Нефти на всех не хватит

Российские компании подходят к черте
Российские компании подходят к черте, за которой начнется резкий спад добычи.

В Казани проходит очередной нефтегазохимический форум. Основная проблема, которая обсуждается участниками на подобных мероприятиях, — нефтяных месторождений становится мало, нефть добывать дорого и эффективнее её перерабатывать. 

Традиционно вместе с участниками казанского форума в дискуссиях участвует президент Татарстана Рустам Минниханов. Он обозначил ряд отраслевых проблем, которые также касаются и республиканских компаний. 

— Вопросы развития сырьевой базы актуальны не только для российской нефтегазовой промышленности. Тема одна из приоритетных в национальных исследованиях для всего мира. Это связано с изменением структуры запасов, ростом обводненности и выработанности месторождения преимущественно нефти. Что является основным отраслевым вызовом, — сказал лидер Татарстана. 

Нефти на всех не хватит

Рустам Минниханов отметил, что ученые Татарстана с помощью исследований доказали прямую взаимосвязь вопросов формирования нефти в посадочной толще динамическими процессами, которые происходят в кристаллическом фундаменте. 

Поясним, что под кристаллическим фундаментом подразумевается толща пород от 0 до 15 км. В СМИ не раз публиковались результаты исследования татарстанских ученых, которые утверждают, что именно из кристаллического фундамента происходит подпитка нефтяных месторождений потоками углеводородов по скрытым трещинам и разрывам из глубин. Таким образом, наши эксперты объясняют, почему из супергигантского Ромашкинского месторождения все запасы нефти исчерпаны, а добыча всё равно продолжается. 

Президент призвал участников форума обратить внимание именно на неоднозначные и дискуссионные темы в отрасли. 

Нефти на всех не хватит

Гендиректор Госкомиссии по запасам полезных ископаемых Игорь Шпуров рассказал о проблемах, связанных с обводненностью месторождений. 

— Есть тенденция роста себестоимости добычи нефти. Если берем нефть с 90-95%-ной обводненностью, то снижение этого показателя на 1% позволяет уменьшить операционные задачи на добычу нефти и её подготовку, потому что надо же сепарировать воду на 15%. То есть на 1% обводненности 15% затрат приходится, — заявил Шпуров. 

Он рассказал, что на сегодня в России у 15% всей добываемой нефти степень обводненности 80%. В натуральных величинах — около 88 млн тонн в год. Этот показатель продолжит расти. 

Поэтому сегодня все участники нефтяного сектора промышленности бьются за повышение нефтеотдачи при добыче, пытаются по максимуму выжить. Однако всё это чревато ростом её себестоимости, а значит, и объемов добычи.  

Нефти на всех не хватит

Шпуров перечислил тройку компаний, чья сырьевая база на сегодня «не такая большая», — это «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и «Татнефть». Именно эти корпорации на сегодня глубже всего предпринимают меры повышения методов нефтеотдачи. Особняком среди российских компаний стоит «Роснефть». У неё предостаточно месторождений и запасов по объемам. Потому «Роснефть» только-только приступила к теме нефтеотдачи. 

Следом за Шпуровым выступил президент Союза нефтепромышленников России, стоявший у истоков освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, Геннадий Шмаль. Он, как и президент Татарстана, начал с перечисления основных вызовов, которые стоят перед отраслью. 

— Это снижение качества минерально-сырьевой базы и ТЭК, истощение действующих месторождений, уменьшение размеров и качеств открываемых месторождений, чрезмерная финансовая нагрузка на предприятия ТЭК посредством увеличения налоговых и таможенных платежей, избыточные требования по экологической безопасности предприятий ТЭК, рост затрат на обеспечение исполнения этих требований и не соответствующие нынешним реалиям технологический уровень ключевых предприятий, зависимость от иностранных услуг, программного обеспечения, технологий, кадров и так далее, — озвучил Шмаль проблемы, с которыми приходится сталкиваться российским компаниям. 

Нефти на всех не хватит

Геннадий Шмаль посетовал, что, несмотря на высокие доходы, которые государство получает от нефтегазового комплекса, на науку тратятся всего 0,86% ВВП. То есть, нефтяникам не хватает ученых и их качественных исследований. 

Кстати, Игорь Шпуров тоже остро поднимал проблему нехватки компетентных кадров, разбирающихся в третичном методе добычи. При таком способе в скважинах искусственно поддерживается энергия пласта или изменяется физико-химическое свойство нефти. 

— Третичные методы требуют инновационного мышления, специально подготовленных людей. Это должны быть крайне креативные люди. На сегодня специального обучения третичным методам у нас нет. Были в свое время кадры в Советском Союзе, которые профессионально занимались этим вопросом. Но их было очень мало. А сейчас и вовсе нет нового поколения таких специалистов, — с сожалением констатировал Шпуров. 

Вот и Шмаль продолжал описывать далеко не безоблачное будущее отрасли, обозначая всё больше и больше проблем. 

Нефти на всех не хватит

— Ежегодно публикуемые показатели нефтегазовой отрасли не говорят о надвигающейся катастрофе. Но специалисты из Минэнерго и нашего Союза сообщают, что мы приближаемся к черте, за которой начнется резкий спад добычи нефти. Проблемы, возникшие у «Сургутнефтегаза» за прошедшие годы, не сильно-то и афишируются. А они есть. «Газпромнефть» продолжает федеральную программу по разработке Баженовской свиты (Западная Сибирь) и приводит очень уклончивые цифры. Они у буровиков-специалистов вызывают недоверие, — утверждает президент Союза нефтепромышленников России.

Спикер призвал нефтяные компании активнее заниматься наукой, инновациями, внедрением новых технологий разведки, добычи, переработки, чтобы в тот момент, когда грянет кризис отрасли, не оказаться у разбитой вышки.  

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *