«Я вижу очень много проколов в московской политике»

«Я вижу очень много проколов в московской политике»
Обсуждаем «хайповые» темы, клип Тимати и роль Путина.

Скандалы в медиапространстве разгораются все чаще. Им уже никто не удивляется — потребитель с удовольствием впитывает «горячий» контент и просит добавки. Относиться к тому или иному явлению можно по-разному, все мы считаем себя достаточно компетентными для формирования истинно, а порой единственно верного мнения. Но иногда все же интересно узнать экспертную оценку текущих процессов.

Алексей Куртов — президент Российской ассоциации политических консультантов, в этой сфере он работает уже 30 лет. Мы поговорили с ним о его профессии, институте репутации в России, нынешнем настроении молодежи, клипе Тимати, не забыли даже Жириновского. 

«Я вижу очень много проколов в московской политике»

— Чем занимается политический консультант?

— Политический консультант делает людей счастливыми — именно так отвечаю на этот вопрос своему ребенку. Я помогаю качественно и адекватно донести информацию от власти к людям. Когда это получается, тогда политический консультант хорошо выполнил свою работу.

— Получается, можно отождествить политконсультанта и того же пиарщика. Это смежные профессии?

— Пиар — это одна из частей политического консультирования (примерно 1/10).

— Что тогда из себя представляют остальные?

— Это и построение политических траекторий, и постановка задач (как политических, так и неполитических), и учет общественного мнения, и многое другое.

— То есть политическое консультирование в большей степени — аналитика?

— Политическое консультирование — это деятельность на стыке аналитики, социологии, психологии, менеджмента и так далее, в зависимости от задач.

«Я вижу очень много проколов в московской политике»

— Среди ваших клиентов — «Газпромнефть», «Роснано» и прочие крупные структуры. Зачем бизнесу политконсультант? Как вы взаимодействуете?

— Не все эти клиенты обращаются именно за политическим консультированием, ведь у меня ещё есть крупное пиар-агентство. Но очень часто такие большие операторы, как «Газпромнефть», являются градообразующими предприятиями. Тогда, конечно, им необходима консультация по поводу взаимодействия с людьми, построения планов и прочему.

— Вы работали с МТС и «Мегафоном». Получается, вашими клиентами могут быть прямые конкуренты?

— Нет, они были моими клиентами либо в разное время, либо мы отрабатывали разные линии деятельности. Такие вещи всегда учитываются, иначе мы бы так долго не работали на этом рынке.

— А сколько вы на рынке?

— В политическом консультировании я с 1989 года. В 89-м стал депутатом, сам себя избрал, с тех пор консультирую. А пиаром и работой с репутацией я занимаюсь 25 лет.

— Если говорить о репутации: есть ли какой-то алгоритм или рекомендации для поведения общественных деятелей?

— Как говорят американцы — «It depends» — по-разному. Никогда нельзя сказать, чего не стоит делать. Единственное, пожалуй, нельзя врать. В публичном пространстве тебя всегда поймают. А все остальное зависит от ситуации и целей, которые ты перед собой ставишь. Иногда нельзя надевать красный галстук, а иногда без него не обойтись. Раньше были определенные стандарты поведения и даже дресс-кода, но сейчас их нет.

«Я вижу очень много проколов в московской политике»

— А у нас вообще в России есть институт репутации?

— Да. Но он у нас то оживает, то угасает. И это зависит от развития экономики. В начале нулевых появилось много денег в экономике, но оказалось, что больших финансов недостаточно. Нужно ещё, чтобы к тебе хорошо относились, о тебе хорошо говорили, чтобы деловые партнеры понимали, с кем имеют дело, чтобы журналисты знали всю информацию о тебе. Тогда институт репетиционного менеджмента стал очень востребованным. Но после кризиса в 2008-м ещё на два-три года институт репутации снова потерял актуальность. В общем, его активность волновая. Но он существует. И он работает.

Я не знаю, это только в России так или везде, но я замечала, что у людей очень короткая память. Ту же Ксению Собчак какие-то пять лет назад мы ассоциировали исключительно с «Домом-2», а сейчас это уже общественный деятель, журналист, политик. И так можно пройтись по большинству общественных деятелей. Как это работает?

— А что вас смущает? Человек в разное время жизни придумывает себе разные роли. И если он достаточно талантлив, то это сработает. Я не люблю Собчак ни в одной из её ипостасей, но знаю, что она достаточно хорошо пробивает то инфополе, в котором работает.

— Недавно был скандал с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским. Если помните, он призывал больше не финансировать национальные регионы, в том числе Татарстан. На него, как и обычно, многие ополчились. В этом контексте он навредил своей репутации или «хейт» — это тоже хорошо?

— Жириновский и «хейт» — это тождественно равные вещи. Он всегда отличался тем, что говорит какие-то несусветные и непозволительные вещи. Я объясняю это тем, что Жириновский — это не важная фигура. Это технический, развлекательный, привлекательный к политике персонаж. Его репутационные характеристики и высказывания мало кого волнуют.

— Наш Кремль достаточно жестко отреагировал.

— Ну, конечно. Это же прямое оскорбление. Но я не думаю, что ваш казанский Кремль пошел бы к Жириновскому с какими-то деловыми предложениями — ни раньше, ни сейчас. Иногда нужно спокойнее относиться к высказываниям подобных персонажей, но делать определенные выводы.

«Я вижу очень много проколов в московской политике»

— А репутацию Татарстана вы как-то можете охарактеризовать или сформулировать?

— Репутация — это вещь многогранная. Репутация бывает среди СМИ, в политическом пространстве, в деловом. Например, Татарстан сейчас на первом месте по привлечению иностранных инвестиций. Это о чем говорит? О том, что репутация Татарстана для иностранцев — лучшая в стране. Иностранный инвестор всегда взвешивает, куда пойдут его деньги, насколько стабильная политическая и экономическая ситуация в стране или в регионе, как работает судебная система, — репутационных параметров оценки много.

— То есть политическую и экономическую ситуацию в нашей республике смело можно назвать стабильной?

— Безусловно.

— Вы смотрели клип Тимати до удаления?

— Нет (смеется). Но посмотрел после.

— Как можете прокомментировать? Какие ошибки с точки зрения пиара были допущены? И вообще, можно ли считать данное видео, опубликованное в день тишины, нарушением закона?

— Там же не было ничего про выборы. Там упомянуты Москва и Собянин, а они не являются субъектами избирательного процесса, поэтому прямого нарушения закона нет. Как говорил мой коллега, надо уже перестать на любой чих подавать в суд, жизнь регулируется не только буквой закона. Что касается Тимати, он входит в команду поддержки Собянина, это очевидно. Я вижу очень много проколов в московской политике, в том числе и появление этого клипа. Он ведь направлен на активную молодежь, но в ней другие настояния — она на митинги ходит. Получается, они себя ей противопоставили и, как следствие, получили больше миллиона дизлайков.

— Вы предугадали мой следующий вопрос: в данный момент протестные настроения растут? Какие советы вы могли бы дать действующей власти как политический консультант?

— Понимаете, протест обычно появляется там, где у людей либо не хватает информации, либо там, где людей обижают.

«Я вижу очень много проколов в московской политике»

— Сейчас нас обижают или нам не хватает информации?

— Вот в этом и суть — везде по-разному. Что в Татарстане, я не знаю. Но могу сказать про Москву и, наверное, про Россию в целом: нам не хватает информации. Люди не вовлечены в политические процессы, они ими мало интересуются. Это обоюдная вина и властей, и граждан. Есть хорошая поговорка: можно лошадь подвести к водопою, но нельзя заставить ее пить.

— А рекомендации властям все-таки какие можете дать?

— Однозначно быть более открытыми. Сейчас есть запрос на новый способ политического взаимодействия: более прямой, укороченный, без длинных перипетий.

— Face to face?

— Не совсем. Скорее, через соцсети, а они как раз помогают создать ощущение, что взаимодействие происходит face to face. Важно укоротить коммуникацию.

— Потому что мы устали от бюрократии?

— И это тоже. А ещё все слова пересказываются. Первое лицо должно говорить само, а не через пресс-секретаря. Это сегодняшний тренд.

— Но ведь в том-то и дело. Президент России Владимир Путин у нас вообще редко что комментирует сам.

— У него другая роль в этом государстве.

— Какая?

— Путин — охранитель. Именно охранитель, а не хранитель. Он и сам себя, наверное, считает охранителем.

— А от кого он нас охраняет?

— Ну, иногда нужно врага придумать, чтобы потом от него охранять.


Читайте также: «Путин в нынешнем состоянии опережает свой политический отряд»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *