«Помню, как сюда приезжал — раздавал рабочим хлеб и крупу»

Фарид Мухаметшин вспомнил на встрече с сотрудниками авиазавода голодные девяностые.
Фарид Мухаметшин вспомнил на встрече с сотрудниками авиазавода голодные
девяностые.

Три шлагбаума на входе, тщательный досмотр и посадка в автобус, чтобы проехать на территорию. Это КАПО им. Горбунова — режимный объект в Авиастроительном районе Казани, где собирают боевые самолеты. Глаза журналистам не завязывали, но на выходе тщательно проверяли записи камер операторов. 

Заводу есть что показать. Здесь работают более 7 тысяч человек. 

Функционируют:

— цех полного цикла производства авиационной техники;

— летно-испытательная станция;

— инженерный центр;

— центр послепродажного обслуживания авиационной техники.

«Помню, как сюда приезжал - раздавал рабочим хлеб и крупу»

Сейчас на заводе осуществляются:

— производство и техническое обслуживание авиалайнера Ту-214 в специальных модификациях;

— капитальный ремонт и дальнейшее совершенствование стратегического ракетоносца Ту-160 и бомбардировщика Ту-22М3;

— изготовление хвостового оперения самолета Ил-76.

В 2018-м объем производства завода составил 17,2 миллиарда рублей. В этом году уже 12,4 млрд. В 2020-м планируют выйти на 20 миллиардов, а в 2021-м — на 29.

«Объект секретный. Много не поговоришь» 

Встреча председателя Госсовета Фарида Мухаметшина с рабочими проходила в огромном ангаре, где своего часа ждет потрясающий самолет «Белый лебедь». Так называют Ту-160 сами летчики. Бомбардировщик поднимется в небо 6 сентября.

— Можете фотографировать. Все секретные разработки мы прикрыли, — сказал кто-то из ответственных. 

Руководителю республиканского парламента показали производство. Общаясь с рабочими, Мухаметшин напомнил, что когда-то здесь было все куда печальнее. 

«Помню, как сюда приезжал - раздавал рабочим хлеб и крупу»

— Помню, как зарплаты не платили по восемь месяцев. Я сюда приезжал. Раздавал рабочим хлеб и крупу. Стояли под тусклой лампой, потому что освещения не было. Все были злые… Тут работали династии: дед, отец, сын. Ну вот такие были времена. Сегодня здесь все совсем иначе. Производство идет, заказы есть, работа есть, — бодро говорил председатель Госсовета. 

— Понимаю, с вами особо не поговоришь — все-таки объект секретный, — улыбался Мухаметшин и продолжал сам. — В 90-е годы клепальщиков искали. Их просто не было. Они с баулами в Турцию ездили. Сегодня эти вопросы пусть постепенно, но решаются.

Но рабочие быстро освоились и вступили с политиком в диалог.

«Помню, как сюда приезжал - раздавал рабочим хлеб и крупу»

Костяк завода составляют татарстанские специалисты, что вызвало особую гордость у председателя Госсовета. По ходу беседы он перешел с русского языка на татарский и практически каждый рабочий поддержал диалог. Девушка обратилась к политику с уже традиционным вопросом: как устроить ребенка в ясли? Этот вопрос Фариду Мухаметшину задают в больницах, школах, спортзалах, а теперь вот и на заводе. Глава парламента снова рассказал о глобальной программе по введению в республике в эксплуатацию большого количества детсадов. Заверил, что в течение двух, максимум трех лет этой проблемы уже не будет.

Ветераны и четырехдневка

Немного освоившись, рабочие стали задавать прямые вопросы. В частности, яркий монолог выдала женщина, отдавшая производству более 44 лет.

— Очень много заводчан, которые работают на заводе больше 30 лет, и мы не можем получить звание «Ветеран труда», чтобы были хоть какие-то льготы на квартплату, проезд в электричке, — поднимает для многих актуальную проблему женщина. — Я работаю 44 года. У меня есть звания, но все они не республиканского значения, поэтому никакие льготы не предусмотрены. Все-таки мы же трудились на благо родины, можно ли как-то пересмотреть этот вопрос?

«Помню, как сюда приезжал - раздавал рабочим хлеб и крупу»

Фарид Мухаметшин отметил, что подобный вопрос ему задают довольно часто.

— Это регулируется федеральным законодательством, — пояснил политик. — То есть мы только повторяем федеральные законы, в частности по льготам. Мы не раз поднимали этот вопрос, но пока не добились расширения. Хотя для ветеранов труда что-то предусмотрено — проезд, лекарства, зубные протезы. Но не по жилью. Думаю, что после выборов мы снова обратимся в федеральный центр. Если не получится, то будем смотреть в рамках нашего бюджета, хотя он не позволяет нам решать крупные задачи. Ветераны есть разные — обеспеченные и малоимущие, это отдельная категория. Этот вопрос мы с повестки дня снимать не будем.

Другой важной темой диалога стала возможная четырехдневная рабочая неделя, о которой говорят все чаще. Фарид Мухаметшин вспомнил, что в свое время, работая токарем на заводе, они выходили в цех и в субботу. Нынешняя же инициатива должна быть направлена на улучшение качества производимой продукции, в то же время речи о понижении зарплаты не идет. 

«Помню, как сюда приезжал - раздавал рабочим хлеб и крупу»

Пока это дело пусть недалекого, но все-таки будущего. Настоящее же у КАПО им. Горбунова — знакомство с небом «Белого лебедя».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *