Весовой контроль в Татарстане автоматизируют

Новые пункты фиксируют практически все данные о проехавшей машине.

Весовой и габаритный контроль существует в Татарстане уже более 20 лет. Все это время фиксацией нарушений занимались стационарные и передвижные пункты весового контроля, главную роль в деятельности которых играл (несмотря на необходимость использования различных технических средств) человек. Но около пяти лет назад появилась тенденция на автоматизированную фиксацию нарушений.

- Мне всегда задавали вопрос, почему мы не переходим полностью на автоматические взвешивания. Я не скрываю, что у нас много вопросов было к правильности работы весов в рамках правового поля. Но на сегодняшний день все эти вопросы решены. Для того, чтобы взвешивание проводилось качественно, мы в Казани реализовали полигон, где испытывали все виды датчиков различных производителей, испытывали всю аппаратуру, которая используется, прошли сертификацию, - рассказывает директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов

Систему проверяли на разных нагрузках и скоростях, вплоть до 140 км/ч.

- Нам простую грузовую машину до такой скорости разогнать не удалось. Пришлось обращаться к КАМАЗу. Они давали специальные свои машины, чтобы мы комплекс сертифицировали даже для такой невозможной скорости, - добавляет спикер. 

В результате два года назад в Татарстане появился первый автоматический пункт весового и габаритного контроля (АПВГК) транспортных средств. Система позволяет фиксировать практически все данные о проехавшей машине - число осей, нагрузку на каждую, общий вес, габариты. Помогают этому камеры и специальные датчики, расположенные на самом дорожном полотне. В случае выявления нарушений данные передаются ГИБДД, а затем принимается решение о вынесении постановления о совершении правонарушения.

Все это время система хоть и пугала водителей, но работала в тестовом режиме - получить «письмо счастья», попавшись на таком пункте с перевесом, было невозможно. В конце 2018 года было построено четыре АПВГК, запуск которых состоялся накануне. До конца 2019 года появится ещё четыре объекта, а их общее число должно достичь 13.

- Сегодня старт для четырех пунктов. Кто сегодня попадает, тот уже привлечен к ответственности, получит «письма счастья». Штрафы до 500 тысяч рублей. Но весогабаритный контроль в Татарстане существует 20 лет. Наши перевозчики, я 100% уверен, дисциплинированнее, чем в других регионах. Какая разница? Они привыкли ездить через посты. В других регионах много жалоб связано с тем, что контроля не существовало, а сразу автоматический поставили. Думаю, для нас переход будет безболезненным. С этой рамкой не договоришься, поэтому договорные вещи исключаются, - отметил Минниханов.

Со временем в БДД планируют сократить число стационарных пунктов весового контроля, а после и вовсе от них отказаться, оставив лишь автоматику и передвижные пункты.

- Спрашивают, почему оставляете передвижные? Есть транспортные средства с большим перегрузом, которые могут разрушить не только дороги, но, самое страшное, мосты. Таких примеров по России много. Если мы оставим только АПВГК, то да, это эффективно, со временем владельцу придет «письмо счастья», но своими действиями он может нанести более серьезный урон, - объяснил руководитель БДД.

После брифинга журналистам представили и саму систему, скрывающуюся под аббревиатурой АПВГК и расположенную на трассе Челны - Заинск - Альметьевск. Специально или случайно, но сперва автобус остановился у старого пункта весового контроля - стационарного. Здесь традиционно дежурит несколько инспекторов ГИБДД, а фуры, притормаживая, проезжают через небольшую огороженную площадку. Представители СМИ было приуныли, не углядев ничего инновационного, и задумчиво снимали на камеры приветливо машущих руками и улыбающихся водителей фур.

Спустя несколько минут выяснилось, что сам «умный» пункт весового контроля находится в нескольких километрах дальше по трассе. Здесь инспекторов на дежурстве нет, зато есть огромная металлическая рама, перекинутая сразу через все четыре полосы. На том, что в футболе называют «перкладина», закреплено несколько камер - какие-то из них фиксируют скорость, другие - госномера, третьи - снимают общий вид (это необходимо для доказательной базы, чтобы можно было визуально установить число осей транспортного средства). На самом верху по центру установлен «шкаф» - «мозги» комплекса. Именно сюда поступают данные с датчиков, запрятанных в асфальте, и с камер, которые обрабатываются и в режиме онлайн передаются в базу данных.

За время работы техника уже зафиксировала более 83 000 взвешиваний. В багажнике припаркованной неподалеку «Шкоды» обнаружился компьютер и несколько мониторов, на которых с задержкой в несколько минут появлялась информация о проехавших пункт машинах - как грузовых, так и легковых, - рассказал заместитель директора БДД Ильдар Фарахов.

- Вот проехал грузовик. Нарушение на вторую ось. А вот мы с вами стоим. Скорее всего, у данного транспортного средства есть разрешение, - резюмировал он, показав сделанные электроникой снимки, на которых и правда была запечатлена группа журналистов и проезжающая мимо фура.

С первого взгляда может показаться, что автоматические пункты созданы с одной целью - упростить «выколачивание» штрафов с перевозчиков. Наказания, к слову, весьма болезненные - от 150 до 500 тысяч рублей (для юридических лиц). Но стратегически появление АПВГК позволяет решить сразу несколько проблем, в том числе облегчить жизнь самих водителей. Автоматическая система в перспективе заставит перевозчиков отказаться от перегруза транспортных средств, что благоприятно скажется на состоянии дорожного покрытия в Татарстане, а также снизит аварийность и дисциплинирует водителей.

- Нужно не нарушать. Если необходимо обеспечить провоз груза, который не проходит по нормам, значит, груз надо делить, использовать два грузовика. Надо сказать, что первое время количество нарушений было большим. В первую очередь это ощутили нефтяники, которые начали использовать многоосные транспортные средства. В любом случае потребитель начинает использовать то, что проходит по параметрам и позволяет обеспечить перевозки, - отметил Минниханов.

Шоферы в свою очередь будут избавлены от необходимости стоять в скоплении транспорта, которое часто возникает на стационарных пунктах, - инспекторам физически бывает сложно успеть проверить все машины. Исчезает и необходимость забирать грузовики на специальные стоянки - «письмо счастья», конечно, владельца найдет, но хотя бы задержки с поставкой не возникнет.

«Бонусом» для владельцев грузовиков будет и создание открытого общедоступного портала infoktg.ru. Здесь можно практически сразу после проезда автоматического пункта проверить результаты взвешивания. Позже функционал сайта планируют расширить, что позволит не только следить за прохождением контроля каждого ТС, но и получить соответствующие разрешения в режиме онлайн.

Не все водители, однако, готовы играть «по-честному». Рядом с запущенным только что АПВГК уже накатана колея по траве, продавленная шинами грузовиков. Пускаются шоферы и на другие ухищрения.

- Секрета нет - закрывают номера. У нас уже в течение года-двух пункты работают в тестовом режиме. Они не выносят решения. Но грузоперевозчик подъезжает, закрывает номер, проезжает. Вторая форма - их объезжают. Понятно, что зимой невозможно объехать - грязь. А вот в поле в такое время, как сейчас, уже объезжают. В связи с этим передвижные пункты также необходимы, - добавляет Минниханов.

Несмотря на то, что система также позволяет фиксировать и габариты транспортных средств, наказывать за нарушение этих нормативов на основе собранных автоматикой данных пока не будут. Хотя оборудование и «отрабатывает» эти показатели в пределах допустимой погрешности, некоторые нюансы, вроде налипшего снега или оторвавшегося брезента, могут ввести технику в заблуждение.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
8 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ильхам
Так они номера будут закрывать перед этим, потом открывать. Хорошо, ГИБДД поставит туда экипаж. и всё бабало, которое за перевес должно было идти раньше на карман гаишникам и весовикам, пойдет этому экипажу за закрытые номера. В чем смысл реформы?
0
0
Ответить

Марат
На трассе всегда были шальные деньги. И просто так от них никто не откажется
0
1
Ответить

Андрей
гайцы на весом конроле рубят бабки лопатами.
2
0
Ответить

Азат
Сделайте льготы для фермеров. невозможно же столько платить за перегруз. Приходится по проселочным ехат ьмашину гробить
1
0
Ответить

Ильяс
два грузовика - два водилы. легко говорить, когда деньги есть, а если их нет
1
0
Ответить

Чио Чио Сан
Камеры платон другие налоги. На дорогах совсем житья не стало
1
0
Ответить

Шофа
Были бы дороги нормальные народ прорвется
0
0
Ответить

Усин
Давно пора порядок на дорогах навести
2
2
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite