Круизный туризм оттолкнулся от дна

Отдых на воде набирает популярность, но чтобы снова не утонуть, нужны инвестиции.

В прошлом году регионы Приволжского федерального округа (ПФО) посетили порядка 9 млн туристов. За три года количество туристов круизных и пригородных судов увеличилось на 133,2 тысячи человек и составило почти 600 тысяч. Руководство округа видит именно этот вид отдыха в числе самых перспективных, а саму территорию - лидером по развитию сферы путешествий. Чтобы это стало реальностью, нужно устранить ряд проблем. Каких - обсуждали на заседание в Казани. 

Есть основания быть в лидерах

Полномочный представитель президента России в ПФО Игорь Комаров провёл в столице Татарстана заседание, на котором обсудили перспективы развития внутреннего и въездного туризма. 

Все участники отметили, что округ обладает хорошим потенциалом: национальный колорит, уникальные природные и рекреационные ресурсы, множество объектов национального и мирового культурного и исторического наследия, в том числе три объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, которые расположены в Татарстане, общественные пространства, промышленные объекты и многое другое.

Более того, Комаров заявил, что видит регионы ПФО лидерами в развитии туристической индустрии. Он надеется, что эта сфера будет развиваться опережающими темпами, поскольку для этого есть все основания.

В свою очередь президент Татарстана (региона-лидера по приросту числа отдыхающих. - Ред.) Рустам Минниханов отметил, что последние годы отрасль туризма ПФО действительно демонстрирует стабильно высокие темпы роста по основным показателям.

- В прошлом году регионы округа посетили около 9 миллионов туристов, а с учетом однодневных экскурсий - более 14 миллионов. В округе строится множество коллективных средств размещения, увеличиваются транспортирные парки, растёт количество туроператоров, объём предоставляемых услуг, который сегодня с учетом смежных отраслей превышает 100 млрд рублей в год. В настоящее время туризм активизирует более 50 различных отраслей. Совокупный объём новых поступлений в бюджеты всех уровней по округу превышает 27 млрд рублей. За последние четыре года эти показатели выросли на 40%, - привёл данные лидер республики.

Кроме того что это положительно влияет на имидж регионов, создаёт еще и рабочие места. На тысячу туристов приходятся 13 новых вакансий.

Круизный туризм должен стать драйвером роста

В ПФО активно развиваются различные виды туризма: этнический, паломнический, горнолыжный, деловой, детский, экологический, рекреационный и другие. Одним из самых перспективных регионы видят круизный. Комаров считает, что преимущество округа в этом плане в крупной артерии Европы - Волге.

- Круизный туризм может стать драйвером роста туристической отрасли не только в ПФО, но и в европейской части России в целом, - уверен полпред.

Если сравнить количество туристов круизных и пригородных судов в 2016 году - 460,1 тысячи человек с 2018 годом - 593,3 тысячи, то рост востребованности очевиден. Между тем Минниханов заметил, что для развития направления нужно работать над состоянием судов и самих рек.

- Наша задача - следовать мировым трендам и иметь конкурентоспособный продукт. Однако сегодня развитие круизного туризма сдерживается рядом факторов. Первое - это устаревший флот судов и неудовлетворительные темпы его обновления. Основные суда были построены в советское время. Средний срок их эксплуатации в нашем округе - 43 года, - заметил президент.

Сегодня новые круизные суда строятся на заводах Зеленодольска и Нижегородской области. Их стоимость составляет от 100 млн до 2,5 млрд рублей. Поэтому второе - это крайне высокая стоимость, которая, по словам Минниханова, экономически непривлекательна для частных инвесторов из-за длительной окупаемости и короткого периода рыночной навигации. Он предлагает рассмотреть возможность увеличения судового утилизационного гранта и максимально льготного лизинга для строительства круизных пассажирских судов.

В сентябре 2019 года в России была принята «Стратегия развития туризма до 2035 года». В ней; в том числе, говорится о развитии путешествий на воде. Зарина Догузова, руководитель Федерального агентства, отметила, что её организация сейчас занимается планом реализации принятого документа и направление круизного отдыха будет расписано отдельно.

- Проблема понятна - это вопросы, связанные с состоянием рек, их обмелением, строительством новых судов, инфраструктурой, точками притяжения в местах остановки. Если суда останавливаются и туристы выходят, то там должны быть рестораны, инфраструктура, где можно было бы оставить деньги. Мы все вопросы будем отрабатывать, - говорит Догузова.

Новый туристический маршрут и халяльный отдых

Развитию отрасли поможет межрегиональный туристический маршрут «Великий Волжский путь», который объединяет 14 регионов округа. Но пока о нем мало кто знает.

- «Великий Волжский путь» - это очень хорошая инициатива. Большую работу уже провели регионы, в первую очередь Татарстан. Спасибо за инициативу. Теперь этот проект нужно качественно встроить в общую систему продвижения маршрутов, которые будут формироваться в стране. Я предложила включить его в национальные брендовые маршруты. Над этим мы сейчас работаем. Думаю, будет отдельный мини-план действий по его продвижению. Помимо этого есть ещё ряд конкретных проблем, которые нужно решить, чтобы маршрут был конкурентоспособен как на внутреннем, так и на международном уровне, - добавила глава Ростуризма.

Ещё одно направление, которое кажется перспективным Минниханову, - это халяльный туризм. Он отмечает, что в ПФО приезжают туристы из Объединенных Арабских Эмиратов, Ирана, Малайзии и других мусульманских стран.

- Мы республика многоконфессиональная. Сегодня очень популярен халяльный туризм - это инфраструктура, еда и возможности. Направления халяльная медицина, халяльное образование - это дополнительная ниша, - считает президент Татарстана. - Убежден, что вместе мы сможем сделать округ для туристов со всего мира.

Говоря о мировых масштабах, Минниханов отметил, что лишь 15% от общего числа туристов - это иностранцы. Он считает, что для увеличения потока нужно принимать решения на федеральном уровне.

- Это электронная виза и безвизовый въезд для стран, которые не представляют какой-то угрозы и опасности для нашего государства, - добавил лидер республики.

В целом Минниханов считает, что отрасль и регионы, и федеральный бюджет должна наполнять деньгами на инфраструктуру, поскольку без этого туризм «серьезно не расширится». В конечном счете это огромная ниша и рабочие места. Президент уверен, что 10% ВВП должно обеспечиваться за счёт сферы отдыха.

Между тем, несмотря на то, что регионы видят большой потенциал в этой отрасли, в том числе с точки зрения инвестиций, отдельные органы власти по туризму созданы лишь в Татарстане и Саратовской области. В других наблюдается разброс в уровнях и полномочиях, которые занимаются его развитием. В основном это многоотраслевые министерства, которые параллельно отвечают за молодежную политику, культуру или предпринимательство.

- Думаю, назрела необходимость создания по примеру многих развитых стран отдельного органа власти - министерства или какой-то другой формы, - говорит он.

В заключение Минниханов добавил, что регионы должны понимать, что туризм сегодня - перспективное направление для экономического развития, которое имеет огромный потенциал и требует от них вложений как человеческих, так и финансовых.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite