«Черная финансовая дыра» транспортной реформы Челнов

Команда Магдеева вбухала сотни миллионов в «большие» автобусы
Команда Магдеева вбухала сотни миллионов в «большие» автобусы, но их грозятся
забрать — за долги.

Российские «ЛиАЗы» с «теплым местом» у кожуха двигателя рядом с водителем и венгерские «Икарусы», более известные как «гармошка» — автобусы, которые с теплотой вспоминают челнинцы, родившиеся в первой половине 90-ых или раньше. Многие молодые жители автограда о подобных «чуда-юдах» даже и не слышали, так как к середине «нулевых» им на смену пришли «газельки» и «пазики», полностью выдавившие крупный транспорт с муниципальных маршрутов.

Частные микроавтобусы заполонили городские дороги, что довольно быстро привело к нездоровой конкуренции (ставшие мемом «гонки газелистов») между перевозчиками, и как следствие — экологическим проблемам, росту ДТП и снижению безопасности пассажиров. В августе 2006 года случилась крупная авария с участием микроавтобуса маршрута №305, в результате которого пострадало 11 горожан, и погибла молодая девушка.

«Черная финансовая дыра» транспортной реформы Челнов

В местной администрации после участившихся дорожно-транспортных происшествий серьезно заговорили о необходимости реформы, которая навела бы порядок в пассажирских перевозках. Но сводится «революция» как тогда, так и сейчас к простой покупке автобусов большей вместимости. Так в Челнах появились белые «НефАЗы», потом — несколько «краснобусов» а-ля Казань. Но все они довольно быстро исчезали — инфраструктуры для обслуживания создано не было, а катать по маршрутам, где носятся «газели» оказалось убыточно.

Очередной виток «реформы» произошел в Челнах с приходом нового мэра Наиля Магдеева. Глава города сразу заявил, что «разочарован городскими пассажирскими перевозками» и инициировал создание муниципальной автотранспортной компании. В 2015 году у «КАМАЗа» были взяты в лизинг 190 автобусов на газовом топливе. Сумма вложений, по тогдашним оценкам, составляла порядка 1,1 млрд рублей — по причине дороговизны от «НефАЗов» автогиганта отказались казанские перевозчики. Но челнинским поддержать своего производителя вроде как не зазорно. Озвучивалось, что какую-то часть в качестве субсидии компенсирует федеральный бюджет по существующей тогда госпрограмме, но конкретных цифр в горисполкоме так и не раскрыли.

«Черная финансовая дыра» транспортной реформы Челнов

Чтобы поддержать только созданного муниципального перевозчика власти начали настоящую войну с нелегалами. В результате практически все частники с рынка ушли, а оставшиеся 19 маршрутов разыграли МУП «Электротранспорт» (6 маршрутов) и компания «Пассажирские перевозки» (оставшиеся 13).

Вроде бы самое время праздновать победу — автобусы на улицах, нелегалов нет, работай в свое удовольствие. Но каким-то образом руководству муниципального предприятия удалось даже в таких «парниковых» условиях все испортить. 

Челнинцы хоть и радовались появлению подобного транспорта, с самого первого дня стали жаловаться на то, что ждать «большие» автобусы приходится по 30-40 минут, водители грубят и рулят так, будто играют в видеоигру, а не отвечают за жизни десятков людей.

«Черная финансовая дыра» транспортной реформы Челнов

На то, чтобы хоть на каком-то уровне решить вопрос, МУП потратил полтора года. Но тут начались новые проблемы — уже в самой организации. «Электротранспорт» пытался экономить на кондукторах, переложив ответственность за продажу билетов на специальные устройства и водителей. Шоферы, в свою очередь, быстро смекнули, что могут возить «зайцев», не выдавая билет, а деньги присваивать. Такой «бонус» к зарплате, наряду с прочими затратами на содержание техники, для предприятия вылился в серьезные убытки — по итогам 2017 года минус 246,3 млн рублей «чистыми». Ко всему прочему начали «сыпаться» и сами «НефАЗы». К апрелю 2018 года (спустя три года эксплуатации) из 190 «в строю» осталось только 136 машин — порядка трети автопарка пришла в негодность.

Администрации при таком раскладе оставалось лишь два варианта. Признать, что «эксперимент откровенно неудачный» и вернуть частников. Либо — «спонсировать» МУП бюджетными финансовыми инъекциями. Команда под руководством Магдеева выбрала последний путь, выдав за два с небольшим года два транша, суммой чуть больше 645 млн рублей — на погашение лизинговых платежей. 

— Городскому пассажирскому транспорту нужно оказывать содействие, подсказывать, если где-то нарушают — наказывать. Но я думаю, что мы с вами заинтересованы, чтобы полумиллионный город имел автобусы большой вместимости, — отмечал глава города на одном из заседаний Горсовета, добавляя, что «только за счет тарифов и своей финансовой хозяйственной деятельности» «Электротранспорт» выживать не может.

«Черная финансовая дыра» транспортной реформы Челнов

Добил «транспортную революцию» Магдеева на одной из пресс-конференций, прошедших в начале сентября, генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин. Пожалуй, самый влиятельный человек в Челнах, прямо заявил, что администрация города неспособна заниматься и организовать пассажирские перевозки. А автобусы компания планирует изъять и распродать — долг МУПа по лизинговым платежам и сервисному обслуживанию превышает 700 млн рублей. 

— Вроде как не наша функция. Мы с акционерами приняли решение передать эту функцию городу и передали в лизинг 190 автобусов на газовом топливе. Сегодня долги города по лизинговым платежам и сервисному обслуживанию превышают 700 миллионов. Администрация города показала, что она абсолютно не способна организовать перевозки. С частных перевозок хотели все переключить на муниципальные, но получились только проблемы, — отметил Когогин, добавив, что сейчас ведутся переговоры с властями по поводу решения проблемы.

Угрозу забрать машины Когогин, к слову, уже озвучивал ровно год назад. Именно после подобного заявления мэрия «расщедрилась» на очередной транш в 435 млн рублей. 

Но как будут развиваться события на этот раз пока неясно. В исполкоме предпочли не комментировать высказывания руководителя «КАМАЗа», а власти республики предпочли в конфликт не вмешиваться, обозначив лишь, что необходимо соблюсти, прежде всего, интересы горожан. 

«Черная финансовая дыра» транспортной реформы Челнов

— Какое бы решение не было принято, самое главное, чтобы от решения не пострадали люди, если речь идёт о пассажирских перевозках. Прежде всего, надо подумать, чтобы коммерческий интерес и муниципальный не встали превыше интересов горожан, — сказала официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова.

Источник, близкий к сфере перевозок Челнов, рассказал KazanFirst, что основная причина сложностей МУПа — пассивность властей и «кошмар в организации», который творился на самом предприятии. Подтверждается это и данными о проведенных на «Электротранспорте» проверках — в ходе проведения плановых ревизий было обнаружено 34 нарушения, 88% из которых за последний год. Претензии были и у Роструда, и у МЧС, и у Ространснадзора, и у МВД с Роспотребнадзором.

Вызывает вопросы и финансовая деятельность предприятия. По данным с сайта самого МУПа, число штатных работников организации составляет 300 человек, максимальная предлагаемая в списке вакансий зарплата — 30 000 рублей. Годовой фонд оплаты труда при таких цифрах ориентировочно составит 108 млн рублей. Траты на обслуживание транспорта, ГСМ, топливо и прочие расходы, судя по размещенным госконтрактам, колеблются от 99 до 548 млн рублей в год (в 2018 году был разыгран тендер на сервисное обслуживание автобусов на 404 млн рублей, выигранный «дочкой» «КАМАЗа»), но в среднем — не больше 250 млн рублей.

Согласно опубликованным данным, выручка за 2017 год составила 225,29 млн рублей. Учитывая специфику пассажирских перевозок, проверить точную сумму довольно сложно. Но статистика подсказывает, что доход компании мог быть и выше. 

«Черная финансовая дыра» транспортной реформы Челнов

Исследования, проведенные для формирования стратегии развития Челнов до 2030 года, показывают, что в 2014 году автобусным транспортом было перевезено 63 млн человек. Даже если взять эту не слишком актуальную цифру за основу, выходит, что на шести маршрутах можно «накатать» порядка 19 млн человек в год. Что при умножении на 22 рубля дает выручку в более чем 400 млн рублей. 

Добавить сюда транши из бюджета — и «Электротранспорт» напоминает «черную финансовую дыру», куда деньги приходят, но вырваться уже не могут. Помимо этого, хоть и опосредованно, горожанам приходится не только платить за проезд, но еще и вносить лизинговые платежи за предприятие, ведь бюджет во многом формируют налоги. Почему при таком «бережном» отношении МУП до сих пор не стал прибыльным — вопрос открытый, но мысли о коррупционной составляющей возникают сами собой.

На этом фоне довольно предсказуемой кажется и «ротация» руководства «Электротранспорта». После заявлений Когогина свой пост по собственному желанию спешно покинул Александр Гурьянов, а место директора занял Радиф Мубаракшин. Как заявил экс-глава МУПа, сейчас он находится в отпуске, но все дела уже передал преемнику.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: