Эксперты берут деньги и мотают садоводам нервы

Программа софинансирования проектов СНТ не может нормально стартовать.
Программа софинансирования проектов СНТ не может нормально стартовать.

Садоводы Татарстана третий год подряд получают бюджетные деньги на развитие своих обществ. В таких случаях положено радоваться, ведь государство не каждому помогает. Садоводы и радуются. Точнее, лидеры садоводческого движения с удовлетворением сообщают с трибун, сколько километров дорог, линий электропередач, трубопроводов, скважин, площадок ТБО удалось построить, проложить, пробурить и установить в различных СНТ. Все, что сообщают лидеры, — правда. Только вот председатели не радуются. Они чертыхаются, ругаются и не понимают, чего от них ещё хотят. Потому что реализация республиканской программы бюджетной помощи садоводам ежегодно натыкается на различные бюрократические рогатки.

Эксперты берут деньги и мотают садоводам нервы

В 2017 году Союз садоводов вместе с правительством Татарстана долго не мог запустить основную часть программы (550 млн рублей на всю республику) на строительство инженерных коммуникаций и дорог до забора общества из-за того, что не было механизма распределения бюджетной помощи. Механизм согласовали. В 2018-м аж до декабря затянулось реальное выделение денег садоводческим обществам по софинансированию — второй части программы, направленной на восстановление внутренней инфраструктуры СНТ. Чиновники никак не могли определиться с механизмом выделения средств для садоводов. Определились, как следствие — около 10 СНТ все же получили хоть небольшие, но деньги.

Казалось бы, в этом году уже ничего не может помешать реализовать республиканскую программу. Ан нет! Многие общества, которые заявились, никак не могут пройти государственную экспертизу проектно-сметной документации.

Эксперты берут деньги и мотают садоводам нервы

— Экспертизу проводит Государственное автономное учреждение «Управление госэкспертизы ценообразования по строительству и архитектуре». Мы заранее запросили там перечень документов, которые необходимы. Они его дали, мы всё по «садам» разослали. В перечне всего восемь документов. Но председатели теперь то и дело сталкиваются с дополнительными требованиями экспертов. То эту бумагу ещё принесите, то ту. Некоторые председатели уже до белого каления доведены, — в унисон рассказали председатель Союза садоводов РТ Владимир Дейнекин и председатель Общественного совета проекта «Единой России» «Дом садовода — опора семьи» Дмитрий Воробьев

Журналист KazanFirst связался с начальником отдела коммерческих услуг Управления госэкспертизы Айслу Илюхиной. Из официального письма руководителя ведомства (шефа Илюхиной) лидерам садоводческого движения зачитал ей перечень из восьми документов и поинтересовался, зачем её подчиненные требуют от председателей ещё что-то сверх этого.

— Неправда! Этот перечень короткий мы для них обозначили, то есть самый приемлемый. Мы требуем то, что положено по 427-му постановлению правительства Татарстана. Больше никаких документов не запрашиваем, — заявила Илюхина.

Эксперты берут деньги и мотают садоводам нервы

Ответ озадачил. Мы еще раз связались с Воробьевым. Он, не глядя ни в какие «напоминалки», сообщил, что эксперты требуют от председателей, например, Уставы обществ, хотя они уже переданы в правительство вместе с заявлением о желании войти в программу. Эксперты хотят иметь протоколы общих собраний обществ с фамилией избранного председателя правления. Без фамилии сделать экспертизу сметы не получится? 

— Еще к заявлению на экспертизу просят приложить файл с письмом Минсельхозпрода. Есть письмо с перечнем СНТ. В «садах» его не было, поэтому пришлось его запрашивать, — вспомнил Воробьев. 

Он, как и председатели, не может понять, почему представители Управления не могут оценить документацию конкретного СНТ без списка всех обществ, вошедших в программу.

— Если бы эксперты сразу дали не короткий, а полный список необходимых им документов, то и это было бы нормально. Приготовили бы весь пакет и отправили по «электронке». А так всё превращается в нервотрепку и не поймешь, зачем им это нужно, — резонно замечает Воробьев. 

Так, на минуточку, экспертиза для садоводов платная, зависит от суммы запрашиваемых из бюджета денег и стоит от 12,5 тысячи рублей и выше. То есть садоводы платят за то, чтобы их председателям эксперты ещё и голову морочили.

Эксперты берут деньги и мотают садоводам нервы

Но нервотрепка — это полбеды. Вместе со сроками на исполнение программы восстановления общества как шагреневая кожа уменьшается и сумма софинансирования. В прошлом году о начале реализации объявили в августе и дали знать садоводам, что на эту программу республика готова выделить 500 млн рублей. Но реально программа стартовала только в декабре, принять участие в ней смогли около 10 СНТ и выделено им было всего 38 млн рублей. 

— На сегодняшний день в программу софинансирования заявились 63 СНТ, у которых в распоряжении 83 млн рублей собственных денег, — говорит Воробьев. 

На каждый вложенный садоводами рубль государство дает два. То есть на сегодняшний день из бюджета дачникам должно пойти 166 миллионов. Сколько получат на самом деле — одному богу известно. Ну, может, еще эксперты знают.

— В прошлом году никакой экспертизы документации никто не проводил, но все бюджетные деньги пошли в дело, а не куда-то ещё, — вспомнил Воробьев. 

Видимо, дело в том, что экспертиза предусмотрена процедурой выделения бюджетных денег. В прошлом году ею пренебрегли, потому что времени уже не было, шел декабрь. В этом специалисты решили поработать с удвоенной старательностью. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: