«Мы на разных берегах и не понимаем задач друг друга»

Бизнесмены и главы районов обсудили причины низкого делового климата в муниципалитетах.
Бизнесмены и главы районов обсудили причины низкого делового климата в
муниципалитетах.

Татарстан продолжает строить мост, который соединит бизнес и власть. Поскольку многие предприниматели уходят из районов в столицу и отмечают, что деловой климат на местах не сравнится с казанским, Совет по предпринимательству запустил новый проект —  систему управления деловой активностью в муниципалитетах. Этому предшествовало проведение большой исследовательской работы. Совет совместно с агентством MAGRAM и Ак Барс Банком стал оценивать бизнес-настроение, условия ведения предпринимательской деятельности и уровень административных барьеров. 

— Мы воспринимаем это как прямую связь с предпринимателями на каждой территории, — говорит секретарь Совета по предпринимательству и ныне и. о. главы исполкома Альметьевского района Тимур Нагуманов.

«Мы на разных берегах и не понимаем задач друг друга»

После проведения первого исследования Совет получил схожий ответ от многих администраций районов: оценку поняли, но что делать дальше? Эксперты попытались найти универсальный план действий для всех муниципалитетов, который смог бы повысить уровень бизнес-активности на местах. Простого решения не нашли, поэтому «родился» проект — система управления деловой активностью. Его цель — разработать и реализовать комплекс мероприятий, который улучшит предпринимательский климат и значительно повысит уровень бизнес-активности. 

— В первую волну проекта включены 15 муниципалитетов. Мы выбрали наиболее активных и инициативных глав, которые изъявляли желание работать с данным проектом с самого начала. Но мы не собираемся останавливаться на этом списке, это лишь пилотная группа. В 2019 году в рамках первого этапа проекта мы провели 150 глубинных интервью с предпринимателями. Они показали основные болевые точки ведения бизнеса, специфику отдельных территорий. Далее определили набор факторов, которые влияют на деловую активность. Выбрали те, которыми может управлять муниципальная власть, — рассказывает Нагуманов.

«Мы на разных берегах и не понимаем задач друг друга»

На втором этапе начались стратегические сессии. Власти совместно с предпринимателями и наставниками разрабатывали решения выделенных проблем для своих районов, или некий годовой план действий. На XII расширенном заседании Совета по предпринимательству главы четырех районов представили один блок дорожной карты, в котором выделили наиболее приоритетную проблему.

«Наша цель — перевести все процессы в электронный вид»

Первым выступил мэр Нижнекамска Айдар Метшин. Он поднял проблему административных барьеров, с которой сталкивался практически каждый предприниматель. Район решил создать на базе Центра поддержки и развития предпринимательства Совет по предпринимательству, Инвестиционный совет и ряд других коммуникативных площадок, где можно было бы взаимодействовать с властью, а также внедрить бережливый МФЦ. 

— Наиболее эффективным инструментом по снижению административных барьеров, с нашей точки зрения, является электронно-цифровая форма. Прием документов в МФЦ — это один из ключевых этапов, который определяет дальнейшее качество оказания услуг и влияет на трудоемкость, — говорит Метшин. — Наша цель — перевести все процессы в электронный вид до конца текущего года. Процесс реализации проекта «Бережливый МФЦ» позволит существенно улучшить качество предоставляемых услуг не только для предпринимателей, но и для жителей в целом.

«Мы на разных берегах и не понимаем задач друг друга»

Эксперт Совета и директор «Федеральной юридической службы» Филипп Зарубин отмечает, что причина более 80% судебных споров между предпринимателями и государством, в которых участвовала его фирма, лежит в системных проблемах. Например, существенное нарушение сроков оказания госуслуги или отказ от оказания услуги. Зарубин считает, что обе проблемы связаны с тем, что лицо, которое предоставляет услугу, низкоквалифицированное и не заинтересовано в её оказании. 

— Сейчас задача у специалиста просто принять документы и скинуть эту проблему с себя. Мы считаем, что лишь когда на этапе взаимодействия предпринимателей и государства будет работать высококвалифицированный и замотивированный специалист, который готов элементарно объяснить, как правильно оформить документы, вся система начнет работать эффективно. МФЦ — это витрина государства для молодого предпринимателя. Первый момент их взаимодействия должен быть максимально комфортным для предпринимателя, чтобы он хотел дальше работать и платил налоги. Как юрист я считаю, что все связано с тем, что у нас усложненная система внутренних регламентов, — заключил эксперт.

Директор Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Татарстана Ленара Музафарова отмечает важность оптимизации для работы центров. С одной стороны, это сокращение сроков, а с другой — качественное предоставление услуг. 

На заседании Совета участникам показали ролик, где предпринимателю сотрудник МФЦ не смог объяснить тонкости предоставления услуги, поскольку занимается лишь приемом документов.

«Мы на разных берегах и не понимаем задач друг друга»

— Действительно, такая проблема существует в МФЦ. Сотрудник должен знать 180 услуг, но ориентироваться и детально объяснить отказ или приостановку в каждой одному человеку невозможно, — говорит Музафарова. 

— Сразу хочу сказать, такая корпоративная позиция ваша — защита — неправильная. Я не зря говорю, жалоба как подарок. Проработайте тему, как можно избежать такого ответа. Исполнитель мог сказать по-другому: «Перезвоните мне через полчаса, и я соберу все документы, которые вам нужны», — высказывает мнение президент Татарстана Рустам Минниханов. — Проблема в том, что вы стараетесь показать себя хорошо, но в работе бывают разные ситуации.

Музафарова отметила, что у подобных проблем есть два решения, которые в МФЦ уже применяются. Одно из них — онлайн-консультации по Skype.

— В каждом филиале у нас находятся гостевые компьютеры. Мы заключили соглашение с Роспотребнадзором в марте. Уже две тысячи человек воспользовались этой услугой, — сообщила директор.

Рустам Минниханов отметил, когда предприниматель обращается за помощью в МФЦ, ему важна скорость предоставления услуги. В этом случае онлайн-консультации — хорошее решение. 

«Мы на разных берегах и не понимаем задач друг друга»

Он поручил министру экономики Татарстана Фариду Абдулганиеву, министру информатизации и связи республики Айрату Хайруллину, а также депутату Госдумы России Айрату Фаррахову заняться вопросом оптимизации работы многофункциональных центров.

Бумаги нас убивают

Вторым выступил глава Пестречинского района Ильхам Кашапов с проблемой развития инвестиционной привлекательности муниципальных районов. Для ведения хорошего бизнеса любой территории важно привлекать инвесторов, но системного подхода в этой работе нет. 

— Всё сводится к тому, что мы даем поручения на бумагах, фиксируем протоколы, а системно работать с инвесторами не получается. Такой подход снижает эффективность и пропускную способность администрации. Бумаги имеют свойство теряться, люди могут уволиться. Если на пороге появился крупный инвестор, то о маленьком мы забываем. Как результат — численность потенциальных резидентов в десятки раз ниже количества реализованных, — говорит Кашапов.

«Мы на разных берегах и не понимаем задач друг друга»

Руководитель района считает важным уделять равное внимание всем инвесторам. Для этого в их муниципалитете разработали проект «Барьерам — цифровизация», который работает на базе CRM-системы. Суть его в следующем. На площадку поступает предложение от бизнесмена. Его фиксируют, назначаются поручения, сроки исполнения и ответственное лицо. В процессе реализации предложения на платформе можно оставлять комментарии, а глава района может отслеживать, на какой стадии все находится. 

— У меня уходит около 30-40 минут времени, а раньше приходилось проводить совещания, была бумажная волокита, — говорит глава муниципалитета.

Кашапов считает, что проект значительно оптимизировал работу с инвесторами и предпринимателями. Эксперт и исполнительный директор сети кафе Кыстыбый Tatarfood Елена Кофонова соглашается, что платформа действительно дала ей уверенность, что её заявка не будет потеряна или какой-то приоритетный вопрос не сдвинет с очереди. Но для более комфортного взаимодействия она предложила добавить информацию для бизнесменов по инвестиционному климату района. 

«Мы на разных берегах и не понимаем задач друг друга»

— Как это сейчас происходит: «Окей, Гугл. Жители Пестречинского района средняя заработная плата развивающиеся отрасли». Если эта информация будет содержаться в этом функционале, будет легче рассчитать риски, когда заходишь в новый район, — заключила Кофонова.

— Я считаю, это хорошая работа. Бумаги нас убивают. Надо систематизировать то, что коллега рассказал. Сделать такую платформу, чтобы видеть, что и в каком состоянии находится, — обращается Минниханов к министру экономики. — Каждый как-то по-своему, конечно, работает, но когда количество проектов составляет несколько десятков и сотен, надо использовать другие подходы. И самое главное, в чем беда наших руководителей муниципалитетов. Они ищут какую-то атомную станцию, хотят построить космодром, завод, где будут работать 500 человек. Не будет этого. Вы лучше 100 предпринимателей наймите, которые будут работать по два-три человека, вот и будет вам два завода.

«Не будем ждать, пока все начнет меняться в стране»

Третьим результаты работы представил Линар Закиров, глава Бугульминского района. 

