«Узаконивание многоженства нужно для защиты прав женщин»

Обсуждаем с экспертами все последствия устного бракозаключения.
Обсуждаем с экспертами все последствия устного бракозаключения.

Далеко не в первый раз исламские религиозные деятели России озвучивают идеи легализовать в нашей стране многоженство, разрешенное верующим по шариату. Очередное заявление о необходимости узаконить мусульманское право на многобрачие прозвучало от председателя Совета муфтиев России Равиля хазрата Гайнутдина. Он предположил, что «целесообразно это было бы сделать в республиках, где преобладает мусульманское население». Один из таких регионов — Татарстан. 

Это заявление вновь подтолкнуло экспертов к обсуждению проблемы столкновения закона светского и религиозного. Журналист KazanFirst Ляйсан Кадырова решила выяснить, насколько в действительности для Татарстана актуальна тема многоженства и есть ли необходимость закрепить ее на законодательном уровне. 

Помочь разобраться во всех тонкостях этого явления мы попросили разных экспертов. Найти тех, кто знает многоженство изнутри, оказалось труднее, чем предполагалось. Почему — читайте в материале KazanFirst. 

Бывшая «вторая жена»: В нашем обществе не принято многоженство

Поиски представителей многоженства были долгими и чуть ли не безуспешными, если бы не одна женщина. Она согласилась рассказать о своей истории анонимно. 

Гульнара (имя изменено. — Ред.) родом из Татарстана. К моменту, когда познакомилась со своим мужем (назовем его Булат), она одна воспитывала двух детей. Чтобы заработать денег на жизнь, ездила по России как переводчик арабского языка. Как это часто сегодня бывает, с будущим супругом Гульнара познакомилась в интернете. Они долго общались, в какой-то момент мужчина предложил ей выйти за него замуж второй женой.  

«Узаконивание многоженства нужно для защиты прав женщин»

— Я согласилась, наверное, потому что была одинокой. Понимала, что никто не возьмет меня замуж первой женой. Мужчины в первый раз считают неправильным жениться на женщинах с двумя детьми. Для них нормально только развестись с такой. Мне было тяжело, поэтому я согласилась, — рассказывает Гульнара. 

Собеседница говорит, что в большинстве случаев со второй и последующими женами мужчина проводит обряд никах. Конечно, есть единичные исключения, когда брак открытый и его регистрируют в мечети, где выдают соответствующий документ. Но это происходит довольно редко. Мужчины зачастую скрывают от общества свой статус. Чтобы получить хоть какие-то гарантии защиты прав, Гульнара от руки написала договор, который пара скрепила подписями. 

— Одним из моих условий была открытость нашего брака. Я сказала, что о нем должна знать его семья, родители и родственники. Я не собиралась скрываться. Они все об этом знали. Но, к сожалению, в нашем обществе многоженство не принято и началось давление, — вспоминает наша героиня. 

«Узаконивание многоженства нужно для защиты прав женщин»

Первой Гульнаре написала мама Булата. В сообщении было много неприятных слов. Родители считали, что она встречается с их сыном только из-за денег и хотели, чтобы эта связь прекратилась. Через какое-то время началось давление со стороны первой жены. Поскольку Булат и Гульнара жили в разных городах, то договорились, что он будет приезжать к ней, чтобы проводить времени столько же, сколько с первой женой. Но та начала его загружать всякими бытовыми вещами, чтобы он не мог приехать к Гульнаре.

— У них было трое детей, они ждали четвертого. Ему нужно было сделать то одно то другое. Например, сводить детей в подготовительную группу, куда они раньше никогда не ходили. Она делала все, чтобы он занимался только первой семьей. На этом фоне у нас начались конфликты, — рассказывает собеседница.

Булат приезжал раз-два в месяц. Потом исчезал, объясняя это тем, что уехал на учебу. Гульнара не верила в это. Она знала — родился четвертый ребенок и домашних дел у её мужа стало больше. Но не считает это причиной для того, чтобы быть несправедливым. Ведь когда он предлагал Гульнаре пожениться, понимал, на что идет, и знал, что ему придется уделять одинаковое время и внимание обеим женам.

— В конце концов, я попросила у него развод. Он не согласился. Не давал мне его долго, просил вернуть ему махр (материальный подарок жениха невесте при никахе. — Ред.). Это была недостроенная недвижимость на мое имя, дом, земля. Я сказала, что мы можем во всем разобраться в муфтияте, — там узнать, обязана ли я ему возвращать махр. Ведь это был брачный подарок, гарантия на мое дальнейшее существование, если я останусь без его поддержки. Он испугался. Развелся со мной. Наш брак продлился 10 лет, — продолжает женщина. 

«Узаконивание многоженства нужно для защиты прав женщин»

Впрочем, на этом история не закончилась. Через год после расставания Булат снова появился в жизни Гульнары. Вновь начал требовать вернуть ему недвижимость. Наша собеседница в итоге сдалась и отдала права на дом. А после этого Булат предложил ей начать все сначала. Она, конечно, отказалась. 

Сейчас Гульнаре поступает очень много предложений стать второй или третьей женой. 

— Может быть, я вышла бы замуж, если бы все мои условия мужчина выполнял. Лучше быть второй женой, чем одиночкой, — считает она. 

Масштабность не оценить

Существование практики многоженства в республике подтверждают и богословы. Но насколько явление масштабно, ни наши спикеры, да и никто другой сказать не может. Все по одной причине — по российскому законодательству многоженство запрещено, поэтому официальную статистику не ведут. Из этого вытекает несколько проблем. Специально для KazanFirst руководитель отдела по вопросам шариата ДУМ РТ Булат хазрат Мубараков прокомментировал теоретическую сторону каждой из них.

Брак между мужчиной и его второй женой не имеет юридической силы

Иногда к нам приходят вторые жены и рассказывают, что чувствуют себя лишь любовницами. А муж не дает развода. Ни мы, никакие органы власти не смогут помочь ей добиться развода, потому что в ЗАГСе они не зарегистрированы. Поэтому каждая, кто соглашается стать второй женой, должна отдавать себе отчет в своих действиях.

Нет социальной защиты

Из первого пункта вытекает следующая проблема. Такие браки особенно опасны для девушек, которые не были замужем. Их, в силу юного возраста, легко обмануть: наобещать горы золота, наконец, влюбить в себя и взять в жены. Но вскоре мужчины забывают о своих обещаниях, могут оставить их ни с чем. Никак не заботятся о своих избранницах и не соблюдают их права.

«Узаконивание многоженства нужно для защиты прав женщин»

Мужчина может взять вторую жену без согласия первой

Иногда муж заводит вторую жену тайно от первой, потому что не хочет разрушать свою первую семью. Возможно, первая жена всегда была против второй. В этом случае мужчина явно не будет обговаривать с ней свое решение. Но все тайное становится явным. Если первая жена узнает об этом, естественно, она захочет, чтобы он избавился от второй, и получаются плачевные результаты. Не могу сказать, что так случается часто. Я рассматриваю этот вопрос лишь с теоретической стороны.

К многоженству обращаются религиозно неграмотные люди

Есть люди неграмотные религиозно. Они считают, что если религия позволяет им иметь несколько жен, то это их неоспоримое право и они без всяких условий могут им воспользоваться. Конечно, если мужчина не просвещен в вопросах обязанности и многоженства, ни к чему хорошему это не приведет. Есть и безграмотные девушки. Они так же не представляют всех особенностей жизни второй жены, что тоже приводит к печальным последствиям.  

Избежать этих и других проблем, по мнению Булата хазрата, помогло бы узаконивание или хотя бы юридическое регулирование многоженства, например, через заключение нотариального договора. Тогда у женщин были бы механизмы защиты их социальных прав, а мужчины несли бы ответственность за семью перед законом. Но пока нет ни того ни другого. 

— Наша страна светская, такого закона у нас нет. Представим, что он есть. Тогда на законодательном уровне должны были быть прописаны обязательные условия, которые прописаны в Коране, при которых мужчина может взять себе вторую жену, — это состоятельность и его справедливость. Но даже в Коране прописано, что ни один мужчина не сможет быть одинаково справедливым по отношению к обеим своим женам, как бы он ни старался, — говорит Булат хазрат, объясняя трудность узаконивания многоженства.

«После двух-трех раз интимной близости мужчина успокаивается»

К теоретическим рассуждениям Булата хазрата Мубаракова добавились и практические наблюдения нашей следующей собеседницы Аишы. Она в течение пяти лет изучала тему многоженства. Несколько лет прожила в Дагестане. Теперь вернулась в Татарстан и может сравнить одно и то же явление в двух разных регионах.

— В Дагестане многоженство очень популярно. Оно есть и у нас. Хотя эта тема тщательно и ото всех скрывается. Мужчины в Татарстане духовно слабее. Боязливее общественного мнения, — говорит Аиша.  

«Узаконивание многоженства нужно для защиты прав женщин»

Хотя скрываться нечего, так как полигамия «не может быть отрицательной, потому что это социальный проект от Всевышнего». Яркие примеры верности мусульманскому праву в многоженстве есть в Набережных Челнах и Нижнекамске, утверждает наш спикер.

— Многоженство не может быть плохим. Женщин больше, чем мужчин. Лучше быть обеспеченной вниманием и материальными благами второй женой, чем одинокой, — считает Аиша.

Но, по мнению нашей собеседницы, у многоженства есть и отрицательные стороны. Например, иногда слабые мужчины прикрывают многоженством свою похоть. 

— В Дагестане я наблюдала за одной схемой. Берут вторую жену, снимают для неё квартиру, читают никах. Но после двух-трех раз интимной близости с ней мужчина успокаивается и жена становится ему не нужна. Он перестает её обеспечивать, платить за квартиру, покупать продукты. Получается, он вынуждает женщину просить развод, — рассказывает Аиша.

Иногда мужчины женятся на второй женщине без ведома первой. Хотя в идеале он должен был предупредить невесту о намерении жениться и на другой женщине ещё на никахе, чтобы для неё это не было унижением или ударом в будущем. Спикер и сама наблюдала за неприятной картиной драки двух мусульманских женщин, когда те неожиданно для себя узнали друг о друге. 

«Узаконивание многоженства нужно для защиты прав женщин»

Но есть и позитивные истории многобрачия. Аиша гостила у мужчины, который самым справедливым образом содержал сразу четверых жен. 

— У каждой из его четырех жен есть свое жилье. Он до такой степени справедлив к ним. Каждое утро каждая из жен присылает ему список необходимых продуктов или предметов. Он едет на рынок и до 9 утра развозит каждой то, что она требовала. Затем он уезжает на работу и целый день работает. Приезжает к той, у которой будет ночевать. Ко всем по очереди, никого не обидев, — рассказывает Аиша. 

Вся защита вторых жен остается на совести мужа

Казанский адвокат Руслан Нагиев ответил на несколько наших вопросов о многоженстве и с юридической точки зрения.

— Руслан, в последнее время вновь стали актуальны разговоры о многоженстве в мусульманстве… 

— Некоторые думают, что многоженство в мусульманстве — это узаконенное шариатом развлечение для мужчин. Но это не так. Мужчинам гораздо проще жить одному и с чистой совестью развлекаться с разными женщинами, ни с кем не вступая в серьезные отношения. У мусульман с этим все очень строго перед Богом. Уж если мужчина-мусульманин решил завести вторую жену, то он четко понимает, что он ответственен за нее.

— У вторых, третьих и последующих жен нет никакой социальной защиты — это правда?

— Да, это правда, что вторые жены практически не защищены на законодательном уровне, потому что у нас в стране не предусмотрено многоженство. Вся их защита остается чисто на совести мужчин.

«Узаконивание многоженства нужно для защиты прав женщин»

— По словам женщины, которая вышла замуж второй женой, ей было трудно получить развод от мужа. К вам обращаются с просьбой расторгнуть браки?

— Во-первых, вторыми женами никогда не идут замуж силой. Это происходит только на основании добровольного решения. По мусульманскому праву главным условием никаха считается согласие невесты. Если его нет, то брак не действителен. Во-вторых, за мои 18 лет работы юристом таких случаев, когда вторая жена приходила просить помочь развестись, не было. Были случаи, когда приходили жаловаться на первых мужей. А на вторых — нет. Потому что вторых жен берут только успешные, состоявшиеся и состоятельные люди, которые уже сумели осчастливить одну женщину и ее детей. К тому же в основном во вторые жены берут женщин-вдов или разведенных.

— И тем не менее случаи, когда женщина требует от мужа развода, а он не дает, есть. Эксперты уверены, нам необходим какой-либо регулятивный механизм.

— Я тоже считаю, что механизм нам необходим. До революции в Российской империи среди мусульман действовали шариатские суды, которые отвечали на все их вопросы. На Кавказе было так же. Я знаю, что сейчас такие есть в Великобритании. Мне кажется, что и сейчас в них можно было бы рассматривать какие-либо гражданские, семейные вопросы, но только не уголовные. Наше общество ещё не готово к такому, да и наказания на уголовные дела по шариату самые строгие.

К слову, по своему опыту могу сказать, что явление полигамии характерно не только для мусульман. Мужчины русские, украинцы, чуваши и многие другие заводят себе любовниц, от которых у них появляются дети. Люди по своей природе полигамны.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: