Весной 2019 года WorldSkills и международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провели опрос среди молодых людей. Они пытались узнать, уверенно ли те чувствовали себя в выборе своей профессии, будучи выпускниками школ, и какие специальности сегодня им интересны.
Журналист KazanFirst Ирина Егорова пообщалась с Грейс Лунг, главным менеджером по партнерским программам WorldSkills, и выяснила, что думает о будущих профессиях молодежь.
— Грейс, расскажите, пожалуйста, что за исследование провели WorldSkills и ОЭСР?
— На самом деле давно возникла потребность провести это исследование, поскольку ещё в школах задаются вопросом о будущем и карьере. WorldSkills и ОЭСР совместно решили изучить отношение молодежи к своей будущей карьере, узнать, какие навыки им интересны.
— Респонденты каких возрастов принимали участие в опросе?
— От 18 до 24 лет.
— А из каких стран?
— Страны большой двадцатки.
— Сколько всего было участников?
— Общее количество респондентов — порядка 15 тысяч молодых людей.
— Что вам удалось выяснить?
— Это действительно масштабное исследование. В ходе него выяснилось, что существует проблема — молодые люди считают, что в школе их недостаточно хорошо готовят к выбору будущей профессии и владению навыками.
— Какие причины они называли?
— Дело в том, что мало школ дают советы по выбору будущей карьеры. Например, в некоторых школах существуют так называемые менторские программы, когда приходят люди определенной сферы и рассказывают, как в ней работать. Исследование показало, что от 70 до 76% учащихся говорят о том, что им бы хотелось узнать больше о том, как выбрать профессию во время учебы в школе.
— К каким еще результатам вы пришли и какой вывод для себя сделала организация WorldSkills?
— Молодые люди в целом чувствуют себя уверенно, но они чувствуют, что недостаточно подготовлены к выбору будущей профессии после школы. Наша задача как международной организации, которая взаимодействует с теми, кто принимает решения в области политики и образования, — это обработать данные, которые мы получили по результатам исследования, и дать рекомендации, как на школьном уровне можно сделать так, чтобы молодые чувствовали себя более готовыми к вызовам, с которыми предстоит столкнуться в будущем. Они должны чувствовать поддержку на уровне школы.
— Какие вопросы вы задавали респондентам?
— Было три больших блока вопросов. В первом мы спрашивали, насколько уверенно молодые чувствуют себя относительно поиска будущей работы. Во втором блоке у нас был лист технологий, которые популярны сегодня, и мы спрашивали, какие им известны. В последнем блоке интересовались тем, как они оценивают работу школы в плане подготовки к будущей профессии. Также мы спросили, в какую школу ходили респонденты: в частную или государственную. Выяснилось, что студенты, которые учились в частной школе, чувствуют себя более уверенно. Также мы спрашивали их о семье. Например, являются ли их родители мигрантами, учились ли они в университете. Мы хотели посмотреть, как семейное положение может повлиять на их ответ.
— И как оно повлияло?
— Оказалось, что чем образованнее родители, тем увереннее себя чувствуют студенты.
— О каких компетенциях будущего думает сейчас молодежь?
— Молодых интересует больше то, что сейчас находится у всех на слуху. Это такие технологии, как искусственный интеллект, 3D-печать. Самое интересное, чем больше они об этом слышат, тем больше шансов, что они будут заниматься этим в будущем.
— Говоря о технологиях, назовите первые три, по мнению респондентов?
— Искусственный интеллект, 3D-печать и виртуальная реальность.
— Как вы считаете, почему?
— Люди много говорят о роботах, о том, как можно автоматизировать разные вещи с помощью искусственного интеллекта. К тому же это горячая тема в СМИ. Да и молодые любят говорить об этом. Я думаю, что в каком-то плане это их захватывает. Сегодня можно встретить даже маленького ребенка, который знает что-то об искусственном интеллекте или роботах. Если говорить о 3D-печати, то она становится более доступной. Ты можешь купить 3D-принтер и пользоваться им дома. То же самое с виртуальной реальностью. Дети играют в игры дома, а виртуальная реальность позволяет им посетить разные места. Также есть школы, которые используют виртуальную реальность в обучении для того, чтобы школьники могли получать больше знаний. Я думаю, в наши дни эти три технологии используются чаще, чем другие, поэтому молодые стремятся их изучить.
— Грейс, хотелось бы узнать ваше личное мнение. Как вы считаете, в целом за какими профессиями будущее?
— Я думаю, искусственный интеллект будет в топе и моего списка. Его можно использовать в самых разных сферах, не только в робототехнике, но и в промышленности, и в сфере услуг. Например, возможно, вы слышали о японских отелях, в которых работают только роботы. Я думаю, будущее за профессиями, которые связаны с искусственным интеллектом. Сегодня люди думают о том, как мы можем улучшить качество жизни с помощью искусственного интеллекта. Например, в Руанде есть компания, которая использует дроны для доставки медикаментов в разные деревни, где нет клиник или больниц. Вот эти технологии будут отвечать глобальным вызовам современности и сделают многое для людей.
— Если будущее за искусственным интеллектом, не случится ли так, что он заменит обычную рабочую силу?
— Я, правда, не эксперт в этой области, но, по моему личному мнению, нам стоит думать об искусственном интеллекте не как о технологии, которая может заменить нас, а которая может сделать нашу жизнь лучше.
Многие промышленные организации сейчас рассуждают о том, как использовать искусственный интеллект в дополнение к существующему персоналу. Я в данном вопросе оптимист.
Comment section