— Мы выявили, что главный фактор, сдерживающий подъем делового климата в нашем районе, — это недостаточно эффективная коммуникация бизнеса, власти и контрольно-надзорных органов, неудобные для предпринимателей дни, часы, места приема, слабая информированность и поддержка со стороны государства, отсутствие знаний об изменениях в законодательстве. Все потому, что мы работаем на разных берегах и не понимаем задач друг друга. Это натолкнуло нас на мысль, что нужно изменить подход в общении и графике встреч, — говорит Закиров.

«Мы на разных берегах и не понимаем задач друг друга»

Муниципалитет начал реализовывать пилотный проект «Бугульма. Перезагрузка», в котором участвуют предприниматели, власть и контрольно-надзорные органы. Он включает пять элементов: ежемесячные неформальные бизнес-встречи, чат в мессенджерах, двухсторонние экскурсии для предпринимателей, мотивационные лекции в детских лагерях и ежеквартальные форсайт-сессии, где будут подводиться итоги работы.

— Создадим динамичную дорожную карту. Она будет дополняться по итогам каждой встречи и содержать в себе задачи на год, а также контроль ранее озвученных предложений. Уверен, такой подход выведет коммуникации на новый уровень и позволит нам стать лидером по деловой активности в республике, — заключил Закиров.

Рустам Минниханов в свою очередь напомнил главам, что они должны быть связующим звеном.

— Нужно изменить свое отношение, подходы. Мы не будем ждать, пока все начнет меняться в стране. Давайте с себя начнем. Мы иногда говорим про инвесторов. Надо искать своих. Я не отказываюсь от остальных, но надо приводить примеры среди своих, как предприниматели открывают бизнес, и говорить другим, что это возможно. С каждым надо терпеливо работать. Площадку такую надо создать. Правильно, что вы их возите в регионы, чтобы они видели, как система работает, — обращается к Закирову президент. — Если такая форма будет в каждом муниципалитете, то эффект от нашей работы станет выше. 

Кадровый дефицит решит соглашение между бизнесом и учебными заведениями

Последним выступил глава Зеленодольского района Александр Тыгин. Поскольку малый и средний бизнес (МСБ) жалуется на миграцию компетентных специалистов в крупные города республики, он поднял проблему дефицита кадров.

Тыгин отметил, что крупные предприятия привозят немалое количество кадров из соседних регионов.

— В МСБ культура отношения работник-работодатель вообще только формируется. Ментально нашим жителям близок формат советских трудовых отношений: белая заработная плата, социальный пакет. На наш взгляд, требуется пересмотр трудовой парадигмы через повышение заработной платы, качественный социальный пакет и комфортные условия труда, — говорит руководитель муниципалитета.

«Мы на разных берегах и не понимаем задач друг друга»

У этой кадровой дилеммы есть ещё одна сторона. В МСБ Зеленодольского района пока не сформирована среда для трудовых отношений: у предпринимателей нет какого-то сообщества или союза. Муниципалитет хочет им помочь объединиться, а для компетентного решения кадрового вопроса — сопоставить актуальные потребности для работодателя и действующие образовательные программы.

— Для мобилизации наших предложений есть удачный механизм — отраслевое соглашение между предпринимателями и учебными заведениями. Оно определит потребность бизнеса в трудовых ресурсах, обязательства учебных заведений по их подготовке. Муниципалитет выступит координатором и основной площадкой для этого диалога. Для формирования условий соглашения в третьем квартале мы проведем конференцию и в четвертом подпишем такое соглашение. По нашим подсчетам, мы можем снизить серьезный кадровый дефицит, — заключил Тыгин. 

Министр сельского хозяйства и продовольствия республики Марат Ахметов отмечает влияние урбанизации на бизнес.

«Мы на разных берегах и не понимаем задач друг друга»

— Если исключить вопросы демографии, проблема связана с безмерной урбанизацией сельского населения. С городом Казань, конечно, никто конкурировать не может, какая бы идеальная сельская среда ни была. Какие задачи, по моему мнению, надо решить. Во-первых, нужно снять клеймо непривлекательности сельского труда: это низкая и несвоевременная выплата, — говорит Ахметов. — Во-вторых, если мы хотим закрепить молодую семью на селе, мы должны быть готовы предоставить жилье. У нас 5 300 молодых семей ждут субсидии на жилье пять и более лет. 

Также министр отметил, что на селе трудовая деятельность в основном связана с сельским хозяйством. Существует много программ поддержки, реализуется большое число проектов, но компетенций в селах мало, а их количество нужно увеличивать. 

«Мы на разных берегах и не понимаем задач друг друга»

В завершение Рустам Минниханов отметил, что учреждения образования должны обучать востребованных специалистов и ориентироваться на рынок, а вопрос со взаимодействием власти и бизнеса решать системно.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *