«Не мы платим жильцам зарплату и распоряжаемся их деньгами»

Челнинцы первыми в Татарстане стали переходить на прямые договоры с поставщиками услуг.
Челнинцы первыми в Татарстане стали переходить на прямые договоры с поставщиками
услуг.

В Набережных Челнах на территории управляющей компании «Ремжилстрой» произошел маленький прорыв во взаимоотношениях между собственниками многоквартирных домов и поставщиками услуг. Пока это маленький прорыв. Но он многообещающий, уверены в УК. Дело в следующем. В августе в шести МКД прошло заочное голосование за отказ от работы с такими поставщиками услуг, как «Челныводоканал» (холодная вода) и «Гринта» (Региональный оператор по работе с твердыми коммунальными отходами), через управляющую компанию и переход на прямые договоры. То есть за договоры между поставщиком услуг и собственником каждой квартиры в доме.

О чем спор?

Прямые договоры очень выгодны управляющей компании. Когда договор на поставку услуг дому от имени его собственников с предприятиями заключает УК, то она юридически берет на себя ответственность и за оплату этих услуг жителями. 

«Не мы платим жильцам зарплату и распоряжаемся их деньгами»

То есть если в доме 20 квартир из 100 не заплатили, скажем, за воду, то долг этих 20 квартир должна покрыть управляющая компания. А если долг не будет погашен, то из-за него УК по закону могут даже обанкротить через суд. Сейчас через управляющие компании услуги поставляются практически во все МКД Челнов. И все (или по крайней мере большинство) «управдомы» поэтому хотят, чтобы жители домов сами заключили договоры на поставку услуг. 

— Не мы платим жильцам домов зарплату, не мы распоряжаемся их деньгами. Но при этом мы должны за счет средств на управление жилым фондом (нами заработанных денег) или за счет средств на текущий ремонт покрывать долги населения «Татэнерго», «Челныводоканалу», «Гринте» и прочим. На накопленный населением долг по квартплате поставщики накручивают пени, которые тоже должны покрывать мы. Но, во-первых, мы это в любом случае делаем деньгами тех жителей и собственников домов, которые честно и вовремя платят квартплату. Просто потому, что других денег у нас нет. Во-вторых, если мы вынужденно покрываем долги за счет средств на текущий ремонт домов, то и ремонт мы делаем не в таком объеме, как нужно, да и не так, как это нужно. Мы и во всем остальном людей обслуживаем не так, как могли бы, — объясняют управляющие компании устами своих специалистов. Но есть обстоятельство, которое очень мешает «управдомам» разъяснять это людям.

Постановление правительства России, дающее право собственникам домов по решению общего собрания (признанного поставщиком) заключать прямые договоры на поставку воды, тепла, электроэнергии и прочих услуг, которое появилось в прошлом году. 

«Не мы платим жильцам зарплату и распоряжаемся их деньгами»

Но в Татарстане оно было принято в штыки не только поставщиками ресурсов (предприятиями «Татэнерго», «Челныводоканалом»), но и правительством, в частности министерством строительства, архитектуры и ЖКХ. Поэтому даже разговоры о прямых договорах оказались под негласным запретом. Ну или скажем так: разъяснительная работа на тему того, чем и кому хороши прямые договоры, не приветствовалась.

— Если мы перейдем на прямые договоры с населением, то вынуждены будем создавать абонентские службы и набирать туда целый штат специалистов. Это солидный фонд зарплаты, это затраты, которые неизбежно лягут в тариф для населения, — настойчиво и громко говорят поставщики услуг. 

Вообще-то рост тарифов в России законодательно ограничен, например, тариф на тепло не может расти больше чем на 4% в год. И никакие дополнительные затраты на абонентские службы на это повлиять не могут. Но «управдомы» об этом настойчиво и громко населению не говорят. Побаиваются гнева чиновников и санкций со стороны поставщиков ресурсов, перед которыми у многих «управдомов» накопились немалые долги за счет невыплат населения. 

«Рука Москвы»

Однако УК «Ремжилстрой» оказалась в особой ситуации. Ее генеральный директор и бывший учредитель Галина Лукина больше года назад продала свою компанию московской фирме «Дом-инвест» и хотела вообще уйти на заслуженный отдых. Но москвичи уговорили её остаться генеральным директором «Ремжилстроя», поскольку у Лукиной уникален не только опыт, но и стаж работы в ЖКХ. Но «музыку», то есть стратегию компании, теперь заказывают москвичи, а они ратуют за прямые договоры. И команда Лукиной вынуждена действовать. 

«Не мы платим жильцам зарплату и распоряжаемся их деньгами»

— Голосование за прямые договоры шло в шести домах, в пяти из них люди выбрали прямые договоры. Итоговые протоколы мы передали «Челныводоканалу» и «Гринте» в первых числах сентября. Поставщикам по закону отводится три месяца на то, чтобы принять решение жителей или оспорить его, если на то найдутся основания. Соблюдение процедуры голосования и правильность заполнения бюллетеней проверялись зональной Госжилинспекцией и специалистами самих поставщиков. На днях мы получили ответ от «Челныводоканала» о том, что с собственниками дома 25/09 будут заключены прямые договоры. Ожидаем, что такие же ответы придут и по остальным домам, — сообщает главный специалист «Ремжилстроя» по работе с населением Елена Мурашова

Так в автограде появился первый дом, жители которого сами заключат договоры с «Челныводоканалом». 

Что дальше?

— Этим летом мы решили начать работу потихоньку с малыми домами, то есть с теми домами, где относительно немного квартир. Прежде всего в «башнях», то есть в одноподъездных многоэтажках. Обсуждали идею прямых договоров с очень ограниченным числом активистов. Но дело в том, что старшие по домам активно общаются между собой и мы столкнулись с очень интересной ситуацией. Сейчас я точно знаю, что в некоторых микрорайонах на нашей территории есть ещё несколько домов, в которых внимательно наблюдают, чем закончится «эпопея» с переходом на прямые договоры у тех домов, где мы инициировали голосование. Если «эпопея» закончится успешно хотя бы в одном, то старшие и в домах-наблюдателях готовы начать такое же голосование, — раскрывает секрет Мурашова.

«Не мы платим жильцам зарплату и распоряжаемся их деньгами»

Журналист KazanFirst побеседовал со всеми старшими тех домов, где прошло голосование за переход на прямые договоры. Это дома 25/07 а и б, 25/09, 23/04 и 11/01. Голосование здесь шло на фоне любопытных настроений. В одном из домов старший признался, что под влиянием Мурашовой согласился на голосование, но потом засомневался в своем решении.

— Почему вокруг нас ни в каких домах такое голосование не идет, почему мы первые? — так объяснил старший свои сомнения. 

Другой председатель МКД заявил, что сам он как собственник против прямых договоров, а если его дом «переведут», то он будет судиться. Третий посетовал на то, что многие люди плохо знают плюсы и минусы прямых договоров, — нет ведь никакой информации.

— Больше всего людей, особенно пенсионеров, пугает то, что при прямых договорах будет приходить не единый счет по квартплате, а несколько счетов за услуги от разных поставщиков, — сказали и Мурашова, и старшие по домам. При всем при этом пять домов из шести проголосовали за прямые договоры, желая избавить свою УК от многих проблем, а себе предоставить возможность маневра при оплате услуг. А поскольку есть и первая ласточка, то теперь не исключена и цепная реакция. 

«Не мы платим жильцам зарплату и распоряжаемся их деньгами»

Все это говорит о том, что чиновникам и поставщикам воды, тепла и света пора перестать в отношении прямых договоров действовать по принципу «не пущать», а вместе с «управдомами» начать нормальную разъяснительную работу о том, что такое прямые договоры и какие они могут иметь последствия.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *