«Идти за престижем в вузы — сомнительное удовольствие»

Получить хорошее образование и успешно трудоустроиться можно и после колледжа.
Получить хорошее образование и успешно трудоустроиться можно и после колледжа.

Университет или колледж? Два фронта. Одни считают, что первый вариант престижнее, даст больше возможностей и знаний. В конце концов хорошую работу можно найти. Другие считают, что второй вариант научит действительно нужным вещам, причем на практике, которые помогут двигаться дальше. Можно сказать, что дилемма сводится к выбору: теория или практика.

«Нужно начинать с римского подхода — практического, а позднее можно стать греком»

Рассуждать на тему образования можно вечно. Безусловно, «вышка» — это как туз в рукаве, но стоит ли идти в университет сразу после школы?

Автор книги «Черный лебедь» Нассим Талеб считает, что идея поступать на ранних стадиях в университет — это самая абсурдная вещь. Людям необходимо время, чтобы решить, что им интересно. 

— Лишь когда мне исполнилось 50 лет, я понял, чем хочу заниматься. Моя идея в следующем: вы учитесь в школе, приобретаете немного теории и практики, затем работаете где-то пять лет и только потом идете учиться дальше. Только после того, как вы приобрели практический опыт, то, что вы будете изучать в университете, будет более ценным, чем вы в 21 год или раньше пойдете в вуз. Я обучаю студентов и часто вижу, что это бессмысленно. Через 31 секунду после экзамена они все забывают, — говорит Талеб. 

«Идти за престижем в вузы - сомнительное удовольствие»

Риск-аналитик уверен, что люди, которые поступают в университет позднее, достигают лучших результатов. Они знают, чего хотят в жизни. Такая практика значительно изменила бы университетскую модель. 

— Я знаю, что сейчас происходит в Америке. Огромное количество людей поступают на бакалавра, хотят изучать историю и другие вещи. Это полезно, конечно. Но потом в 23 года, когда знают латынь, греческий или математику, они вынуждены идти работать в «Старбакс». И то если повезет. Обычно берут только в Макдональдс. Лучше выбирать римскую модель, а не греческую. Нужно начинать с римского подхода — практического, а позднее можно стать греком, — подчеркнул Талеб.

«Колледжи и техникумы — это другое образовательное пространство»

Повлиять на решение выпускника, куда поступать, могут сдача экзаменов, отсрочка от армии, мнение окружающих, наличие учебного заведения, качество образования и многие другие вещи. Мы остановимся на одной из действительно важных, которая может помочь найти призвание, — это работа. 

Успешно трудоустроиться сегодня можно действительно как после университета, так и после колледжа. Сомнения будут всегда, но все в руках человека. Как бы то ни было, есть люди, которые считают, что раз в вузах учиться престижнее, то и работа будет лучше. Журналист KazanFirst пообщалась с директорами и выпускниками колледжей и узнала, что они думают по этому поводу.

«Идти за престижем в вузы - сомнительное удовольствие»

Разия Савченко, директор Казанского торгово-экономического техникума, считает, что если ребенок выбирает первый путь — университет, то у него появляется преимущество в построении вертикальной карьеры. Второй путь — техникумы и колледжи. Они позволяют выпускникам строить карьеру горизонтально, а потом также можно продолжить обучение в вузе. 

— Движение WorldSkills и прошедший мировой чемпионат определили на долгие годы состояние профессионального образования. Сегодня наши колледжи и техникумы — это оснащенные современным оборудованием лаборатории и мастерские; это другое образовательное пространство, в инфраструктуру которого вложены достаточные финансовые ресурсы. Особенно ценно, что они вкладываются не только в движимое и недвижимое имущество (на что можно поставить инвентарный номер) — импульс к развитию получает человеческий капитал. Почти все преподаватели и мастера производственного обучения имеют возможность повысить свою квалификацию, — говорит Савченко.

Директор считает, что найти хорошую работу после колледжа можно. Каждый ресурсный центр (а созданы они на базе колледжей и техникумов) имеет свое якорное предприятие. Выпускников готовы принять на работу в соответствии с полученной квалификацией, потому что они подготовлены и адаптированы к рынку труда. 

— В нашей республике выстраивается система формирования заказа на подготовку кадров, профессиональное обучение и трудоустройство по специальности, — отмечает собеседница.

«Идти за престижем в вузы - сомнительное удовольствие»

Студенты торгово-экономического техникума, благодаря взаимодействию с работодателями, устраиваются по специальности. Для техникума это один из важнейших критериев оценки качества образования. 

— Выпускники, получившие квалификацию «Техник-технолог», работают су-шефами на предприятиях общественного питания по всей России. В среднем они зарабатывают более 35 тысяч рублей в месяц. Выпускники, получившие квалификацию «Менеджер по продажам», в первый год своей трудовой деятельности успешно делают карьеру в ритейле, достигают уровня руководителя высшего звена с заработной платой не ниже 40 тысяч рублей. Наши ребята трудоустраиваются в зависимости от своих жизненных целей. Рынок труда очень динамичен и требователен к компетенциям, и мы сделали все возможное для того, чтобы сформировать у наших выпускников потребность к постоянному наращиванию своих компетенций, — заключила Савченко. 

«Хорошо, что ребята начинают с основания»

Директор челнинского Технического колледжа имени Поташова Эльмира Ахметова согласна, что часть родителей считает, что в вузе могут дать образование получше, но она уверена, что это мнение со временем стало меняться. 

— Практические способности и компетенции у детей формируются в среднем профессиональном образовании (СПО) намного лучше по сравнению с вузами. Но против вузов я ничего не имею. Сама много лет там работала педагогом. В СПО есть очень важный момент — специальности формируются согласованно с предприятиями. Сейчас лицензируется новая программа «ТОП-50 востребованных специальностей». Мы продумываем специальности, согласуем с работодателями, берем заявки от них, затем уже формируем эти специальности. Мы сотрудничаем не только с ПАО «КАМАЗ», но и с другими предприятиями нашего города, пока только города, но изучаем ситуацию во всем регионе. Мы работаем по принципу: на выпуске ребенок должен быть трудоустроен, — рассказывает директор.

«Идти за престижем в вузы - сомнительное удовольствие»

Ахметова отмечает, что устроить студента на работу помогает прежде всего практика. Как только выпускника принимают на учебу в колледж, его сразу привязывают к месту практики. 

— Мне настолько приятно, когда на предприятиях встречают с объятиями руководителя практики и благодарят, что он помог устроить студента на работу. Успешных ребят достаточно много. Например, на Заводе двигателей главный инженер — наш выпускник. Выпускники в основном работают начальниками цехов, иногда становятся наставниками ребят на рабочих местах, потому что сами через эту практику прошли, — отмечает собеседница.

Валентина Гайдабура в колледже Поташова работает преподавателем. Она обучает студентов инженерной и компьютерной графике, техническому черчению. 

— Я прошла ту же школу, которую проходят наши студенты. В свое время я окончила автомеханический техникум и поступила в институт. Я могу сказать, что СПО дает большую и богатую практику. У нас есть учебные практики — это мастерские, есть производственные. Хорошо, что ребята начинают с основания. Они потом работают по специальности. Начинают, возможно, с обычного слесаря, но на последнем курсе уже идут в техотделы. Студенты изнутри знают свою специальность. Они и у станка могут постоять, и с документацией поработать. А в институте мало практики. Там дают теорию. Например, мне самой было легко учиться в институте уже после техникума, потому что я изначально все знала, — рассказывает Гайдабура. 

«Идти за престижем в вузы - сомнительное удовольствие»

Как отмечает преподаватель, колледж, помимо «КАМАЗа», сотрудничает с новыми предприятиями, такими как ЗАО «КАММИНЗ КАМА» и ООО «ZF KAMA». Выпускники работают там техниками, технологами, мастерами. 

— У нас есть ребята, которых пригласили работать инженерами в отдел. Были такие студенты, которые успешно участвовали в олимпиадах, а дальше работали, набирались опыта и потом уже понимали, что для дальнейшей карьеры нужно идти в институт. У нас есть ребята, которые закончили колледж и теперь работают начальниками участка, начальниками цехов на совместном российско-германском предприятии «КАМАЗа» ведущими инженерами. Студент, который прошёл обучение в колледже, успешно реализует полученные знания и навыки в своей трудовой деятельности, — заключила собеседница.

«Выражение «Учиться в колледже — не престижно» слышал раза два, причем от людей старше 40 лет»

Если руководители колледжей рассказали о возможностях, которые они дают студентам, то выпускники отметили важность пользоваться ими. Раиль Абдуллин в этом году окончил Набережночелнинский политехнический колледж по специальности «Наладчик станков с ЧПУ» с красным дипломом и пятым разрядом. Он считает, что все зависит от того, как студенты будут учиться.

— В колледжах дают основную информацию для дальнейшей жизни, работы, а в университетах студенты лишь закрепляют эти знания. Учиться мне было достаточно тяжело в первое время. Я посещал мастерскую на базе нашего колледжа. На первом курсе ходил туда после пар и оставался до восьми вечера. Позже по приказу директора я стал ходить в мастерские вместо пар и начал тренироваться к чемпионатам, но все письменные, экзаменационные работы, контрольные, эссе и задания я сдавал со всей группой, — рассказывает Абдуллин.

Все родственники Раиля живут в Нижнекамске, поэтому во время учебы его тянуло на родину. Когда проходил региональный чемпионат по рабочим профессиям, он познакомился с директором учебного центра «Нижнекамскнефтехима». Раилю предложили работу, и он согласился. 

«Идти за престижем в вузы - сомнительное удовольствие»

После победы на региональном чемпионате WorldSkills в компетенции «Изготовление изделий из полимерных материалов» Абдуллин стал готовиться к национальному. Он тренировался на станках «Нижнекамскнефтехима» как на работе, так и в колледже. После очередной победы юноша продолжил работать аппаратчиком газоразделения четвертого разряда. 

— Я не пожалел, что учился именно в колледже, потому что он дал старт моему будущему, дал опыт и знания для выступления на чемпионате и просто для жизни. Работать в «Нижнекамскнефтехиме» мне нравится. Здесь дружный коллектив, хороший социальный пакет, отличный директор. Скоро будет отбор в национальную сборную для подготовки к 46-му чемпионату мира, который пройдет в Шанхае. Хотелось бы в нем принять участие, — поделился напоследок Раиль. 

Другой выпускник и наш собеседник — Тимерлан Рахматуллин. Он окончил Казанский техникум информационных технологий и связи три года назад по специальности «Программирование в компьютерных системах».

«Идти за престижем в вузы - сомнительное удовольствие»

— Выражение «Учиться в колледже — не престижно» слышал раза два от силы, причем от людей старше 40 лет, которые учились еще в советское время. Учиться можно везде, главное — желание. Хорошим специалистом можно выйти как из вуза, так и из техникума, а идти за престижем в образовательное учреждение — сомнительное удовольствие, — уверен Рахматуллин.

Тимерлан подчеркивает, что в техникуме работают хорошие преподаватели. Они закладывают сильную базу знаний в каждого студента. 

— На четвертом курсе я устроился на работу. Ее помогли найти преподаватели из техникума. На данный момент я работаю в компании ТЕКО ведущим инженером-программистом. Мне нравится. Чем? Сложный вопрос. С работой так же, как с девушкой. Ты ее любишь, но понятия не имеешь, почему и за что, — подытожил собеседник.

В заключение отметим, что востребованность колледжей и техникумов сегодня растет. Трудно сказать почему, но факт остается фактом — римская система внедряется в Татарстане с каждым годом все масштабнее.

Материал подготовлен при содействии министерства труда и социальной защиты РТ

Comment section

Добавить комментарий