Подсчитать татар на переписях без проблем пока ещё не удавалось

Автор фото: KazanFirst
Общество 09:44 / 5 июля
7
Подсчитать татар на переписях без проблем пока ещё не удавалось

Всякий раз появляются группы, желающие раздробить вторую нацию России.

Предстоящая перепись населения 2020 года может таить в себе не мало проблем для татарского народа, что в итоге отразится на его общей численности в России. Вопросы, связанные с этой темой, обсудили на Конгрессе этнологов и антропологов России, проходящем в Казани. 

История переписи братских народов

Ученый из Института этнологических исследований имени Кузеева в Уфе Ильдар Габдрафиков рассказал о переписях населения, проходивших в Башкирии в 1989, 2002 и 2010 годах и поделился несколькими прогнозами. Он посетовал, что во время последних двух переписей в республике отмечались следы влияния администрации главы Башкирии и, как правило, в ходе них страдали татары. Нет объективной картины по этническим сообществам в республике, исследовательская часть приносится в жертву политическому заказу.   

- У нас в Башкирии перепись населения больше, чем просто перепись. Это в основном политическое мероприятие. Анализ ситуации в Башкирии в период проведения последней советской переписи населения в 1989 году, а также двух постсоветских переписей 2002 и 2010 годов свидетельствует, что результаты текущей политики всегда влияли на численное соотношение проживающих в регионе народов, прежде всего татар и башкир, - рассуждал ученый. 

Подобные подходы создают чрезмерную межэтническую напряженность, а объектом статистических манипуляций становятся пограничные зоны расселения этнических групп, страдают из-за этого в основном татаро-башкирские отношения.

Габдрафиков рассказывает, что перепись 1989 года в Башкирии проводилась в условиях горбачевской перестройки и демократизации в СССР. А Пленум ЦК КПСС 1988 года осудил перекосы в национальной политике в отдельных регионах Советского Союза, досталось, в том числе, и руководству Башкирии. 

В результате перепись 1989 года показала значительный рост численности татар в Башкирии и сокращение численности башкир. 

Всероссийская же перепись 2002 года продемонстрировала совершенно обратные процессы - сокращение числа татар и рост численности башкир в республике.    

- В тот год была манипуляция с цифрами и явное вмешательство администрации главы Башкирии, - вспоминает Габдрафиков. В тот момент республику возглавлял Муртаза Рахимов

Перепись 2010 года проходила в более-менее спокойной обстановке. Прямого нажима со стороны администрации региона не было. А среди численности этнических групп наблюдается небольшое сокращение башкир и рост числа татар. Перепись проходила в октябре, а в конце июля 2010 года Башкирию возглавил Рустэм Хамитов

- Сам Хамитов до того, как стать главой Башкирии, в анкетах был записан как татарин. Но сразу после получения назначения стал записываться как башкир, - рассказывает Габдрафиков. Стоит отметить, что в 90-х годах Хамитов был также делегатом во Всемирном конгрессе татар. 

Если смотреть на динамику численности населения в Башкирии, то в 1989 году она составляла 3,94 млн человек, в 2002 году - 4,1 млн, а в 2010 году - 4,07 млн. 

Башкир в 1989 году насчитывалось 863 тысячи человек, а в 2002 году - уже 1,22 млн (+357 тысяч), в 2010-м же году - 1,17 млн (-50 тысяч). Татар в 1989 году насчитали 1,12 млн человек, в 2002 году - 990 тысяч (-130 тысяч), а в 2010 году чуть более 1 млн (+20 тысяч). Численность русских в Башкирии с 1989 года сокращается - 1,55, 1,49 и 1,43 млн человек соответственно. 

А вот в Уфе динамика в целом отрицательная. Здесь с 1989 года количество жителей снижается. Город еле-еле удерживает статус миллионника - 1,08, 1,05 и 1,06 млн, по данным переписи последних лет. 

По словам Габдрафикова, на Уфу в Башкирии традиционно смотрят как на русский город. Но доля русского населения в нем на протяжении 30 лет падает. В 1989 году - 586 тысяч человек, в 2002-м - 530 тысяч, в 2010 году - 489,5 тысячи человек. 

Башкиры же свою численность в городе увеличивают: 122, 154 и 171 тысяча человек. А вот доля татар незначительно колеблется - 291, 294 и 284 тысячи человек. 

В своем выступлении ученый привел примеры по отдельным районам. В частности, по западному Кушнаренковскому району Башкирии, который традиционно считается татарским.

В 1989 году здесь проживали 1,5 тысячи башкир, в 2002 году - 12,7 тысячи (рост почти в 10 раз), а в 2010-м - 8,9 тысячи человек. В 1989 году татар в этом районе было 22,2 тысячи человек, в 2002-м - 11,6 тысячи (сокращение в два раза), а в 2010 году - 13,6 тысячи человек. 

- Нам, экспертам, социологам и статистам, надо высказать предложения, как бы снизить напряженность из-за махинаций при переписи. Может, к этому процессу всё-таки более гибко подходить? Дать право человеку самому определиться? Я сам выходец из Западной Башкирии, между татарами Востока Татарстана и башкирами западной части нет этнокультурных различий. То есть они себя могут одинаково считать и татарами, и башкирами, - заявил докладчик. 

Габдрафиков поделился и своими прогнозами относительно переписи 2020 года. По его словам, Башкирия в следующем году может недосчитаться около 70 тысяч русских. Относительно соотношения татар и башкир он выразил опасения. 

- После 2010 года башкирские общественники уже начали подготовку к следующей переписи. Например, выпущены 40-томные книги по башкирским родам, а это своеобразные генетические паспорта по сельским и населенным пунктам Северной и Западной Башкирии, где преимущественно проживают татары. Также в ход для убеждения татар записываться башкирами идут различного рода генетические исследования и этностатистика дореволюционной России, - рассуждает Габдрафиков. 

В то же время он сомневается, что последним данным можно доверять, потому что на рубеже XIX-XX веков понятия «национальность», «татары» и «башкиры» понимали совсем иначе, чем сегодня. Тем не менее какое-то потепление относительно «татарского фактора» в Башкирии наблюдается. 

- Радию Хабирову надо избираться в сентябре (сейчас он временно исполняющий обязанности. - Ред.). Он прагматик и понимает, что большинство электората в Башкирии - небашкиры. Он понимает, что русским и татарам тоже надо нравиться. К тому же последние выборы в республике показали, что у нас татары, как правило, голосуют за кандидата-татарина, а башкиры - за башкира. Хабиров, конечно, авторитарный руководитель в хорошем смысле этого слова. Он выходец из Ишимбаевского района тептярской деревни. А тептяры всё-таки больше татары, чем башкиры, - считает ученый. 

В качестве конкретных подвижек руководства Башкирии навстречу татарскому населению он назвал установление в Уфе памятника писателю и поэту Габдулле Тукаю. 

- Раньше этого добиваться было бесполезно. К этой идее даже близко не подходили. А в октябре 2018 года мы получаем Хабирова, а уже в апреле 2019 года нам устанавливают памятник Тукаю. А на каком высоком уровне прошли Дни Татарстана в Уфе, когда такое было ещё?! - говорит Габдрафиков. 

В то же время между татарами и башкирами за пределами их республик сохраняется дух соперничества и конкуренции. Например, рассказывает ученый, общественная организация Курултай башкирского народа настоятельно рекомендовала башкирам в других регионах России раньше проводить Сабантуи, чем у татар, и стараться избегать общих мероприятий. Хотя культурно-национальные автономии создаются и существуют как «татаро-башкирские». 

Татарский мир в Сибири 

Ученый из Института проблем освоения Сибири Тюменского научного центра Вера Клюева говорила о проблемах, связанных с переписью сибирских татар. 

В Тюменской области согласно данным 2002 года насчитывалось 7,9 тысячи сибирских татар. В 2010 году их численность упала до 6,6 тысячи. С чем это связано? Она рассказала, что в 1988 году в Тюменской области создается Комитет национального возрождения сибирских татар во главе с Булатом Сулеймановым и Анасом Гаитовым. Своими целями они определили оформление национально-территориальной автономии сибирских татар, признание их коренным (то есть отдельным от казанских татар, от большого татарского народа России) народом, признание сибирско-татарского языка самостоятельным (уход от татарского литературного языка) и создание своей отдельной письменности. 

- Во время переписи 2002 года общественники вели активную работу. Они призывали сибирских татар конкретизировать свою этническую принадлежность, называться сибирскими татарами, или себерле. Таким образом должны были показать свою численность, чтобы претендовать на статус малочисленного коренного народа, - рассказывала эксперт. 

Это всё вылилось в острую дискуссию. Клюева говорит, что против такой политики выделения сибирских татар, например, были казанцы, которые переехали в область из Татарстана или других регионов традиционного проживания татар. 

Они объясняли это тем, что таким образом произойдет размывание этнической идентичности в смешанных браках, заключенных между казанскими и сибирскими татарами, между русскими и татарами. Звучал также аргумент, что если сибирские получат статус отдельного народа, то в отношении них могут начаться дискриминации. 

- Были и те, кто призывал оставаться в большом татарском народе. Почему? Потому что там сибирские татары становились частью нации, которая является второй по численности в России после русских, - перечисляла ученый. 

Что же говорили в пользу отделения? 

- У сибирских татар иногда отмечаются некие этнические комплексы перед казанскими. Им кажется, что язык казанских красивее, что девушки и юноши красивее. Возможно, что выделение в отдельную общность - попытка преодоления комплексов, - говорила Клюева. 

Тем не менее ближе к переписи 2010 года активность сибирско-татарских общественников затухает, также уже не муссируется идея получения статуса коренного народа. 

- По результатам переписи 2010 года становится видно, что численность сибирских татар сократилась. Раз нет агитации, значит, нет потребности акцентироваться на своей отдельной этничности, - делает вывод эксперт. Таким образом, некоторые сибирские татары опять стали себя записывать как просто «татары». 

Заболотные татары хотят стать малым народом

Впрочем, в Тюменской области сохраняется локальная татарская группа, которая по-прежнему стремится заполучить статус малого коренного народа. Речь идет о заболотных татарах (сас сыбырлар). Заболотьем в Тюмени называется северо-западная часть Тобольского района области. 

- Заболотные утверждают, что их язык чем-то отличается от сибирскотатарского. Хотя это не совсем так. Заболотные татары аргументируют свое право на отделенность тем, что ведут традиционный образ жизни. Заболотье в Тюменской области - это труднодоступная территория. Зимой туда можно добраться только на зимнике, а летом на вертолетах или на лодках, - рассказывает специалист. 

В то же время, сообщает Клюева, сейчас в районах проживания заболотных татар стали меняться имамы, некоторые из них проходят специальные курсы повышения квалификации.

- Эти имамы возвращаются на свои земли. Раньше же заболотные татары претендовали на то, что у них особенный ислам, с нюансами и местными традициями. Но вернувшиеся с курсов хазраты стандартизируют и унифицируют их религиозные обряды и практики, - сообщает Клюева. 

Она добавляет, что в соцсетях можно наткнуться на старые призывы к сибирским татарам, чтобы они объединялись в отдельный народ численностью 200 тысяч человек. Однако местные татарские газеты, издания мечетей и тюменских муфтиятов пока никак не поднимают тему о предстоящей переписи.

КОММЕНТАРИИ (7)
Внимательный
Блин, в глазах аж зарябило от такого количества цифр. Кому это надо?
0
ОТВЕТИТЬ
Злой
Такое ощущение, что эти социологи и статисты не снизить напряженность хотят, а наоборот ее усилить. Кому какая разница, кем человек представился, кем он себя ощущает?
1
ОТВЕТИТЬ
Старик
Националистические проявления, именно националистические, а не национальные, никого и никогда еще до добра не доводили
1
ОТВЕТИТЬ
Смешно
В Башкирии район, носящий название Кушнаренковского, считается татарским. Здесь вроде все гармонично, а вы раздуваете
1
ОТВЕТИТЬ
Фу
Все эти подсчеты - как будто поголовье скота какого-то считают
0
ОТВЕТИТЬ
Ринат
Почему ни сделать перепись электронной?! Или хотя бы провести так ,называемый праймериз!Это же нормальное явление в современном мире!
2
ОТВЕТИТЬ
Габдулхак
Вторая по численности,вот что не нравится кое кому.
3
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Чтобы не развалилась семья, кто-то из супругов должен врать»

Автор фото: KazanFirst и из личного архива
Общество 08:32 / 18 августа
4
«Чтобы не развалилась семья, кто-то из супругов должен врать»

Казанский психолог Марина Гаралева уверена, что ложь в отношениях - во благо.

Семейный психолог, психолог-профайлер и кандидат психологических наук Марина Гаралева говорит: «Не дай бог в семье кто-то врать не будет!». Почему? Об этом ниже.

Мы все стремимся с кем-то выстроить прочные и долгие отношения. Кто-то хочет создать семью, кому-то нужен надежный партнер, кому-то друг. Поэтому хотим узнать о человеке как можно больше. Людям, которые намерены скрепить свои отношения официальным (или гражданским) браком, те же психологи советуют побольше обсуждать взгляды друг друга на жизнь, на быт, конкретные планы на будущее, обсуждать, как ваш будущий партнер по жизни (супруг или супруга) понимает, что такое семья, когда и каких детей он хочет и т. д. Гаралева предупреждает, что уже здесь могут быть такие «бонусы», с которыми придется смириться.

- Например, мужчина умеет делать деньги и приносит в дом много денег. Но при этом ни черта не умеет делать по дому. У него руки на это не заточены. Или мужчина дома мастер на все руки, потрясающий партнер в постели, а большие деньги зарабатывать не умеет. Женщина - стройная красавица и с ней идеально выходить и бывать в обществе, но дома в быту она дурная на всю голову и яичницу и то не может приготовить. Или, наоборот, женщине нужно два стула, чтобы присесть отдохнуть, но она изумительно умеет готовить, она идеальная домохозяйка, у нее с пола есть можно, а зубы вычищены даже у котов! - говорит психолог. 

Вы постоянно будете сталкиваться с такими противоречиями в людях, вам придется это учитывать.

- Но знать всю правду о человеке я не рекомендую, иначе это плохо кончится. У нас у каждого есть своя теневая сторона. Своя тень. В большинстве случаев эта тень очень страшная. Тень полицейского - это бандит. Тень священника - ведьма, тень бога - дьявол. Увидев тень, понимаешь, что с этой теневой правдой еще нужно научиться жить. У меня практика 20 лет, но иногда этого не выдерживаю даже я, - признается Гаралева. 

Поэтому люди врут. Не для того, чтобы обмануть, а чтобы не оттолкнуть от себя. 

- Первая функция лжи - адаптационно-компенсаторная. Человек адаптируется к жизни или к ситуации и ложью компенсирует недостаток информации для другого человека, - объясняет специалист. 

Но ведь бывают ситуации, когда узнать правду необходимо. Например, чтобы понять, почему вдруг изменилось поведение супруга или супруги, и сохранить семью. Психолог подсказывает два простых приема, которые помогают безошибочно понять, врет вам человек или нет. 

Прежде всего это тот самый признак, который бросается в глаза: у человека вдруг очевидно меняется поведение. Допустим, всегда было так, что муж, приходя с работы, сразу падал на диван. А тут вдруг идет на кухню, предлагает жене отдохнуть и сам берется приготовить ужин, помыть посуду. Но у такого поведения могут быть разные причины. И чтобы установить, что супруг вам лжет, нужно задать ему простой вопрос и понаблюдать, как он будет на него отвечать.

- Вот я стою голая на балконе и болтаю с вами по телефону. И вдруг вы меня непринужденно спрашиваете: «А ты сейчас где?». Я тоже говорила непринужденно, легко, но вопрос для меня неожиданный, мне есть что скрывать, поэтому мне нужно придумать ответ. Тут начинается чисто физиологический процесс: работа мысли переходит из правого полушария мозга в левое. Это занимает какое-то время, поэтому в разговоре обязательно возникает пауза. Она может быть короткой, но она всегда заметна, - подсказывает психолог. 

Ответ, который вы услышите после такой паузы, зачастую имеет несвойственные для текущей беседы интонации. «А я сейчас сижу в кафе с чашкой кофе!» - говорит вам Марина, стоящая голой на балконе. И вы замечаете, что говорит она после паузы, скороговоркой и с эмоцией человека, который вдруг нашел решение задачки. 

Вы выяснили, что ваш самый близкий человек вам врет. Осталось выяснить почему. Вызывайте его на откровенный разговор и выясняйте. Но будьте осторожны. Возможно, ложь вызвана тем, что вы каким-то образом подошли к теневой стороне личности супруга или супруги.

КОММЕНТАРИИ (5)
Antipka
"Вот я стою голая на балконе и болтаю с вами по телефону". Внизу уже толпа собралась и в ней человек с телефоном спрашивает «А ты сейчас где?». Так надо правду сказать, даже не задумываясь:"Дома я".
5
ОТВЕТИТЬ
Никита
У меня балкон на верхнем этаже и меня голым там не разглядишь. Но ваш юмор я оценил.
1
ОТВЕТИТЬ
Маша
Что за шизанутая дамочка? Вы вообще думаете, что публикуете? Ещё у психбольных интервью возьмите
5
ОТВЕТИТЬ
Профайл инкоррект
Сначала вранье, потом флирт, потом измены. А голые обычно из под спайсов в город выползали или с перепела величайшего
0
ОТВЕТИТЬ
Катя
значит без лжи семьи не построить?
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх