Протест крановщиков в Казани: главное, что нужно знать об этом

Машинисты остановили технику и предъявили требования работодателям.
Машинисты остановили технику и предъявили требования работодателям.

В Казани встали порядка 50 башенных кранов. Машинисты отказываются работать с нарушениями техники безопасности, Трудового кодекса и низкой зарплатой. Они отправили коллективное письмо работодателям с надеждой, что те пойдут им навстречу. Однако вместо диалога начались увольнения и угрозы.

«Такое происходит повсеместно, не только у нас»

Движение казанских крановщиков начало образовываться 11 месяцев назад. Тогда в нем состояло четыре человека, в числе которых был Юрий Шарипов. Он также является представителем межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация». Именно она отправила коллективное письмо компаниям с требованиями повысить зарплату и соблюдать нормы и организовала протест. Сам Шарипов работает крановщиком 10 лет. За это время он часто сталкивался с нарушениями. 

Протест крановщиков в Казани: главное, что нужно знать об этом

— Такое происходит повсеместно. Чтобы привлечь внимание к проблеме, мы останавливаем работу кранов. Это ни в коем случае не забастовка, как многие пытаются объявить, а именно остановка кранов в связи с тем, что создается угроза жизни и здоровью окружающих, — подчеркивает машинист.

Инициативная группа утром объездила несколько объектов Казани. К примеру, на стройплощадке жилого комплекса «Мой ритм» краны выходят за территорию. По словам собеседников, 20 метров стрелы висят над дорогой, а людей может спасти лишь умение крановщика, поскольку какие-либо приборы безопасности отсутствуют. 

— Мы за полчаса увидели восемь нарушений. Нас заставляют работать. Говорят: «Не хочешь работать, другого поставим». Никаких сверхурочных. Средняя зарплата крановщиков по Казани — 200-210 рублей в час. По закону должно быть 160 часов в месяц. Получается 32 тысячи. Многие говорят, что мы получаем по 70 тысяч. Простите, мы за эти деньги проводим на кране 320-340 часов, — продолжает Шарипов. — Очередное повышение чего-то и не повышение зарплаты приведет к тому, что люди просто уйдут. У нас ведь нет несчастных случаев, когда просто палец сломал. Как правило, либо инвалидность, либо смерть.

Протест крановщиков в Казани: главное, что нужно знать об этом

«По телефону сказали: «Ты и вот эти двое уволены»

Активисты заявляют, что они устроили протест не из-за желания выступить, а потому что ситуация дошла до предела. 

— Меня уже уволили, — рассказывает Шарипов. — Пока причины нет. По телефону сказали: «Ты и вот эти двое уволены». Ещё одному аннулировали пропуск на объект, что, по сути, тоже является скрытым увольнением.

Другая машинистка, которая представилась Альбиной, работала на объекте ЖК «Мой ритм». В среду, 24 июля, там встали два из шести кранов.

Протест крановщиков в Казани: главное, что нужно знать об этом

— Везде нарушается техника безопасности, стропальщики не имеют корочки. Работают иностранцы. Сидишь, со страхом и риском поднимаешь груз, не зная, сцеплен он правильно или нет. Режим сбивается. Мы работаем с 7 утра и минимум до 8 вечера, иногда и без обеда. Остаемся порой и в ночную смену. Не устраивает, что не оплачивается ночная смена в двукратном размере. Тарифная ставка — 220 руб./час. У нас разнорабочие, которые приехали из Узбекистана, получают по 250 руб./час, хотя особо ничем не занимаются, — утверждает собеседница.

С её слов, со стороны работодателя особых движений нет. Два месяца назад он поднял зарплату до 220 руб./час, но для опасной работы эти цифры малы. 

— Я начала работать в 2007 году. Если сравнить, что было тогда и сейчас, то это небо и земля. Тогда все было по правилам: работали с 8 до 18 вечера, у всех были корочки, суббота — короткий день, а воскресенье — выходной. Что сейчас происходит — уму не постижимо. Иной раз хочется бросить все и уйти, потому что лезешь на кран с молитвами. Не дай бог что случится, потому что краны старые, не принятые [Ростехнадзором], — заключила Альбина.

Крановщикам стали поступать угрозы

Игорь Муравьев работает машинистом 18 лет. Его объект — средняя общеобразовательная школа в Азино. Ситуация с техникой там аналогичная.

Протест крановщиков в Казани: главное, что нужно знать об этом

— Грубые нарушения: кран не сдан Ростехнадзору, нет проекта производства работ, нет стропальщиков. До сих пор нет паспорта объекта, — заявляет мужчина. — Там поставили прибор безопасности, который ограничивает грузоподъемность. И то под давлением заказчика пришел ремонтник от моего работодателя, сорвал пломбу и настроил прибор так, как нужно заказчику. 

Крановщик также требует соблюдения всех норм и повышения зарплаты до 500 руб./час. По его словам, нынешней ставки не хватает даже на здоровье, а из-за сидячей сверхурочной работы с ним у него много проблем.

Работодатель отреагировал на коллективное письмо угрозами, что повесит штраф за простойку крана на самих рабочих. 

— Начались звонки. Задавали провокационные вопросы, что за забастовка. Потом стали угрожать, что будут штрафовать, увольнять, — отметил Муравьев.

«Сейчас идет давление»

На стройке четвертого квартала в «Салават Купере» установлен 21 кран. Все сдаются в аренду разными компаниями. И на этой площадке большинство рабочих присоединились к акции протеста. 

Протест крановщиков в Казани: главное, что нужно знать об этом

— Ребята до обеда практически все не работали. Потом приехал генеральный директор «Ак Таша» и — я не знаю, в какой форме, — их заставил работать. Но они испугались — у всех же семьи. Сейчас идет давление, — говорит Владимир Водолазов, крановщик, представитель межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация». — Сложно сказать, сколько сейчас кранов стоит [по городу], — где-то более 30. С утра стояло порядка 50. 

Собеседники рассказывают, что сейчас идет пик строительства и на объектах нехватка крановщиков, поэтому трудно найти подмену. Потому работодателям взамен ушедшим сотрудникам придется нанимать либо штрейкбрехеров, либо нелегалов, лишь бы закрыть день, потому что простои жестко отразятся на заказчиках. 

Протест крановщиков в Казани: главное, что нужно знать об этом

— Они же говорят, что хотят штрафы на нас повесить. Как? Эти краны вообще не должны работать. Они не сданы Ростехнадзору, не приняты в эксплуатацию. Крановщик по своей инструкции не имеет права залезать на кран и работать. Это грубое нарушение. Мы работаем на свой страх и риск, — акцентирует внимание Владимир. — Я работаю с 7 до 19 плюс время на дорогу. Уезжаю — дети спят, а приезжаю — они готовятся ко сну. Вижу детей два часа. 

Во время беседы с крановщиками представителей руководства объекта на месте не было. По словам собеседников, ни работодатель, ни застройщик не хотят идти на диалог. 

Прокуратура начала проверку 

На коллективное письмо отреагировала прокуратура, которая проведет свою проверку, а также Минстрой Татарстана, который поддержал крановщиков, но, по словам активистов, в прошлом году он считал иначе.

— Минстрой вчера признал часть наших требований. Год назад их позиция была другой. Они сказали, что краны к нам отношения вообще не имеют, — говорит Юрий Шарипов.

— Как это было? Одна крановщица с ними связалась и попыталась разъяснить ситуацию. Ей прямо по телефону сказали: «А вы кто такие? Какое имеете отношение к строительству? Никакого. До свидания». Вот и весь разговор. Она может сама подтвердить это. А сейчас они признали, что мы все-таки имеем к ним отношение. Осталось с нами встретиться и решить этот вопрос, — добавил Водолазов.

Крановщики хотели вызвать представителей Ростехнадзора на объект самостоятельно, но для этого нужно было отправить письменное обращение. 

Протест крановщиков в Казани: главное, что нужно знать об этом

Во время беседы с крановщиками в «Салават Купере» стали подъезжать машинисты из других городов, которые находятся в такой же ситуации. Владимир Овчинников приехал из Екатеринбурга. По его словам, ситуация с рабочими в его городе почти такая же. 

— Низкая оплата, большая часть застройщиков пытается конкурировать с помощью уклонения от уплаты налогов, задавливая те компании, которые хотят работать по белому. Отличаемся тем, что у нас разный контингент застройщиков, которые имеют деньги и строят жилье. Наши застройщики — это люди-одиночки. Можно сказать, которые после 90-х выжили, всё прошли и сейчас через подставные фирмы работают. Это выгодный бизнес, — говорит Овчинников. — Также у нас много посредников. Выигрывает тендер одна фирма, которая практически ничего не имеет. Как она это делает — большой вопрос. Фирма в свою очередь нанимает ещё одну, которая работает за меньшие деньги. Та нанимает за ещё меньшие деньги подрядчиков, которые работают за копейки кое-как с нелегалами, которых тоже кидают на деньги. 

Крановщики замечают нарушения техники безопасности, но их заставляют работать. Мужчина отмечает, что сейчас пошла тенденция, когда работодатели берут человека с улицы. Он платит 10 тысяч рублей за корочку крановщика, не проходя никакого обучения. 

Александр Чуйко приехал из Израиля, чтобы поддержать казанцев. Там крановщики получали 15 долларов/час и тоже работали с нарушениями техники безопасности. Не выдержав таких условий, Чуйко уволился и пошел бастовать.

Протест крановщиков в Казани: главное, что нужно знать об этом

— Решили поговорить с работодателями и крановщиками. Дошло до того, что мы выставили свои условия. Никто на них не пошел. Мы устроили свою забастовку. Работодатели почесались и приняли наши условия, но не все. Перешли на белую зарплату, стали получать больше, решили ряд нарушений по технике безопасности, — отмечает Александр.

Всероссийский слёт 

Машинисты из других городов приехали в Казань не просто так. Как отметил Водолазов, будет организован слёт крановщиков.

— Он пройдет с 24 июля по 1 августа. Так как мы не профессионалы в этом деле, организовали сами так, как можем. Исходя из ошибок, сделаем потом более культурно. Сейчас люди съезжаются. Уже приехали представители Екатеринбурга, Израиля. Они когда-то так же подняли забастовку и улучшили свою жизнь. Теперь у них профсоюз находится в правительстве. С ними считаются, улучшили технику безопасности, подняли зарплату. Они начали так же остановками, а потом стали массово увольняться, — говорит мужчина.

Протест крановщиков в Казани: главное, что нужно знать об этом

Поддержать коллег хотят приехать крановщики из Самары, Ростова-на-Дону, Москвы, Новосибирска, Когалыма и Воронежа.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: