Навыки будущего не встраиваются в образовательный стандарт

В Казани названы имена победителей первого в мире чемпионата Future Skills.

В последний соревновательный день мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills, проходящего в Казани, состоялась церемония награждения победителей в компетенциях блока Future Skills - навыки будущего, которые в ближайшее десятилетие сформируют новую цифровую экономику. 

Future Skills - новелла российского чемпионата и пока не входит в основной список компетенций. Несмотря на это, в праве называться самыми перспективными специалистами соревнуются 169 человек из 17 стран, в том числе 115 россиян. 

Республику Татарстан тут представляли семь человек в шести компетенциях: «Разработка мобильных приложений», «IТ программные решения для бизнеса на платформе «1С: Предприятие 8», «Технологии композитов» (в компетенции принимали участие сразу двое татарстанцев. - Ред.), «Лазерные технологии», «Промышленный дизайн» и «Цифровой модельер».

Чемпионами представители нашей республики стали сразу в трех компетенциях - «Промышленный дизайн», «Цифровой модельер» и «Разработка мобильных приложений».

- Это немного странное ощущение, но достаточно приятное, - делится впечатлениями от победы Виктория Малецкова из Казанского колледжа технологии и дизайна. - Тут признают твои навыки и опыт.

Татарстанская участница стала лучшей, опередив Елену Косыгину из Подмосковья и Ульяну Слепцову, представлявшую Северо-Восточный федеральный университет. Теперь в планах у победительницы отметить победу в кругу друзей. 

В промышленном дизайне показал класс Никита Барышев из Казанского технологического колледжа. Он обошел участников из Белоруссии и Китая. И если первого соперника наш соотечественник опередил сразу на 24 пункта, то разрыв с представителем из Поднебесной оказался минимальным - всего четыре балла. 

- Конкуренция была хорошая, здоровая. Ощущения супер. Очень доволен выступлением и результатом. Я даже в шоке, - рассказывает Никита. Отдохнуть чемпиону вряд ли получится - у него в планах поступление в магистратуру по своему профилю. 

Лучший разработчик мобильных приложений Тимерлан Рахматуллин  выиграл «золото» у двух представителей Китая с действительно большим отрывом - разница от второго и третьего места - 38 и 58 очков соответственно. Как и все «айтишники», Тимерлан оказался очень скромным юношей и не стал общаться ни с кем из представителей прессы.

Его же примеру последовали и бронзовые призеры в компетенции «Технологии композитов» из КНИТУ-КАИ Никита Семин и Ренат Ахметшарипов. Ребята оперативно скрылись с площадки, пробегая мимо журналистов, ожидающих их с камерами наперевес. 

- Future Skills - одна из четырех инициатив России, которая была принята на мировом уровне и стала нашим вкладом в развитие движения WorldSkills, - говорит Дмитрий Песков, специальный представитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития.

При разработке направление Future Skills казалось экзотикой и было непонятно, почему Россия предлагает столь передовые и технологичные направления. Позднее организаторы убедились, что это не фантазии, а реальные и востребованные компетенции, опережающие мировые тенденции. Future Skills проводится по специальностям, которых или ещё нет, или они распространены крайне мало, но в ближайшие несколько лет потребность в них вырастет в несколько раз. Увидеть эти самые перспективы позволяют не крупные корпорации, а стартапы, формирующие рынки будущего. 

Одной из компетенций, появившихся в рамках WorldSkills, стало управление дронами, которое ещё пять лет назад казалось чем-то непонятным, а сегодня стремительно развивается. Подробно о новой профессии мы писали ранее

- Стартап через WorldSkills может готовить для себя людей и продвигать свои технологии на глобальном рынке, - уверен Песков. 

Говорить о том, что какая-то из стран проявляет больший или меньший интерес к Future Skills, нельзя, ведь никто не хочет остаться на обочине истории. Тем не менее особенно внимательно относятся к этому блоку Китай, Франция и США. 

Роберт Уразов, генеральный директор WorldSkills Russia, добавляет, что для дальнейшего развития направления Future Skills необходимо находить перспективные рынки, понимать компетенции, релевантные для них, и «проталкивать» решения для того, чтобы Россия имела основное влияние в этом сегменте. 

Несмотря на это, существует ряд сложностей, связанных с появлением новых программ обучения в колледжах или университетах. Одна из причин - необходимость прописывания федеральных государственных образовательных стандартов, за время составления которых профессия кардинально меняется. 

Вариантов развития событий в данном случае несколько. Первый - идеальный и подразумевает системную работу министерств и ведомств. Если проще - выделить Future Skills в отдельную зону регулирования, на которую не будут распространяться ненужная бюрократия и стандартизация. Второй вариант, напротив, не приоритетный. Оставить навыки будущего в формате сообщества энтузиастов, работающих с практиками. Таким образом, сохранить это своеобразным аналогом «дополнительного образования». Последний сценарий, считает Песков, лучше, чем ничего, и точно лучше, чем писать ФГОС под Future Skills, тем самым превращая все это в профанацию. 

- К встраиванию навыков будущего в существующие ФГОС мы не готовы. Это полная глупость, - заявил Песков. 

Тем не менее нынешняя ситуация такова, что традиционная система образования не умеет работать с крупными корпорациями в условиях правильного сотрудничества, ограничиваясь лишь открытием базовых кафедр в университетах или организацией стажировок. 

И Песков, и Уразов говорят о том, что беспокоиться за компетенции будущего не стоит. Если одна профессия себя изживет, она либо переродится в смежную, либо откроет дорогу принципиально новому.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 158 материалов в сюжете

WorldSkills в Казани

Столица Татарстана - хозяйка чемпионата мира по рабочим профессиям 2019 года. 

15 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Имя или псевдоним
Главное теперь чтобы наши отличники не уехали в ту же Самару, где им предложат лучшие условия. Такое уже было на моей памяти
-1
0
Ответить

Нелля
У нас очень много талантливой молодежи и умных ребят. Это приятно сознавать
0
0
Ответить

Старик
Просто современная система образования еще не полностью модернизировалась со времен советской. Поэтому и не вписывается. Это все должно происходить органично, а происходит какими-то рваными этапами
0
0
Ответить

Видно же
Промышленный дизайн это очень круто. Нам в этой области очень не хватает специалистов
0
0
Ответить

Внимательный
Что то людей с именем Дмитрий Песков у нас много развелось
0
0
Ответить

Знаток
У нас система образования никогда не умела сотрудничать с будущими работодателями. кроме как системы распределения, которая в конечном итоге оказывалась неэффективной. Даже когда людей на практику отправляли, на заводах они были обузой
0
0
Ответить

Ильнур
Поздно спохватились. Теперь чтобы вновь вернуть авторитет рабочих специальностей, придется очень много времени и сил потратить - гораздо больше, чем могло бы быть
0
0
Ответить

Финансист
Сначала на заводах достойный заработок сделайте, а потом будете говорить, что необходимо престиж повышать
0
0
Ответить

Прохожий
да уж и рабочие руки скоро не понадобятся, все роботы будут делать
0
0
Ответить

Бюджет
Интересно, а сколько потребуется денег, чтобы подоготовить такое множество перспективных специалистов и окупятся ли затраты
0
0
Ответить

Студент
В университетах сейчас не заботятся о профессиональной подготовке студентов, им бы только деньги содрать - с бюджета за человека, с человека самого, если тот учится на платном
0
0
Ответить

Видела
Замечательный чемпионат и очень много умных хороших молодых людей и девушек! Молодцы!!!
0
0
Ответить

Корректор с дубино
Какое-то слово раздражающее - компетенции. Есть замечательные наши аналоги, как минимум - навыки. А мы все пытаемся заимствовать
0
0
Ответить

Мда
И все равно большинство молодежи сейчас пассивные и ничего не хотят делать руками
-1
0
Ответить

Педагог
Хватит наезжать на систему образования. Это вы там законы пишете, которые нам на местах разгребать приходится. в министерствах сидят люди, которые и представления не имеют, что на практике происходит. так что сначала лицом к людям надо повернуться, а потом уже про ФГОСы говорить
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite