Казанцы только-только оправились и привыкли к новой стоимости проезда, поднятой до 27 рублей в феврале этого года. Прошло полгода, и перевозчики вновь заговорили о необходимости повышения тарифов на общественный транспорт. Теперь звучат новые цифры — 31 рубль по безналу и 40 рублей при оплате наличкой.
Все опрошенные KazanFirst руководители предприятий, предоставляющих горожанам транспортные услуги, в один голос твердят, что февральское повышение цен для них было лишь скоротечной передышкой. Однако экономика их предприятий всё равно не бьется с доходами и теми обязательствами, которые они на себя взяли.
Первый замдиректора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов, в ведении предприятия которого находятся городские маршруты №43 и 11, заявил, что 31 рубль — это «минимальная сумма для выживания предприятий».
— Если мы будем рассчитывать на такую цену проезда, то всё равно ни о каком развитии предприятий и отрасли и речи быть не может, — сетует Юсупов.
Собеседник говорит, что реальная средняя стоимость у автоперевозчиков Казани — 22 рубля, а не 27, как кажется на первый взгляд.
— У нас же разные категории граждан разную цену платят. По электронному кошельку — 25 рублей. Наличкой — 27 рублей. А льготники и вовсе — 15 рублей, — рассказывает собеседник.
Руководитель транспортного предприятия добавляет, что по льготникам бюджет Татарстана перевозчикам компенсирует только до 18 рублей за проезд. И сумма не пересматривалась на протяжении шести лет. А в общем объеме перевозок доля льготников составляет 36,6%, а у некоторых отдельных городских маршрутов и все 40%.
— Да, благодаря зимнему повышению тарифов мы какое-то время могли закрыть свои хвосты, то есть долги. Приостановилась текучка среди водителей, казанцы к нам пришли работать. Но летом вновь выросла текучка, люди уходят в грузоперевозки, иностранцы уезжают. На сегодня на 800 автобусов приходится менее 1 000 водителей. В итоге автобусы реже выходят, растет интервал между ними. Люди стоят на остановках и возмущаются, — описывает картину происходящего Юсупов.
Собеседник сетует, что вокруг темы с повышением СМИ, конечно, подняли шумиху и хайп, заявив, что намерения автоперевозчиков — поднять цену до 40 рублей. Однако это не совсем так.
— Нам поступает много жалоб от горожан, что их обилечивают в серую, дают липовые билеты. Мы намерены с этим бороться. Поэтому рассматриваем такую мотивацию кондукторов быть честными. Пусть безналичный расчет будет 31 рубль, а наличный — 40 рублей. Безнал у нас проходит инкассацию. Ассоциация перевозчиков создает свою контрольно-расчетную службу, чтобы отлавливать кондукторов, которые не обилечивают пассажиров, — добавляет собеседник.
По его словам, именно благодаря безналичной форме оплаты проезда Госкомитет по тарифам и другие госструктуры увидят, сколько на самом деле приходит денег автоперевозчикам. Юсупов надеется, что транспортников перестанут упрекать в «серости» их доходов и увидят всю подноготную экономики предприятий.
Другая проблема, с которой столкнулись многие транспортники Казани, — копятся претензии и долги от лизингодателей. Например, предприниматель Светлана Умарова, которая обслуживала 98-й маршрут, прекратила работу, так как вынуждена была вернуть лизинговые автобусы.
Гендиректор «Агромира» Владимир Капитонов, обслуживающий 62-й маршрут, рассказал, что на сегодня есть ряд законодательных актов (распоряжение Минтранспорта РФ от 18 апреля 2013 года № НА-37-р, приказ Минтранспорта РФ от 8 декабря 2017 года № 513), где описывается методика подсчета стоимости проезда.
Согласно им, цена за билет в Казани вообще должна быть не 31 рубль, а 49 рублей.
— Если всё считать по закону, то надо либо цену поднимать до этих 49 рублей, либо дотируйте автоперевозчикам 4,5 млрд рублей, — говорит собеседник.
Капитонов также ссылается на Федеральный закон №220, в котором предъявляются требования к автоперевозчикам. Среди них — подвижной состав не старше 10 лет, средняя зарплата водителей в отрасли — 50 тысяч рублей, у кондукторов — 30 тысяч рублей, нормативное содержание состояния автобусов, использование контрольно-кассовых аппаратов.
— Все эти требования законодательства мы и стали исполнять. Логично, что у нас возросли расходы. Требования к нашей работе нам предъявляет федеральный законодатель, а цены на проезд определяет Госкомитет по тарифам. Как быть? — вопрошает Капитонов.
Прямое влияние на рост цен также имеет повышение НДС до 20%. Из-за этого выросли лизинговые отчисления за автобусы, а также расходы на запчасти.
— Из-за исполнения федерального закона нам, автоперевозчикам, пришлось официально трудоустроить 600 кондукторов. А вы понимаете, что если сотрудник получает на руки, скажем, 30 тысяч рублей и потом с суммы вычитается налог 13%, то работодателю он обходится в большую сумму. Нам ведь и пенсионные отчисления, и страховку оплачивать за работника, — сетует руководитель предприятия. Таким образом, резюмирует он, на все автотранспортные предприятия в этом году резко, с введением контрольно-кассовых аппаратов, возросла налоговая нагрузка.
Чтобы инициировать пересмотр тарифов за проезд Госкомитетом по тарифам, автоперевозчики обратились в Комитет по транспорту Казани.
— В Комитете запросили у предприятий дополнительные документы, подтверждающие необходимость в изменении тарифа на проезд. Вся документация будет детально изучена. Только в случае сбора всей доказательной базы со всеми экономическими расчетами документы будут переданы в Госкомитет РТ по тарифам. В полномочия данного ведомства и входит установление тарифов на городском пассажирском транспорте, — прокомментировали KazanFirst в мэрии Казани вопрос о возможном повышении цен за проезд, поднятый автоперевозчиками.
Наша справка
Сколько стоит проезд в других городах:
— Самара — 35 рублей на коммерческом транспорте и 28 на муниципальном маршруте;
— Уфа — 20 рублей по специальной карте «Алга» и 25 за оплату по банковской карте и наличным расчетом;
— Тольятти и Нижний Новгород — проезд стоит 28 рублей;
— Чебоксары — 20-22 рубля;
— Москва — цена за билет в автобусе — 38 рублей.
Прямая речь
Госкомитет РТ по тарифам:
— Никаких официальных обращений пока на этот счет не поступало. С 26 июля этого года вступил в силу новый порядок о заявлении о повышении тарифов на городской общественный транспорт. Теперь в Госкомитет по тарифам обращается с заявлением не перевозчик, а заказчик, то есть муниципалитет — орган местного самоуправления. Сделать он это вправе два раза в год. Первый раз — по итогам финансового года до 1 мая, второй раз заявиться на повышение тарифов по итогам девяти месяцев — это окончание сентября.
Авторы материала: Ильнур Ярхамов, Аделя Рахматуллина
Comment section