«Наши картины вне той идеологии, которую должен предложить телевизор зрителям»

Как фестиваль документального кино «Рудник» в Свияжске меняет киноиндустрию.

В Казани не любят документальное кино, считает известный в России кинорежиссер и сценарист Марина Разбежкина. В то время как под боком, в 60 километрах от столицы, в Свияжске, начался международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник». И снова та же Марина Александровна является его арт-директором. 

С чего бы делать такие резкие выводы? А с того, что фестиваль проводят уже третий год подряд и каждый раз он по-новому популярен среди киноделов, но только не среди казанских. 

- Недавно нам позвонила неизвестная девушка. Оказалось, она уже приехала в Свияжск из Сибири. Попросила взять её на фестиваль, если кто-нибудь откажется от участия. Сама изначально отбор не прошла, - подтверждает высокий интерес со стороны режиссеров продюсер кинофестиваля Кирилл Маевский

Чтобы стать участником «Рудника», люди со всей России и мира отправляли на отбор заявки со своими работами. Были среди них и из Казани, только их количество и качество оставляют желать лучшего.  

- Казань - это моя печаль. Было прислано несколько фильмов, но это было очень слабое кино. Когда начинали фестиваль, мы очень хотели построить хорошие отношения с местными киношколами. Попросили режиссеров Казани и Поволжья прислать свои фильмы для внеконкурсной программы. И здесь пришли работы в основном телевизионного формата, которые мы не считаем документальными. У ребят не было никакого интереса к кинематографу мира. Это меня очень беспокоит, - посетовала на пассивность соотечественников Разбежкина. 

На самом деле «Рудник» считается отличным стартом для режиссерской карьеры. Ведь это единственный в России фестиваль дебютного документального кино. 

- Сегодня документальное кино невероятно интересное. Его показывают на всех кинофестивалях, но только у нас все представленные фильмы - дебютные. К тому же картины в этом жанре не увидеть по телевизору. Потому что они вне телевизионного формата, вне той идеологии, которую должен предложить телевизор своим зрителям. Это независимое кино от государства, от социальных установок. Это молодые художники, которые предлагают свой взгляд на жизнь, - говорит арт-директор «Рудника». 

Как же эти фильмы не увидеть по телевизору? Казалось бы, для того они и снимаются, чтобы быть показанными многочисленным зрителям. По словам Разбежкиной, такой парадокс наблюдается только в России. В европейских странах с большим успехом вещают специализированные телеканалы. 

- У нас был такой канал, но его удачно уничтожили. Потому что свободный взгляд опасен. Это не значит, что мы делаем что-то антиправительственное. Вообще, любое свободное дыхание опасно. Любой наш фильм - это работа режиссера, который свободно дышит. Мы на фестивале учим, как это делать, - делится размышлениями собеседница. 

На фестивале показать свою первую картину режиссеры смогут несколькими способами. Если кино уже снято, то его представят на конкурсной или внеконкурсной программе. А если не снято, то тоже не беда. На «Руднике» проведут две семидневные лаборатории: Школа документального кино и Школа документальной анимации. 

- На обе школы было прислано много заявок. На Школу документального  кино - 110, из них прошли отбор 25. На Школу документальной анимации - 76, из них мы взяли 15 человек. Все участники впервые снимут свои фильмы прямо в Свияжске и покажут нам их в день закрытия фестиваля, то есть 28 июля, - рассказала Разбежкина. 

Казанские режиссеры остались к кинофестивалю равнодушными. Зато залы для просмотров кино заполняются зрителями полностью. И это не студенты киношкол. Со среды по воскресенье на этой неделе из Казани для всех желающих в Свияжск будет курсировать бесплатный трансфер.  

Программный директор «Рудника» Евгения Марченко уверяет, что зрителей ожидает насыщенная и интереснейшая программа. Публике представят шесть полнометражных и пять короткометражных картин от режиссеров из Польши, Швейцарии, Украины, Испании, Голландии, Дании, Швеции, Финляндии, Бельгии, России и других стран. 

Чтобы получить разрешение на показ зарубежных фильмов в России, Евгении пришлось вести нелегкие переговоры с именитыми режиссерами. Доказывать, что «Рудник» - один из перспективных фестивалей страны с серьезной программой. 

- Это все довольно редкие работы, 90% которых не показывалось в России. Когда мы говорим о дебютном кино, мы имеем в виду первые две самостоятельные работы режиссера. Несмотря на это, отобранные нами картины - это зрелые работы, которые можно оценивать. У многих фильмов уже есть призы и победы на различных европейских фестивалях, - говорит Марченко. 

Помимо показов для участников и зрителей организуют бесплатные мастер-классы от членов жюри. 


Читайте также: Максим Осадчий о том, почему можно научить ремеслу, но не таланту


Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Марк
Есть спрос на качественнное кино. Но минкульт выделяет денег видимо только на ширпотреб.
0
0
Ответить

Для кого
Хоть бы в ютуб выкладывали свое кино, а то расходы есть, а посмотрят максимум тысяча зрителей
0
0
Ответить

Зулейхан
Ага, щаззз, выложили на Ютуб. Наивные вы, документали то смотрят и любят, но им же надо денег. Никто не снимает документалку из любви к искусству. Студенты-режиссеры разве что. Татарстанские, ла и не только, творцы снимают свои "шедевры" и ездят с ними годами по фестивалям, лишь бы хоть что-то с этого поиметь. При этом, все прекрасно понимают, не короткий метр, не документалки, это не про деньги. Потому, собственно, и мало снимают.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite