«Черная финансовая дыра» транспортной реформы Челнов

Экономика 08:48 / 7 сентября
6
1
«Черная финансовая дыра» транспортной реформы Челнов

Команда Магдеева вбухала сотни миллионов в «большие» автобусы, но их грозятся забрать - за долги.

Российские «ЛиАЗы» с «теплым местом» у кожуха двигателя рядом с водителем и венгерские «Икарусы», более известные как «гармошка» - автобусы, которые с теплотой вспоминают челнинцы, родившиеся в первой половине 90-ых или раньше. Многие молодые жители автограда о подобных «чуда-юдах» даже и не слышали, так как к середине «нулевых» им на смену пришли «газельки» и «пазики», полностью выдавившие крупный транспорт с муниципальных маршрутов.

Частные микроавтобусы заполонили городские дороги, что довольно быстро привело к нездоровой конкуренции (ставшие мемом «гонки газелистов») между перевозчиками, и как следствие - экологическим проблемам, росту ДТП и снижению безопасности пассажиров. В августе 2006 года случилась крупная авария с участием микроавтобуса маршрута №305, в результате которого пострадало 11 горожан, и погибла молодая девушка.

В местной администрации после участившихся дорожно-транспортных происшествий серьезно заговорили о необходимости реформы, которая навела бы порядок в пассажирских перевозках. Но сводится «революция» как тогда, так и сейчас к простой покупке автобусов большей вместимости. Так в Челнах появились белые «НефАЗы», потом - несколько «краснобусов» а-ля Казань. Но все они довольно быстро исчезали - инфраструктуры для обслуживания создано не было, а катать по маршрутам, где носятся «газели» оказалось убыточно.

Очередной виток «реформы» произошел в Челнах с приходом нового мэра Наиля Магдеева. Глава города сразу заявил, что «разочарован городскими пассажирскими перевозками» и инициировал создание муниципальной автотранспортной компании. В 2015 году у «КАМАЗа» были взяты в лизинг 190 автобусов на газовом топливе. Сумма вложений, по тогдашним оценкам, составляла порядка 1,1 млрд рублей - по причине дороговизны от «НефАЗов» автогиганта отказались казанские перевозчики. Но челнинским поддержать своего производителя вроде как не зазорно. Озвучивалось, что какую-то часть в качестве субсидии компенсирует федеральный бюджет по существующей тогда госпрограмме, но конкретных цифр в горисполкоме так и не раскрыли.

Чтобы поддержать только созданного муниципального перевозчика власти начали настоящую войну с нелегалами. В результате практически все частники с рынка ушли, а оставшиеся 19 маршрутов разыграли МУП «Электротранспорт» (6 маршрутов) и компания «Пассажирские перевозки» (оставшиеся 13).

Вроде бы самое время праздновать победу - автобусы на улицах, нелегалов нет, работай в свое удовольствие. Но каким-то образом руководству муниципального предприятия удалось даже в таких «парниковых» условиях все испортить. 

Челнинцы хоть и радовались появлению подобного транспорта, с самого первого дня стали жаловаться на то, что ждать «большие» автобусы приходится по 30-40 минут, водители грубят и рулят так, будто играют в видеоигру, а не отвечают за жизни десятков людей.

На то, чтобы хоть на каком-то уровне решить вопрос, МУП потратил полтора года. Но тут начались новые проблемы - уже в самой организации. «Электротранспорт» пытался экономить на кондукторах, переложив ответственность за продажу билетов на специальные устройства и водителей. Шоферы, в свою очередь, быстро смекнули, что могут возить «зайцев», не выдавая билет, а деньги присваивать. Такой «бонус» к зарплате, наряду с прочими затратами на содержание техники, для предприятия вылился в серьезные убытки - по итогам 2017 года минус 246,3 млн рублей «чистыми». Ко всему прочему начали «сыпаться» и сами «НефАЗы». К апрелю 2018 года (спустя три года эксплуатации) из 190 «в строю» осталось только 136 машин - порядка трети автопарка пришла в негодность.

Администрации при таком раскладе оставалось лишь два варианта. Признать, что «эксперимент откровенно неудачный» и вернуть частников. Либо - «спонсировать» МУП бюджетными финансовыми инъекциями. Команда под руководством Магдеева выбрала последний путь, выдав за два с небольшим года два транша, суммой чуть больше 645 млн рублей - на погашение лизинговых платежей. 

- Городскому пассажирскому транспорту нужно оказывать содействие, подсказывать, если где-то нарушают - наказывать. Но я думаю, что мы с вами заинтересованы, чтобы полумиллионный город имел автобусы большой вместимости, - отмечал глава города на одном из заседаний Горсовета, добавляя, что «только за счет тарифов и своей финансовой хозяйственной деятельности» «Электротранспорт» выживать не может.

Добил «транспортную революцию» Магдеева на одной из пресс-конференций, прошедших в начале сентября, генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин. Пожалуй, самый влиятельный человек в Челнах, прямо заявил, что администрация города неспособна заниматься и организовать пассажирские перевозки. А автобусы компания планирует изъять и распродать - долг МУПа по лизинговым платежам и сервисному обслуживанию превышает 700 млн рублей. 

- Вроде как не наша функция. Мы с акционерами приняли решение передать эту функцию городу и передали в лизинг 190 автобусов на газовом топливе. Сегодня долги города по лизинговым платежам и сервисному обслуживанию превышают 700 миллионов. Администрация города показала, что она абсолютно не способна организовать перевозки. С частных перевозок хотели все переключить на муниципальные, но получились только проблемы, - отметил Когогин, добавив, что сейчас ведутся переговоры с властями по поводу решения проблемы.

Угрозу забрать машины Когогин, к слову, уже озвучивал ровно год назад. Именно после подобного заявления мэрия «расщедрилась» на очередной транш в 435 млн рублей. 

Но как будут развиваться события на этот раз пока неясно. В исполкоме предпочли не комментировать высказывания руководителя «КАМАЗа», а власти республики предпочли в конфликт не вмешиваться, обозначив лишь, что необходимо соблюсти, прежде всего, интересы горожан. 

- Какое бы решение не было принято, самое главное, чтобы от решения не пострадали люди, если речь идёт о пассажирских перевозках. Прежде всего, надо подумать, чтобы коммерческий интерес и муниципальный не встали превыше интересов горожан, - сказала официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова.

Источник, близкий к сфере перевозок Челнов, рассказал KazanFirst, что основная причина сложностей МУПа - пассивность властей и «кошмар в организации», который творился на самом предприятии. Подтверждается это и данными о проведенных на «Электротранспорте» проверках - в ходе проведения плановых ревизий было обнаружено 34 нарушения, 88% из которых за последний год. Претензии были и у Роструда, и у МЧС, и у Ространснадзора, и у МВД с Роспотребнадзором.

Вызывает вопросы и финансовая деятельность предприятия. По данным с сайта самого МУПа, число штатных работников организации составляет 300 человек, максимальная предлагаемая в списке вакансий зарплата - 30 000 рублей. Годовой фонд оплаты труда при таких цифрах ориентировочно составит 108 млн рублей. Траты на обслуживание транспорта, ГСМ, топливо и прочие расходы, судя по размещенным госконтрактам, колеблются от 99 до 548 млн рублей в год (в 2018 году был разыгран тендер на сервисное обслуживание автобусов на 404 млн рублей, выигранный «дочкой» «КАМАЗа»), но в среднем - не больше 250 млн рублей.

Согласно опубликованным данным, выручка за 2017 год составила 225,29 млн рублей. Учитывая специфику пассажирских перевозок, проверить точную сумму довольно сложно. Но статистика подсказывает, что доход компании мог быть и выше. 

Исследования, проведенные для формирования стратегии развития Челнов до 2030 года, показывают, что в 2014 году автобусным транспортом было перевезено 63 млн человек. Даже если взять эту не слишком актуальную цифру за основу, выходит, что на шести маршрутах можно «накатать» порядка 19 млн человек в год. Что при умножении на 22 рубля дает выручку в более чем 400 млн рублей. 

Добавить сюда транши из бюджета - и «Электротранспорт» напоминает «черную финансовую дыру», куда деньги приходят, но вырваться уже не могут. Помимо этого, хоть и опосредованно, горожанам приходится не только платить за проезд, но еще и вносить лизинговые платежи за предприятие, ведь бюджет во многом формируют налоги. Почему при таком «бережном» отношении МУП до сих пор не стал прибыльным - вопрос открытый, но мысли о коррупционной составляющей возникают сами собой.

На этом фоне довольно предсказуемой кажется и «ротация» руководства «Электротранспорта». После заявлений Когогина свой пост по собственному желанию спешно покинул Александр Гурьянов, а место директора занял Радиф Мубаракшин. Как заявил экс-глава МУПа, сейчас он находится в отпуске, но все дела уже передал преемнику.

КОММЕНТАРИИ (6)
1
КамАЗ в очередной раз доказал, свою неспособность сделать нормальную технику, которая бы не начинала сыпаться, сразу после покупки. Нахер Когогина, ничего у них больше покупать не стоит.
1
ОТВЕТИТЬ
Олег
КАМАЗ продал больше тысячи аналогичных автобусов с двигателем Даймлер в десяток городов страны, один из которых Нижнекамск и везде автобусы приносят прибыль своим владельцам и только в Челнах, при всех преференциях, есть такие проблемы. Может все таки не в автобусе дело?
0
Роман
Техника сыпется по причине того, что ее обслуживать надо. Слава богу автобусам шесть лет стукнуло, а вы все о производителе. На личном авто наверное все ТО проходите и текущим ремонтом занимаетесь.
5
ОТВЕТИТЬ
Приезжий
Автобус, это когда его можно дождаться, стоя на остановке, а так это лотерея.
0
ОТВЕТИТЬ
Олег
Автобус это когда ты не стоишь на остановке и думаешь: войдут с коляской или нет, а к вопросу лотереи, тут я с Вами абсолютно согласен: исполком обязан организовать перевозку жителей города так, чтобы у них не возникало таких мыслей
0
ОТВЕТИТЬ
Олег
Статья очень интересная, Даниил очень красиво расписал, но если внимательно вчитаться данную статью, то многое и не понятно. Причем тут частники, если муниципальное пассажирское предприятие, развалили руководители придя к власти со своими родственниками, изначально сдав металлолом в рем. фонд начались закупки топлива левые, и пошел полный развал предприятия. Придя к руководству новый руководители, перевозя рем. зону на новое местоположение, почему-то станки не доехали, после всего этого - ситуация на данном предприятие ухудшилась. И когда частные перевозчики попросили большие автобусы в аренду с последующим выкупом, им в этом отказали. После чего предприятие полностью ликвидировалось, а как известно - свято место пусто не бывает, тут и появились частники. Плохо или хорошо, но до 2015 года город передвигался только при помощи частных перевозчиков и городских трамваев. Создав муниципальное предприятие в 2015 году, руководством города была единственное упущение - отсутствие базы, а именно рем. зоны. Учредителями ПАК (Пассажирского АвтоКомбината) было предложено приобретении ремонтной базы, но данное предложение было отклонено руководством города. И главной ошибкой было - назначение неопытного руководителя в сфере транспорта. А дальше все пошло по накатанной вниз. И привело к таким убыткам. Данные Нефазы - это не самая лучшая партия по качеству. На сегодняшний день находясь в салоне, швы крыши Нефазов текут, не говоря уже о качестве остального.
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Нефти на всех не хватит

Автор фото: tatarstan.ru, соцсети, angi.ru
Экономика 08:00 / 3 сентября
5
Нефти на всех не хватит

Российские компании подходят к черте, за которой начнется резкий спад добычи.

В Казани проходит очередной нефтегазохимический форум. Основная проблема, которая обсуждается участниками на подобных мероприятиях, - нефтяных месторождений становится мало, нефть добывать дорого и эффективнее её перерабатывать. 

Традиционно вместе с участниками казанского форума в дискуссиях участвует президент Татарстана Рустам Минниханов. Он обозначил ряд отраслевых проблем, которые также касаются и республиканских компаний. 

- Вопросы развития сырьевой базы актуальны не только для российской нефтегазовой промышленности. Тема одна из приоритетных в национальных исследованиях для всего мира. Это связано с изменением структуры запасов, ростом обводненности и выработанности месторождения преимущественно нефти. Что является основным отраслевым вызовом, - сказал лидер Татарстана. 

Рустам Минниханов отметил, что ученые Татарстана с помощью исследований доказали прямую взаимосвязь вопросов формирования нефти в посадочной толще динамическими процессами, которые происходят в кристаллическом фундаменте. 

Поясним, что под кристаллическим фундаментом подразумевается толща пород от 0 до 15 км. В СМИ не раз публиковались результаты исследования татарстанских ученых, которые утверждают, что именно из кристаллического фундамента происходит подпитка нефтяных месторождений потоками углеводородов по скрытым трещинам и разрывам из глубин. Таким образом, наши эксперты объясняют, почему из супергигантского Ромашкинского месторождения все запасы нефти исчерпаны, а добыча всё равно продолжается. 

Президент призвал участников форума обратить внимание именно на неоднозначные и дискуссионные темы в отрасли. 

Гендиректор Госкомиссии по запасам полезных ископаемых Игорь Шпуров рассказал о проблемах, связанных с обводненностью месторождений. 

- Есть тенденция роста себестоимости добычи нефти. Если берем нефть с 90-95%-ной обводненностью, то снижение этого показателя на 1% позволяет уменьшить операционные задачи на добычу нефти и её подготовку, потому что надо же сепарировать воду на 15%. То есть на 1% обводненности 15% затрат приходится, - заявил Шпуров. 

Он рассказал, что на сегодня в России у 15% всей добываемой нефти степень обводненности 80%. В натуральных величинах - около 88 млн тонн в год. Этот показатель продолжит расти. 

Поэтому сегодня все участники нефтяного сектора промышленности бьются за повышение нефтеотдачи при добыче, пытаются по максимуму выжить. Однако всё это чревато ростом её себестоимости, а значит, и объемов добычи.  

Шпуров перечислил тройку компаний, чья сырьевая база на сегодня «не такая большая», - это «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и «Татнефть». Именно эти корпорации на сегодня глубже всего предпринимают меры повышения методов нефтеотдачи. Особняком среди российских компаний стоит «Роснефть». У неё предостаточно месторождений и запасов по объемам. Потому «Роснефть» только-только приступила к теме нефтеотдачи. 

Следом за Шпуровым выступил президент Союза нефтепромышленников России, стоявший у истоков освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, Геннадий Шмаль. Он, как и президент Татарстана, начал с перечисления основных вызовов, которые стоят перед отраслью. 

- Это снижение качества минерально-сырьевой базы и ТЭК, истощение действующих месторождений, уменьшение размеров и качеств открываемых месторождений, чрезмерная финансовая нагрузка на предприятия ТЭК посредством увеличения налоговых и таможенных платежей, избыточные требования по экологической безопасности предприятий ТЭК, рост затрат на обеспечение исполнения этих требований и не соответствующие нынешним реалиям технологический уровень ключевых предприятий, зависимость от иностранных услуг, программного обеспечения, технологий, кадров и так далее, - озвучил Шмаль проблемы, с которыми приходится сталкиваться российским компаниям. 

Геннадий Шмаль посетовал, что, несмотря на высокие доходы, которые государство получает от нефтегазового комплекса, на науку тратятся всего 0,86% ВВП. То есть, нефтяникам не хватает ученых и их качественных исследований. 

Кстати, Игорь Шпуров тоже остро поднимал проблему нехватки компетентных кадров, разбирающихся в третичном методе добычи. При таком способе в скважинах искусственно поддерживается энергия пласта или изменяется физико-химическое свойство нефти. 

- Третичные методы требуют инновационного мышления, специально подготовленных людей. Это должны быть крайне креативные люди. На сегодня специального обучения третичным методам у нас нет. Были в свое время кадры в Советском Союзе, которые профессионально занимались этим вопросом. Но их было очень мало. А сейчас и вовсе нет нового поколения таких специалистов, - с сожалением констатировал Шпуров. 

Вот и Шмаль продолжал описывать далеко не безоблачное будущее отрасли, обозначая всё больше и больше проблем. 

- Ежегодно публикуемые показатели нефтегазовой отрасли не говорят о надвигающейся катастрофе. Но специалисты из Минэнерго и нашего Союза сообщают, что мы приближаемся к черте, за которой начнется резкий спад добычи нефти. Проблемы, возникшие у «Сургутнефтегаза» за прошедшие годы, не сильно-то и афишируются. А они есть. «Газпромнефть» продолжает федеральную программу по разработке Баженовской свиты (Западная Сибирь) и приводит очень уклончивые цифры. Они у буровиков-специалистов вызывают недоверие, - утверждает президент Союза нефтепромышленников России.

Спикер призвал нефтяные компании активнее заниматься наукой, инновациями, внедрением новых технологий разведки, добычи, переработки, чтобы в тот момент, когда грянет кризис отрасли, не оказаться у разбитой вышки.  

КОММЕНТАРИИ (17)
Имя или псевдоним
Человек по фамилии Шмаль не может ошибаться
0
ОТВЕТИТЬ
Растафарай
Сложно не согласитьс с таким утверждением
0
Луи
Нефть всё? Пичалька
0
ОТВЕТИТЬ
Знаком
Давно изобретено альтернативное топливо, то есть источник энергии, помимо углеводородного и атомного. Просто это держится в секрете. Иначе вся мировая экономика пойдет в тартарары.
0
ОТВЕТИТЬ
Артур
Если будет спад, то просто мультимиллиардеры-нефтяники будут получать не миллиарды долларов, а миллионы. Для рядового человека и не заметно
0
ОТВЕТИТЬ
Орфик
пора уж на альтернативные источники энергии переходить. одной нефтью сыт не будешь
-1
ОТВЕТИТЬ
Зонтов
Каменный век закончился не потому что камни закончились. Так и с нефтяной эпохой будет
0
не знаю
а кто-нибудь может рассказать, почему нефтяные качалки имеют именно такую форму?
0
ОТВЕТИТЬ
Злой
Сколько людей лишатся работы, если с нефтью будет фсёёё
0
ОТВЕТИТЬ
Ильнур
Помимо нефти как источника энергии надо еще помнить, что и с пластиком начнутся проблемы, а это еще большая сфера применения
0
ОТВЕТИТЬ
Финансист
А может специально нагнетают, чтобы цены на нефть вверх пошли?
0
ОТВЕТИТЬ
Призрак Шашина
да на просторах Руси-матушки нефти ещё завались, главное искать в нужных местах
0
ОТВЕТИТЬ
Гнусный
Когда действительно проблема возникнет, тогда приступят к разработке очень трудно извлекаемой нефти. Она насколько знаю есть в Чувашии. Все переедем туда
0
ОТВЕТИТЬ
неЭколог
Есть еще газ. ну и уголь в конце концов, к нему вернемся
0
ОТВЕТИТЬ
Знаток
Так к углю не надо возвращаться, от него полностью никто и не уходил. В очень многих регионах страны ТЭЦ продолжают работать на угле
0
Внимательный
Интересно, как живется человеку с фамилией Шмаль?
0
ОТВЕТИТЬ
Критик
Если данные убеждения послужат развитию, разработке новых методов и так далее, то я согласен с ними, даже если преувеличивают проблему
0
ОТВЕТИТЬ
Показать ещё
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх