«Помню, как сюда приезжал - раздавал рабочим хлеб и крупу»

Фарид Мухаметшин вспомнил на встрече с сотрудниками авиазавода голодные девяностые.

Три шлагбаума на входе, тщательный досмотр и посадка в автобус, чтобы проехать на территорию. Это КАПО им. Горбунова - режимный объект в Авиастроительном районе Казани, где собирают боевые самолеты. Глаза журналистам не завязывали, но на выходе тщательно проверяли записи камер операторов. 

Заводу есть что показать. Здесь работают более 7 тысяч человек. 

Функционируют:

- цех полного цикла производства авиационной техники;

- летно-испытательная станция;

- инженерный центр;

- центр послепродажного обслуживания авиационной техники.

Сейчас на заводе осуществляются:

- производство и техническое обслуживание авиалайнера Ту-214 в специальных модификациях;

- капитальный ремонт и дальнейшее совершенствование стратегического ракетоносца Ту-160 и бомбардировщика Ту-22М3;

- изготовление хвостового оперения самолета Ил-76.

В 2018-м объем производства завода составил 17,2 миллиарда рублей. В этом году уже 12,4 млрд. В 2020-м планируют выйти на 20 миллиардов, а в 2021-м - на 29.

«Объект секретный. Много не поговоришь» 

Встреча председателя Госсовета Фарида Мухаметшина с рабочими проходила в огромном ангаре, где своего часа ждет потрясающий самолет «Белый лебедь». Так называют Ту-160 сами летчики. Бомбардировщик поднимется в небо 6 сентября.

- Можете фотографировать. Все секретные разработки мы прикрыли, - сказал кто-то из ответственных. 

Руководителю республиканского парламента показали производство. Общаясь с рабочими, Мухаметшин напомнил, что когда-то здесь было все куда печальнее. 

- Помню, как зарплаты не платили по восемь месяцев. Я сюда приезжал. Раздавал рабочим хлеб и крупу. Стояли под тусклой лампой, потому что освещения не было. Все были злые… Тут работали династии: дед, отец, сын. Ну вот такие были времена. Сегодня здесь все совсем иначе. Производство идет, заказы есть, работа есть, - бодро говорил председатель Госсовета. 

- Понимаю, с вами особо не поговоришь - все-таки объект секретный, - улыбался Мухаметшин и продолжал сам. - В 90-е годы клепальщиков искали. Их просто не было. Они с баулами в Турцию ездили. Сегодня эти вопросы пусть постепенно, но решаются.

Но рабочие быстро освоились и вступили с политиком в диалог.

Костяк завода составляют татарстанские специалисты, что вызвало особую гордость у председателя Госсовета. По ходу беседы он перешел с русского языка на татарский и практически каждый рабочий поддержал диалог. Девушка обратилась к политику с уже традиционным вопросом: как устроить ребенка в ясли? Этот вопрос Фариду Мухаметшину задают в больницах, школах, спортзалах, а теперь вот и на заводе. Глава парламента снова рассказал о глобальной программе по введению в республике в эксплуатацию большого количества детсадов. Заверил, что в течение двух, максимум трех лет этой проблемы уже не будет.

Ветераны и четырехдневка

Немного освоившись, рабочие стали задавать прямые вопросы. В частности, яркий монолог выдала женщина, отдавшая производству более 44 лет.

- Очень много заводчан, которые работают на заводе больше 30 лет, и мы не можем получить звание «Ветеран труда», чтобы были хоть какие-то льготы на квартплату, проезд в электричке, - поднимает для многих актуальную проблему женщина. - Я работаю 44 года. У меня есть звания, но все они не республиканского значения, поэтому никакие льготы не предусмотрены. Все-таки мы же трудились на благо родины, можно ли как-то пересмотреть этот вопрос?

Фарид Мухаметшин отметил, что подобный вопрос ему задают довольно часто.

- Это регулируется федеральным законодательством, - пояснил политик. - То есть мы только повторяем федеральные законы, в частности по льготам. Мы не раз поднимали этот вопрос, но пока не добились расширения. Хотя для ветеранов труда что-то предусмотрено - проезд, лекарства, зубные протезы. Но не по жилью. Думаю, что после выборов мы снова обратимся в федеральный центр. Если не получится, то будем смотреть в рамках нашего бюджета, хотя он не позволяет нам решать крупные задачи. Ветераны есть разные - обеспеченные и малоимущие, это отдельная категория. Этот вопрос мы с повестки дня снимать не будем.

Другой важной темой диалога стала возможная четырехдневная рабочая неделя, о которой говорят все чаще. Фарид Мухаметшин вспомнил, что в свое время, работая токарем на заводе, они выходили в цех и в субботу. Нынешняя же инициатива должна быть направлена на улучшение качества производимой продукции, в то же время речи о понижении зарплаты не идет. 

Пока это дело пусть недалекого, но все-таки будущего. Настоящее же у КАПО им. Горбунова - знакомство с небом «Белого лебедя».

Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 150 материалов в сюжете

Выборы в Госсовет Татарстана

8 сентября татарстанцы выберут новый состав республиканского парламента. Следим за гонкой кандидатов в специальном сюжете.

11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Зритель
Много молодых вижу, неужели
-1
0
Ответить

Авиатор
Приятно, что создаваемый в Казани самолет самый лучший в мире и равного ему никто придумать так и не сумел
-1
0
Ответить

Злой
С яслями давно надо было что-то решить. за два-три года те, кто сегодня в них нуждается, подрастут
0
0
Ответить

Внимательный
а где же секреты "Белого лебедя"? хотя бы немного рассказали о нем
-1
0
Ответить

Знаток
Символично, что в ангаре борт "Виталий Копылов" стоит
-1
0
Ответить

Старик
Да в 90-е не только КАПО простаивал и сводил концы с концами. Большинство заводов особенно оборонных в такой ситуации находились
-1
0
Ответить

Айрат
Казань один из немногих городо где собирают и вертолеты и самолеты и единственный где делают белых лебедей. Вот чем нужно гордится!
-1
0
Ответить

Рабочий
Таким людям, которые больше 40 лет оттрубили на таком заводе звание ветерана как-то автоматом нужно давать
1
0
Ответить

Корректор с дубиной
Что значит фраза "знакомство с небом "Белого лебедя"? Вообще-то эти самолеты уже вовсю используются, им небо хорошо знакомо по всему земному шару, даже в Венесуэлу летали. Даже боевое применение было
0
0
Ответить

Гнусный
Объемы производства десятки миллиардов, а зарплата рабочих наверняка не очень высокая
1
0
Ответить

Родитель
Наверное интересно работать на предприятии с грифом секретности. Папа, а что ты делаешь на работе? не могу, сынок рассказать
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite