«Можно научить ремеслу, но не таланту»

«Можно научить ремеслу
Выдающийся кинооператор впервые дал мастер-класс в столице Татарстана.

Ну кто из нас хоть раз не смотрел «9 рота», «Жара», «Обитаемый остров» или «Сталинград»? И если не эти, то абсолютно точно какой-то другой фильм от кинооператора Максима Осадчего вы точно видели, потому что их у него много и они популярны. Накануне он провел мастер-класс в Казани с местными работниками киноиндустрии. Ровно за полчаса до начала нам удалось встретиться с Максимом и немного поговорить о том, какое кино он любит смотреть больше всего сам и почему фильмы из регионов не могут получить яркого развития.

— Максим, поделитесь историей, почему вы решили приехать в Казань?

— В Казань меня пригласила компания «Кинотех». Позвонили и попросили провести здесь мастер-класс с какой-либо моей картиной. Мы посовещались, я подумал. Выбрали картину «Дуэлянт». И сегодня здесь мы проведем, во-первых, просмотр этой картины, во-вторых, мастер-класс в виде беседы о том, как снимался этот фильм, какие у него особенности были в творческом, техническом плане и как все это реализовалось. Ну и на другие какие-то вопросы по поводу кино можно поговорить. В таких рамках проходят встречи со мной.

«Можно научить ремеслу, но не таланту»

— А в Казани были до этого?

— В Казани я не был никогда, это первый раз.

— Уже успели осмотреться?

— Времени  было мало. Мы вчера проехались по городу, мне показали центр, некоторые исторические места и немножко рассказали про город. Детально ещё не успел посмотреть ничего.

— А долго здесь еще собираетесь оставаться?

— Я сегодня, к сожалению, уже улечу назад, но думаю, вернусь и более подробно познакомлюсь с Казанью. У вас много достопримечательностей, мне кажется, будет интересно посмотреть.

— Да, конечно, у нас очень много интересного. Скажите, у вас уже есть какой-то опыт проведения таких мастер-классов? Часто ли вам приходится делиться опытом с молодыми талантами?

— Это происходит на протяжении уже нескольких лет. Но мои мастер-классы не частые. Регулярно, два раза в год, меня приглашает выступить школа Михалкова. И всегда встречи проходят в разных форматах. И аудитории бывают наполнены разными профессиями, приходят и продюсеры, и актеры, и режиссеры, и операторы.

Бывает, мы общаемся в формате вопрос-ответ, а бывает, берем одну картину, её смотрим, изучаем бэкстэйдж. Я рассказываю какие-то технические и творческие моменты.

«Можно научить ремеслу, но не таланту»

— А как все-таки выбрали сегодняшний фильм к просмотру?

— Это я его предложил сам. Потому что в нем есть особенности, о которых интересно рассказать. По нему есть материалы. Поэтому этот мастер-класс будет подлиннее, посложнее. Бывает, что решают и слушатели, бывает, что берем две картины и сравниваем. На одном из мастер-классов мы обсуждали тему использования оптики. Мы взяли две картины — «9 рота» и «Дуэлянт», потому что они разные по применению оптики. С каждого фильма я выводил некоторые сцены на экран и рассказывал, как это снято.

— Не думаете над постоянной работой в области образования?

— Мне предлагали взять курс как педагогу во ВГИКе и в других школах. Но я не согласился. Может быть, к своему счастью. Я считаю, этим нужно заниматься серьезно. Нельзя быть свадебным генералом. Нужно уделять много времени на разработку программы. А времени этого мало. И так везде. Потому что обычно курсы, например, в Америке, ведут те, кто не снимает. И также приглашают к себе снимающих операторов на мастер-классы.

«Можно научить ремеслу, но не таланту»

— Как вы относитесь к тому, что студентов обучают профессии те, кто ни разу не работал в ней?

— Это как раз не просто педагоги, это бывшие кинооператоры. Они понимают, о чем идет речь. На практические части они приглашают гостей с поля, но там сразу студия нужна, свет. Нужны камеры. Это ведь все требует денег.

— Несмотря на плотный график, вы нашли время, чтобы приехать в Казань. Над чем вы работаете сейчас?

— Есть проекты, которые я не называю. Я только что закончил два. Один — полнометражный фильм, который снимался в прошлом году. Он будет называться «Девятая». Это детективный триллер. Картина происходит в конце XIX века. Надеюсь, выйдет в прокат осенью этого года. Сразу после завершения этого, через месяц, мне предложили новый проект, где я впервые снимал сериал. Тоже исторический, начало XX века. Длится 12 серий. Рабочее название — «Цыпленок жареный». Это время сухого закона после революции. Работа заняла 135 смен, где-то около полугода. Сейчас проводится звуко-, и светокоррекция. В октябре выйдет фэнтези «Вратарь галактики». Его в основном снимали только в студии на зеленых фонах. Сейчас пишется сценарий для шпионской детективной истории, она планируется на 2020 год.

— Можете ли назвать свою любимую работу?

— Не могу. Все фильмы разные. По-своему. Каждый из них — твоя маленькая жизнь. Есть, наверное, в этих фильмах любимые эпизоды. А определить только одну не получается. Все они дороги мне.

«Можно научить ремеслу, но не таланту»

— Какие фильмы вы смотрите?

— Я смотрю очень много кино. Осторожно отношусь к комедиям. Мне нравится, когда в этом жанре есть умный юмор. Но таких немного. Иногда я смотрю фильмы, которые не комедии вовсе. Но мне кажется, это смешно. Мне нравится смотреть фильмы, в которых есть изображения, операторское решение, которые сняты стильно. Безусловно, такую картину смотреть интереснее. Мне нравится совершенно разное кино. Смотрю, как все, «Мстителей», хотя герои там подтянулись уже откуда только можно и создатели фильма смеются над этим сами. Зато это 3D, большой экран. Где ещё такое найдешь? Я считаю, что смотреть передовые вещи просто необходимо. Смотрю и арт-хаус, и умное кино, какие-то шпионские вещи. Недавно смотрел в малом прокате «Охотник на оленей». Это 1970 годы с Робертом Де Ниро и Мерил Стрип. Это драма, после которой я остался под глубоким впечатлением. Сейчас доступных к просмотру фильмов очень много. Но большая часть их ничего не стоит.

— Считаете ли вы себя дорогим оператором?

— Как сказать… Не то что дорогой. Я с высокой ставкой. У нас есть общероссийская операторская гильдия, в которой есть определенное понятие, сколько вообще операторы должны стоить. В рекламе я ничем не отличаюсь от других, кто ее снимает. Абсолютно та же ставка по тем же условиям. Что касается кино и сериалов, я могу превышать какие-то ставки. Все зависит от проекта, в котором участвуешь. Есть проекты заказные, когда эффект зависит от бюджета и в общем-то картина большая со сложными сценами. Есть работы проще. Это те, в которых участвуют государственные деньги. Там другое отношение и другая ставка. Недавно мы снимали документальный фильм о Льве Толстом. Это были частные инвестиции и небольшой бюджет. Когда идешь на такую работу, ты берешь ставку ниже и соглашаешься на эти условия.

«Можно научить ремеслу, но не таланту»

— Если я не ошибаюсь, у нас в Казани в институте культуры готовят кинооператоров. Что вы можете сказать тем, кто собирается туда поступать? Может быть, вы поделитесь главной сложностью вашей работы, чтобы они имели в виду?

— Когда я учился в институте, у нас каждый год операторский факультет выпускал от 25 до 35 человек. Работают сейчас по специальности я, Мария Соловьева и еще два человека из тех, что я знаю. Остальных я не видел и не слышал. Надо понимать, что если на курс поступают все 25 человек, то не все они смогут стать замечательными операторами. Должно быть какое-то призвание. Не у каждого оно есть. 

Можно научить ремеслу, а научить таланту нельзя. Ну… Если есть талант, есть глаз, есть чувство понимания того, что делаешь, нужно работать. Профессионал должен обладать ещё и какими-то человеческими качествами. Он должен быть коммуникабельным, гибким и в то же время настойчивым. Ты же работаешь с людьми, с режиссером, что требует человеческого контакта. Это сложный синтез, и не каждому человеку он дан. Те, у кого он все-таки есть, из них получаются более яркие личности. Поэтому надо дерзать и много работать. 

Обязательно нужно пройти академию. Все великие художники, например, Эдгар Дега, который рисовал смещенные композиции, прошел огромную академическую школу и начинал с того, что копировал картины художников эпохи возрождения. Только потом начал творить свое, пробовать более смелые вещи. Читайте умную литература, изучайте психологию и живопись. Сейчас это все в открытом доступе. А потом судьба вас сама к нужному приведет.

«Можно научить ремеслу, но не таланту»

— Напоследок немного отвлеченный вопрос. Есть понятие регионального кино. Вы что-нибудь знаете об этом? У нас в Татарстане есть даже свой кинофестиваль. Но отношение к нему и ко всем нашим фильмам не всегда однозначное.

— На вашем фестивале я ещё не был. На фестивалях я вообще редко бываю. Но вопрос регионов стоит довольно остро. Даже в Петербурге, в нашей культурной столице, сложности в этом плане, несмотря на то, что там свои режиссеры, свои школы и институты. Москва по-прежнему остается единственным центром, где всё варится. Чтобы в регионах и в Петербурге снималось кино собственное, а не то, что пришло из Москвы, нужны современные студии. А это большие затраты, которые может осилить только государственный бюджет.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *