Если вы живете на этой планете, то со стопроцентной вероятностью сталкиваетесь в повседневной жизни с таким понятием, как феминизм. Он сейчас, пожалуй, на пике своей популярности в медиасреде, спорить с этим сложно. Феминизм давно вышел за границы течения и стал одним из символов века, обрастая всевозможными ответвлениями (появились экофеминизм, постфеминизм, ксенофеминизм — мы уже видим, как вы убежали гуглить). С присутствием данного явления все уже свыклись. Но как оно появилось? И кому сегодня нужен феминизм?
Этими вопросами задались участники клуба экспертных дискуссий «Аналогия». Они провели очередное заседание в резиденции креативных индустрий «Штаб». Модератором встречи клуба, который анализирует прошлое, чтобы лучше понимать настоящее и будущее, выступил медиаменеджер Ярослав Муравьев, который и задавал направление обсуждению.
Предпосылки появления
В истории зачастую можно встретить точечные упоминания прототипов современных феминисток: дерзкая Леди Годива, прогрессивная Изабелла Кастильская, целеустремленная крестьянка из Прибалтики Марта Скавронская (по совместительству Екатерина I). Но локальная борьба — это еще не система — как такового феминизма как движения, конечно, еще очень долго не наблюдалось.
Движение зародилось во времена великой французской революции. Именно тогда появляются первые женские общества и высказываются различные требования о «выравнивании» прав женщин и мужчин. Общество встречает это неоднозначно (общество до сих пор встречает это неоднозначно, что уж говорить о XVIII веке).
— Одним из первых триггеров стал доступ к образованию. В XVIII веке в России создается Смольный институт, в котором женщин обучают манерам, музыке, в общем, учат тому, какой должна быть женщина того общества, но не больше. В XIX веке начинают раздаваться голоса о необходимости высшего образования для женщин. Только в 70-80-х годах XIX века создаются высшие женские курсы, на которых можно было, в том числе, обучиться и медицине. Но это не инициатива государства, а общественное движение. Обычно этим занимались профессора университетов в нелекционное время, по вечерам. Казань здесь отличилась — одно из первых высших учебных заведений для женщин создавалось на базе университета, но тоже за счет общественности. Профессора читали лекции бесплатно, а если и получали деньги, то не от университета, а от общественных деятелей или спонсоров, — рассказывает историк Рустам Ханнанов. — Автором бюста Лобачевского, кстати, в Казани стала первая в России женщина-скульптор Мария Диллон. Для того времени это было сродни инопланетному вторжению. Мало того что женщина, так еще и из еврейской семьи, к тому же окончила санкт-петербургскую академию художеств.
Феминизм сформировали три тренда: стремление женщин к образованию, экономической независимости и социальному равенству.
По мнению Ханнанова, период стремления к равным экономическим правам ознаменовался расцветом левых социал-демократических движений, где начали активно участвовать женщины (некоторые даже становятся террористками). Предпосылкой к уравниванию женщин с мужчинами стали активные экономические процессы: развитие транспорта, промышленности и, как следствие, увеличение рабочих мест. Немаловажную роль сыграл также подъем печатной продукции: если в XVII веке газету «Куранты» читала только царская семья и её приближенные, то с течением времени читают все.
— Движение за права — это логическое продолжение экономического и научно-технического прогресса, — выдвигает тезис историк.
Суть феминизма
— Феминизм основывается в своей рекурсии на том, что есть оппонент: условно — мужчина. Когда женщина бьет женщину, то это уже не феминизм. Поэтому феминизм, который мы обсуждаем, не отделим от общей объективизации. Феминизм — это движение нового времени, новой эпохи. До этого говорить о феминизме мы не можем — раньше была другая система ценностей, – считает политолог Руслан Айсин.
Согласно его видению, идея о свободе женщин принадлежит Энгельсу и Марксу. Именно они задали тренд этому движению.
— Маркс и Энгельс были феминистами покруче нас с вами, как бы это смешно ни звучало. Наибольший вклад в феминизм внесли эти два бородатых мужика, — добавляет общественный деятель.
Феминизм условно делят на три волны. Первая ратовала за избирательные права – на неё откликнулся англо-саксонский мир, за которым последовали все остальные. СССР, кстати, один из первых, где это осуществили.
Вторая волна — 60-70-е годы. По мнению политолога, она созвучна, синхронизирована с движением хиппи, с ростом постбуржуазных отношений.
Третья волна — 1990-2000-е годы. Её хорошо характеризует цитата «все есть всё и ничего».
— В этом периоде отсутствует система ценностей, общих нормативов, здесь царит постмодерн. Центр везде, периферия везде. Вы сами создаете себе центр и экзистенциальную головную боль, — говорит Айсин. — Феминизм не задает тренд, он идет вместе с общим трендом.
Феминизм — это развитие?
«Можно ли считать феминизм цивилизационным шагом, сопровождающим развитие?» — задаются вопросом эксперты. Тут ответ, скорее всего, будет утвердительным. Поскольку волны развития движения изменили мировой ландшафт в сторону слома базовых вещей, в сторону гуманизации. Мир, начинающий отходить от церковного дискурса, ставит вопрос: «Женщина — это человек?».
Феминизм — движение, безусловно, гуманистическое. По мнению кандидата философских наук Полины Котляр, сейчас в российском обществе есть постфеминистские настроения, как будто бы мы уже перешагнули феминизм и идём дальше. При этом эта тема становится мощной объединяющей всех и вся.
— Феминизм не везде одинаковый, где-то он сдерживается внешними факторами — как религия, к примеру. Сказать, какой феминизм «правильный», нельзя, но наиболее прогрессивным можно считать европейский, — заключает Котляр.
В любом случае, по мнению эксперта, гуманизм рука об руку идёт с феминизмом. А феминизм — с развитием.
Читайте также: Как движение хиппи изменило мировое сообщество
Comment section