«Только шаги навстречу друг другу помогут достичь согласия в обществе»

Минтимер Шаймиев - об образовании будущего и полилингвальных школах.

Редакция KazanFirst публикует расшифровку выступления Минтимера Шаймиева на Международном фестивале учителей в Елабуге. В своей речи Госсоветник Татарстана затронул актуальные темы системы современного образования. 


Россия - многонациональная страна, где рядом друг с другом живут разные народы. Поэтому сохранение и развитие родных языков - определяющий вектор политики государства. Право каждого гражданина на изучение, использование и получение образования на родном языке закрепляет действующая Конституция. Она же дает республикам, входящим в состав Российской Федерации, право устанавливать государственные языки, которые употребляются наравне с госязыком страны.

Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник научной педагогики в России, в статье «Родное слово» писал: «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его отживших предков. Отнимите у народа все - и он все может воротить; но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но языка - никогда: вымер язык в устах народа - вымер и народ».

Родной язык сохраняет национальную идентичность, раскрывает личностный потенциал. Уверен, представители народов, утративших родной язык, потеряли генетический код и навряд ли уже станут представителями другого этноса.

Швейцария, Испания, Финляндия, Великобритания прошли путь от доминанты языка большинства к равноправному использованию языков представителей этнических групп, проживающих на территории страны. Сегодня трудно представить современное государство без удовлетворения языковых прав граждан, которое подразумевает не только использование языка в обществе, но и получение образования на родном языке как гарантию сохранения и развития.

В Казани к 80-м годам XX века оставалась единственная школа с преподаванием на татарском языке. Ущемление языковых прав ведет к нарушению межнационального согласия, и неслучайно языковой вопрос резко обострился в Татарстане в начале 90-х годов.

Правовые механизмы удовлетворения языковых требований национальностей, проживающих в республике, удалось найти благодаря принятию Декларации о государственном суверенитете РТ, Конституции РТ, а позже - закона «О языках народов республики Татарстан». Уже в 1994 году утвердили программу по сохранению, изучению и развитию языков народов республики. Генеральной линией стало расширение сферы татарского языка в достижении баланса функционирования обоих государственных языков в РТ. Без преувеличения эти решения стали основой быстрого экономического развития республики.

Межнациональное согласие начинается с уважительного отношения к представителям других национальностей, с изучения языка. Жители Татарстана были благодарны за то, что русский и татарский языки получили конституционный статус.

Проблемы с преподаванием родных языков вновь возникли в республике в конце 2017 года. Политическая ситуация, сложившаяся с изучением родных языков, вызвала обеспокоенность жителей Татарстана, стала сказываться на состоянии межнационального согласия. Понятно, что родной язык, язык матери - первичен. Но это тонкая материя, сохранение которой - непростая проблема, требующая терпеливой, конструктивной работы во благо единства страны.

Ближайшее будущее Татарстана определяют те, кто сегодня получает среднее и высшее образование. В XXI веке борьба за территории и полезные ископаемые сменилась борьбой за умы.

Наша республика развивается. В Татарстане экономика базируется на таких высокотехнологичных отраслях, как машиностроение в лице гигантов отрасли: «КАМАЗа», заводов авиа - и вертолетостроения, предприятий нефтедобычи и нефтехимии. Успех предприятий, включая и аграрную отрасль, определяет уверенное внедрение инфокоммуникационных технологий. Стратегией инновационного развития России на период до 2020 года применительно к сфере образования поставлена задача по формированию у граждан страны компетенций, отвечающих требованиям XXI века, включая владение иностранными языками.

Результаты государственной итоговой аттестации в 2019 году в республике, которые выше средних по России показателей, доказывают, что Татарстан справляется с задачей. Радуют результаты по математике - 30 выпускников получили 100 баллов по предмету, больше, чем в любой другой год проведения ЕГЭ в республике.

Стобалльников по одному предмету - 170 человек, по двум предметам - 10, по трем - один. Достижение - 399 баллов по результатам ЕГЭ, набранных выпускником татарской гимназии №2 имени Шигабутдина Марджани при КФУ Рамилем Багавиевым. Рамиль сдал русский язык, информатику и физику на 100 баллов, математику - на 99 баллов. При этом 11 лет школьник обучался на татарском языке.

Завтрашний день образования, тенденция мирового развития - изучение языков, в том числе родных. Генеральной Ассамблеей организации объединенных наций 2019 год провозглашен Международным годом языков коренных народов. По инициативе Франции на 206-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО внесен пункт «Преподавание иностранных языков и лингвистическое разнообразие». В проекте решения странам-членам ЮНЕСКО предлагается ввести преподавание как минимум двух иностранных языков, в дополнение к родному языку.

Международная организация ЮНЕСКО в области изучения языков и образования сформулировала три принципа, которые поддерживает:

1. Учеба на родном языке повышает качество образования на основе использования знаний и опыта обучающихся и учителей.

2. Двуязычное или многоязычное образование не только в школах, но на всех ступенях образования.

3. Язык - компонент межкультурного образования, который поощряет взаимопонимание и уважение прав между группами людей.

Направление, удовлетворяющее образовательные запросы общества, - создание полилингвальных образовательных комплексов. Строительство первого пилотного комплекса в этом году началось в Казани, в проекте - еще шесть, которые появятся к 2022 году: два в столице Татарстана, по одному в Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Елабуге. Проект поддержан президентом республики Рустамом Миннихановым, министерством просвещения РФ, соответствующие поручения даны президентом России Владимиром Путиным.

«Я полностью разделяю вашу неизменную убежденность в том, что необходимо уделять особое внимание сохранению языков коренных народов и способствовать развитию полилингвальных образовательных учреждений, в которых молодое поколение будет учиться с уважением относиться к другим культурам. Убеждена, что данная инициатива послужит выполнению важной задачи распространения идей толерантности и достоинства, а также достижения единства всего человечества через культурное разнообразие и диалог», - после посещения республики в марте текущего года заявила генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле.

Концепция полилингвального образовательного комплекса разработана с учетом государственных, этнокультурных потребностей многонационального народа Татарстана и России, российских и зарубежных образовательных практик, мировых тенденций развития образования. Строящийся сегодня первый полилингвальный образовательный комплекс решено назвать «Адымнар - путь к знаниям и согласию».

В значении слова «адымнар» - «шаги» - заложена символика, ведь для достижений в жизни прикладываются усилия, делаются шаги к поставленным целям. Только так, делая шаги навстречу друг другу, можно достичь согласия в многонациональном обществе.

Базой для нашего первого комплекса стала действующая в Казани 165-я школа, где решены проблемы с изучением государственных языков, нет доминирования между родителями, при том, что учатся здесь дети 19 национальностей. В школе дети общаются на английском и других иностранных языках. И это здорово!

В составе комплекса будут: шесть базовых дошкольных учреждений, начальная школа, билингвальная школа, полилингвальная школа, интернат и загородный центр дополнительного образования на территории Арского муниципального района республики. Особенность проекта Татарстана заключается и в том, что дети впервые будут погружены в полилингвальную среду с раннего возраста.

Образовательный комплекс - это детские сады, в которых развитие детей будет вестись в условиях единого многоязыкового режима; организации гимназического типа с углубленным изучением и преподаванием учебных предметов на русском, татарском и иностранных языках; будут широко привлекаться ресурсы дополнительного образования в целях отработки практических навыков владения языками и общекультурными компетенциями.

То, что обучение начинается с базовых дошкольных учреждений, неслучайно. В детстве ребенок начинает говорить, легко осваивает родной и второй язык. В базовых детских садах постараемся учить детей языкам через игру, режимные моменты, учебу.

В начальной школе родители или законные представители ребенка определяют образовательную траекторию - билингвальную или полилингвальную. Разница между ними состоит в объеме изучения татарского языка как родного или государственного языка республики, но обе траектории подразумевают углубленное изучение английского языка. В случае выбора полилингвальной траектории татарский язык становится не предметом, а средством обучения.

В средней школе, начиная с седьмого класса, вводится и преподавание ряда предметов на английском языке. Таким образом, каждый из изучаемых языков на паритетных условиях выступает средством познания мира. Затем выбранная родителями траектория обучения продолжается и на старшей ступени.

Сегодня уже ведется работа по созданию соответствующих учебно-методических комплектов. В школах проектируют современные образовательные пространства, трансформируемые учебные кабинеты, зоны социализации. Школа претерпевает эволюцию. Рад, что последние достижения педагогики и архитектуры будут радовать и учителей, и учащихся.

Для достижения педагогического результата важно развивать сотрудничество школы и семьи. Родительская сопричастность к результатам и воспитанию детей в концепции полилингвального комплекса. С момента зачисления ребенка в школу родители раз в месяц будут посещать педагогический лекторий, заниматься совместными проектами, направленными на педагогическое просвещение, выработку единства воспитательных требований, актуализацию роли семьи в сохранении этнокультурных и языковых ценностей. Это позволит родителям осознать сопричастность к достижениям детей, искоренить потребительское отношение к школе. Огорчаюсь, когда вижу примеры в СМИ неуважительного отношения к учителю. Залог успеха - единство и взаимопонимание учителей и родителей.

Имя школе делают учителя. Современное педагогическое образование не предусматривает подготовку и совершенствование квалификации педагогов, способных вести образовательный процесс одновременно на нескольких языках. Тем более - учителей-предметников неязыкового цикла. Предстоит создать модель подготовки и карьерного сопровождения педагогических работников, включающую в себя языковые интенсивы и стажировки, совершенствование методологических и культурологических представлений, отработку навыков по продюсированию талантов и использованию цифровых технологий, а также ориентированную на участие в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и практиками. В реалиях требований сегодняшнего дня, грядущего завтра - это государственная задача.

Министерством образования и науки нашей республики совместно с Академией наук Республики Татарстан, Казанским федеральным университетом, Набережночелнинским педагогическим университетом и Елабужским педагогическим институтом разработаны республиканский заказ и Государственная программа по подготовке педагогических кадров для работы в билингвальных и полилингвальных образовательных организациях на 2020-2025 годы. Сейчас проработки на рассмотрении правительства республики.

В структуре образовательного комплекса «Адымнар» будет предусмотрена работа интерната и загородного центра дополнительного образования в Арском муниципальном районе. Интернат рассчитан на 240 мест. Ученики погрузятся в языковую среду ввиду круглосуточного нахождения в учебном заведении. Поэтому штат воспитателей интерната укомплектовывается из педагогов, свободно владеющих несколькими языками, способных организовать воспитательную работу и режимные моменты детей на иностранных языках.

Загородный центр дополнительного образования на 320 мест создается для двух образовательных комплексов Казани в живописном месте Арского муниципального района республики - на родной земле великого поэта татарского народа Габдуллы Тукая. Для учащихся четырех образовательных комплексов в Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске и Елабуге создается единый загородный центр дополнительного образования на части загородной базы КАМАЗа.

Сегодня половина выпускников девятых классов делает выбор в пользу среднего профессионального образования. Для нынешнего поколения это доступный путь профессионального становления и выхода на рынок труда. Сейчас количество студентов образовательных организаций профессионального образования составляет 69 тысяч человек. 80%, обучающихся в государственных колледжах и техникумах республики, - бюджетники.

Республика модернизирует профессиональное образование, понимая, что кадров для экономики недостаточно. С 2018 года введены новые специальности из перечня наиболее востребованных (ТОП-50): робототехника, эксплуатация и обслуживание роботизированного производства, мехатроника и мобильная робототехника. Благодаря республиканской программе, начиная с 2014 года в тесном взаимодействии с отраслевыми предприятиями создано 37 ресурсных центров, вложено 5,1 млрд рублей.

Стимулом к развитию профессионального образования стало присоединение России в 2012 году к движению «Ворлдскиллс», которое зародилось в послевоенные годы в Испании (1947 год), когда миру катастрофически не хватало рабочих рук. К движению уже присоединилось 80 стран. В 2019 году 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» впервые примет Россия - соревнования пройдут в Казани с 22 по 27 августа.

В стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года сформулирована главная стратегическая цель для республики - стать глобальным конкурентоспособным устойчивым регионом с высокой включенностью в общероссийское и международное разделение труда. Наш лозунг: «Мы можем - Без булдырабыз!».

Понравился материал? Поделись в соцсетях
13 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Имя или псевдоним
Все бы школы сделать полилингвальными и вбухивать туда денег столько. тогдла бы и репетиторы не нужны были б
1
0
Ответить

Салават
Бабай дело говорит
2
0
Ответить

Яхшы егет
Без булдырабыз!
1
0
Ответить

Бабай
Бабаю можно что угодно поручать. Авторитет еще есть, порох в пороховницах имеется. И то что он сейчас занимается образовательным процессом, о многом говорит
2
0
Ответить

Родитель
Психологи уже давно доказали, что дети, воспитывающиеся в двуязыковой, а может и трехязыковой атмосфере, являются более способными в плане обучения
2
0
Ответить

Ордусь
У Сбербанка был хороший социальный проект про вымирание языков у северных народов. Очень меня впечатлил
2
0
Ответить

гузелия
"В структуре образовательного комплекса «Адымнар» будет предусмотрена работа интерната и загородного центра дополнительного образования в Арском муниципальном районе" В смысле интернат для сирот будет или как?
0
0
Ответить

Педагог
То, что сейчас между родителями и учителями нет понимания, это правда. Одни считают, что школа им обязана и учить и воспитывать. Учителя - что родители совсем не занимаются своими детьми и "повесили" все на них
2
0
Ответить

Старик
Все-таки не зря Шаймиева Бабаем прозвали. Уважаю
1
0
Ответить

Внимательный
Вы посмотрите кто в зале сидит. Практически нет молодых педагогов. Надо проблему привлечения молодых специалистов срочно решать, старая гвардия учителей не будет нормально все инновационные решения воспринимать
1
0
Ответить

Лиля
И «Езжай в Узбекистан» тоже там на галерке сидит, учится.
0
0
Ответить

Алия
Естественно, знать больше языков это хорошо. Но не нужно из этого делать смысл всей своей жизни
2
0
Ответить

Карим
А как же с первым президентом приехала сфотографироваться, который уже в одежде уходил
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite