья является старым фондом и не соответствует представлениям современного человека о комфортном жилье, - комментирует ситуацию генеральный директор компании «Камастройинвест» Делюс Сиразетдинов.

КОММЕНТАРИИ (14)
Дольщик
Достройте ЖК МЧС! И другие недостроеныые дома! люди годами ждут свои квартиры!
0
ОТВЕТИТЬ
Женя
капиталисты-латифундисты найдут как простой народ обмануть. Страна такая народ простой страдать должен
0
ОТВЕТИТЬ
Экономист со стажем
эскроу-счета - это откуп ЦБ за массовый отзыв лицензии. не надо думать, что хоть что-то сделано для обычного человека
0
ОТВЕТИТЬ
Айнур
цены уже подскчили на жилье. думали с женой ипотеку взять но не тут то было
0
ОТВЕТИТЬ
Саня
надеюсь, хот сейчас не будет обманутых дольщиков, так жалко людей
0
ОТВЕТИТЬ
Перспектива
Интересно, а эта новая схема позволит снизить уровень коррупции в сфере строительства?
0
ОТВЕТИТЬ
Дранник
Долой человейники! Нужно строить индивдуальные дома!
0
ОТВЕТИТЬ
Финансист
Цены на жилье очень и очень завышены! Стоимость квадратного метра на рынке не соответствует его себестоимости и уровню рентабельности в 2%, которая считается нормой во всем мире!
0
ОТВЕТИТЬ
Жилец
Еще бы на качество строительства как-нибудь повлияли
0
ОТВЕТИТЬ
Злой
Берите землю, стройте собственный дом и проблем не будет. И по площади будет больше за те же деньги, и по коммунальным оплатам
0
ОТВЕТИТЬ
Женщина
Уж не знают, как и дальше взвинчивать цены на жилье, нашли способ...
0
ОТВЕТИТЬ
Жилец
А проблемы с теми, кто уже стал обманутым дольщиком, так и останутся нерешенными?
0
ОТВЕТИТЬ
здоровый
А в результате всех манипуляций львиную долю выгоды от всего этого будут получать банки. шикарно придумано
1
ОТВЕТИТЬ
Геныч
как всегда за людей, не умеющих думать головой, финансово неграмотных, подумало государство. время покажет, правильное ли это решение или нет
0
ОТВЕТИТЬ
Показать ещё
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Сергей Чемезов: Понимаю, что не все акционеры КАМАЗа довольны

Автор фото: tatarstan.ru
Экономика 08:01 / 29 июня
9
Сергей Чемезов: Понимаю, что не все акционеры КАМАЗа довольны

Челнинский автогигант впервые за три года отказался от выплаты дивидендов.

«КАМАЗ - наша судьба», -любит при случае повторять мэр Челнов Наиль Магдеев. Что на самом деле не далеко от истины - представить город в его нынешнем состоянии без наличия производящего грузовики автогиганта довольно сложно.

Тем важнее и значимее для самых простых горожан становится событие, которое зачастую посещают только «люди в костюмах» да представители СМИ - годовое собрание акционеров компании. Ведь принятые здесь решения отражаются и на всех жителях Челнов в целом, независимо от профессии и места работы. 

Вектор развития, озвученный КАМАЗом на прошедшем собрании, в целом выглядит позитивно - инвестиции на перспективу, развитие высокотехнологичных производств и забота о кадрах на будущее.

Не могло обойтись подобное событие без официальных лиц. Годовое собрание возглавили президент Татарстана Рустам Минниханов, глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов, гендиректор завода Сергей Когогин и депутат Госдумы РФ Альфия Когогина. В полном составе, еще до начала заседания, они прибыли на Прессово-рамный завод на церемонию открытия линии производства баков.

Бак - штука для большинства машин, по понятным причинам, строго необходимая. И при этом довольно объемная, ведь грузовики потребляют много топлива и зачастую перемещаются на большие расстояния. Поэтому если баки закупать за границей, как раньше это делал КАМАЗ, выходит довольно накладно - не получится подобный товар компактно сложить и перевезти.

На автогиганте подсчитали - если локализовать производство этой детали, то можно экономить на каждом баке от 10 до 18 тысяч рублей. Экономия получилась довольно существенная. Вложив 608 млн рублей и 1,5 года времени, компания разместила на ПРЗ автоматизированную линию, способную выдавать 35 тысяч баков в год, что вполне покрывает потребности КАМАЗа, а в перспективе даже наладить экспортные поставки. 

- Совсем недавно алюминиевые баки завозились из-за рубежа, а уже сегодня мы сами производим эти элементы. Здесь используются самые современные технологии. Данная линия - еще один шаг к современному производству, которое создается на заводе КАМАЗ, - отметил в приветственном слове Чемезов.

Затем вся делегация переместилась в IТ-парк, конференц-зал которого уже заполняли акционеры КАМАЗа. Собравшимся представили отчеты о деятельности компании в 2018 году, а также поставили на голосование несколько вопросов, включая выплату дивидендов акционерам и премий Совету директоров.

В 2018 году КАМАЗ:

- получил выручку в 196,2 млрд рублей (на 19% больше, чем в 2017 году);

- получил чистую прибыль в 1,6 млрд рублей;

- произвел и реализовал 38 382 автомобиля, в том числе 8 858 нового модельного ряда (рост в 62%);

- увеличил долю компании на российском рынке тяжелых грузовых автомобилей до 41%;

- достиг общего объем инвестиций более 15 млрд рублей. 

- Ключевой задачей является вывод на рынок нового автомобиля К5. Запуск данного проекта должен обеспечить будущее завода на ближайшие 15 лет. Резкая смена модельного ряда редко проходит безболезненно. Поэтому важно провести качественное внутризаводское тестирование автомобиля и уже в конце года запустить его в серию. Реализация проекта К5 имеет стратегическое значение не только для Татарстана, но и для развития всей машиностроительной отрасли России, - отметил в своем выступлении Минниханов, который и лично провел тест-драйв новой модели грузовика. 

В честь 50-летия со дня начала строительства КАМАЗа в Челнах будет реализовано порядка 30 проектов, направленных на развитие социальной, транспортной и дорожной инфраструктуры. 

- Юбилей - это возможность вспомнить о людях, которые строили предприятие, много лет проработали на нем, о наших ветеранах. Мы должны обеспечить проведение юбилейных мероприятий на высоком организационном уровне. Безусловно, это работа не одномоментная, она рассчитана на ближайшие пять лет. Но она послужит толчком к развитию нашего автограда. Убежден, что КАМАЗ реализует все свои проекты, - сказал президент Татарстана.

Чемезов, взяв слово, уделил внимание другой значимой теме. Совет директоров компании, впервые за последние несколько лет, предложил не выплачивать дивиденды (официально окончательное решение будет принято после подсчета голосов акционеров, но вероятность того, что после решения основных держателей акций что-то изменится, довольно мала). 

- Да, последние три года мы регулярно выплачивали дивиденды. В этом году было решение не выплачивать. Понимаю, что не все акционеры довольны им. Я призываю вас понять, что если мы не сможем вкладывать деньги в развитие нашего предприятия, то завтра мы не сможем конкурировать и вообще задумываться о какой-либо прибыли, - объяснил Чемезов. 

Инвестиционные проекты, реализованные в 2018 году, потребовали вложения более 15 млрд рублей, но и результат налицо - в Челнах появилось не имеющее аналогов в мире производство каркасов кабин, начали локализовать топливные баки (основной этап строительства линии пришелся на 2018 год, хотя ее и ввели в эксплуатацию в марте 2019-го), поставлена партия электробусов в Москву, презентованы беспилотные модели автомобилей. Всё это не просто «купили» - проекты и объекты создавали и воплощали в жизнь жители автограда. 

- Главный ресурс КАМАЗа - это люди, без которых предприятие не смогло бы провести модернизацию, выйти на качественно новый уровень производства. Инженеры, операторы станков, наладчики, токари, члены команды «КАМАЗ-Мастер» и многие другие специалисты - все вы вносите огромный вклад в будущее завода и его успехи, - заявил Чемезов. 

Городу и КАМАЗу необходимо наращивать компетенции, чтобы не упускать рыночные возможности, резюмировал Чемезов. Поддержал позицию и Минниханов, отметивший, что среди приоритетных задач - создание в городе комфортной, удобной для жизни среды, а также условия для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Именно на площадку, где будут создаваться такие условия, направились официальные лица уже после завершения собрания. Между заводом АВЗ и НТЦ «КАМАЗа» начинается строительство многофункционального спортивно-образовательного центра для дошкольного и среднего дополнительного образования под проектным названием «Техногород». Цель - привлечь детей и подростков к изучению технических наук. 

- Сегодня в Челнах порядка 68 тысяч детей посещают курсы дополнительного образования. Из них только 11 тысяч занимаются в кружках технического творчества. Это составляет 17% от общего числа детей. Что, конечно, очень мало. Центр позволит увеличить это число до 30%, - рассказал руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» кандидат в депутаты Госсовета РТ Владимир Чагин.

Предполагается, что комплекс объединит учебные лаборатории, мастерские, испытательные трассы и музей, а инфраструктура позволит проводить соревнования по картингу и заезды на багги.

КОММЕНТАРИИ (2)
Сандра
Выплата дивидендов это общепринятая мировая практика, вознаграждения акционеров. За их веру в компанию, в правильность выбранной стратегии её развития. Ну и за финансовую помощь оказанную инвестором акционером при покупке её акции, ранее. В России менеджмент компаний, постоянно бессовестно обманывает поверивших в них мелких акционеров (миноритариев). Примеров этому сотни если считать компании, и десятки миллионов если лиц физических. В России при действующей системе власти, не работает, а по факту уничтожено гражданское общество, которое например в данном случае могло бы и спросить с руководства КамАЗа. А за чей счет Вы сами лично шикуете,и где те десятки миллиардов рублей выделенных Вам за счет бюджета? Но, не будет ни такого вопроса,ни тем более от них ответа. Деньги эти на самом деле, вложены менеджментом в совсем другие проекты. Ни каким боком не касающиеся КамАЗа. Комсомольцы эти рулят, как могут, как умеют. В итоге от КамАЗа после их ухода, останется одна лишь дырка вместо бублика.
0
ОТВЕТИТЬ
Gijbad
- в Челнах появилось не имеющее в мире производство каркасов кабин, начали локализовать топливные баки ( Кто али что не имеет?
1
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх