В Саратове хотели устроить самосуд над убийцей девочки. Похожий случай был в Татарстане

Трагедия заставила вновь говорить о снятии моратория на смертную казнь.
Трагедия заставила вновь говорить о снятии моратория на смертную казнь.

Резонансное убийство 9-летней Лизы Киселевой в Саратове с новой силой возобновило разговоры о том, что в России необходимо снять мораторий на смертную казнь. Люди не готовы мириться с тем, что детоубийцы продолжают жить после таких страшных преступлений за счет налогоплательщиков. KazanFirst вспоминает похожий случай в Татарстане, когда в республике устроили «народный» суд. 

Задушил в гараже

На поиски пропавшей девочки в Саратове, кажется, вышел весь город. Волонтеры два дня искали ребенка по всей области. А после того как Лизу нашли убитой, саратовцы вышли на стихийный митинг с требованием выдать им подонка, который это сделал, для самосуда. Народная акция началась у гаражей — в месте, где произошло убийство. На подъездных дорогах образовались пробки — люди узнали, что подозреваемого привезут на следственный эксперимент, и ринулись туда. Полицейским пришлось применить слезоточивый газ, чтобы отбить убийцу у толпы. Тогда саратовцы стали стихийно собираться возле УВД и ждать там.

В убийстве ребенка подозревается 35-летний Михаил Туватин. У него уже есть шесть судимостей, причем по «тяжелым статьям»: изнасилование, разбой и «насильственные действия сексуального характера». 8 октября в 7:30 Лиза, как обычно, шла в школу через гаражи. У одного из них она встретила Туватина и спросила, его ли это гараж. Как выяснилось, убийца заприметил этот старый заброшенный гараж несколько месяцев назад, поменял замки и присвоил себе. Вопрос девочки поставил Туватина в тупик. Он подумал, что гараж может принадлежать ее семье. Испугавшись разоблачения, злоумышленник затащил ее внутрь и задушил.

По словам родителей, девочка была самостоятельной, поэтому искать ее начали лишь в 19:00, когда поняли, что что-то не так. Телефон отключен, а в школе она так и не появилась. 

В Саратове хотели устроить самосуд над убийцей девочки. Похожий случай был в Татарстане

Практически сразу были организованы масштабные поиски: задействовано более 200 сотрудников МЧС и МВД и несколько тысяч волонтеров. Фотография с информацией о девочке была развешена чуть ли не на каждом столбе. Активисты нашли портфель ребенка и вторую обувь в одной из урн города. 

Полицейские вышли на след убийцы 10 октября. Оперативники начали проверять всех, кто имеет судимость и проживает в районе пропажи. Так они дошли до Туватина, который в этот же вечер сознался в убийстве и показал, где лежит тело. Оказалось, что волонтеры и полицейские осматривали данный гараж, но не смогли найти Лизу — тело было хорошо спрятано. О следах сексуального насилия пока не сообщалось.

Депутаты Госдумы от Саратовской области уже высказались о чудовищном преступлении. Николай Панков сдержанно выразил соболезнования родным Лизы и попросил правоохранительные органы «покарать убийцу» по максимальной строгости закона. А Евгений Примаков на своей странице в «Фейсбуке» был радикально краток: «Нужно вернуть смертную казнь».

Депутат Ольга Алимова так же высказалась за смертную казнь для «педофилов, убийц, насильников, террористов».

«Заигрались в демократию и толерантность. Вернуть смертную казнь в Россию!», — написала коммунистка в «Инстаграме».

Даже Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Загородняя, которая активно размещала информацию о розыске девочки, также кратко выдвинула идею: «Смертная казнь для убийц детей».

«Народный суд» 

30 лет назад в Набережных Челнах, в 1989 году, было что-то похожее на то, что сейчас происходит в Саратове. Преступнику пришлось отвечать и перед законом, и перед людьми. 

Дела о сексуальных маньяках в СССР были под запретом для широкой огласки, но жуткая история, произошедшая в автограде, не оставляла силовикам шансов отмолчаться — люди требовали гласности и освещения расследования.  

Тем летом ранее судимый Васильев познакомился с несовершеннолетней девушкой, пригласил ее в кафе, после чего изнасиловал и убил.

Подробностей того дела крайне мало, так как силовики закрывали все детали следственных действий. Зато гул народного негодования достиг тогда своего пика. Челнинцы были так потрясены этим убийством, что призывали к открытому процессу.

В Саратове хотели устроить самосуд над убийцей девочки. Похожий случай был в Татарстане

Председательствовал в суде тогда Ильгиз Гилазов, ныне председатель Верховного суда РТ. Именно он принял волевое решение: процесс должен проходить на глазах у всех горожан. Изначально дело планировали рассматривать в местном кинотеатре, но испугались, что он не сможет вместить всех желающих. Тогда решили провести суд прямо на футбольном стадионе в парке «Гренада». Четыре дня, с 15 по 18 августа 1989-го, на трибунах собирались по пять тысяч человек, которые заслушивали показания свидетелей, мнение прокурора и адвоката. Как вспоминают очевидцы того суда, на поле стояло несколько пожарных машин — на случай, если бы пришлось останавливать толпу, которая в любой момент могла устроить преступнику суд Линча. 

На поле установили динамики, микрофоны. В качестве совещательной комнаты использовался прокурорский «РАФик». На экраны выводились видеозаписи с показаниями подсудимого.

В итоге приговор был коротким: виновен. Расстрел.

Как вспоминал потом судья Гилазов, сразу после оглашения приговора к нему подошла старушка и спросила: «А расстреливать его прямо сейчас будут?».

Василису искал весь город

Этот суд часто вспоминали спустя много лет, когда поймали убийцу девочки, и опять — в Челнах. Теперь уже в соцсетях и комментариях снова стало часто упоминаться слово «самосуд».

В Саратове хотели устроить самосуд над убийцей девочки. Похожий случай был в Татарстане

2 февраля 2013 года 8-летняя Василиса Галицына возвращалась домой из школы, но не дошла несколько метров. По дороге возле нее остановилась «Шевроле Нива», за рулем которой находился 30-летний уроженец Узбекистана Фаррух Ташбаев. Он затащил девочку в машину, вывез за город, где сначала изнасиловал, а затем убил. В поисках школьницы принимал участие практически весь город. 2 000 сотрудников полиции и десятки тысяч волонтеров постоянно обновляли информацию о поисках. К сожалению, все усилия были напрасны. К этому моменту Василиса была уже мертва. Ташбаев насиловал и пытал школьницу практически до полуночи. Эксперты насчитали более 12 ударов по лицу и более 20 по рукам и ногам. Он задушил ее колготками, после чего вонзил нож в спину. Василиса умерла от потери крови.

Убийца признался, что следил за новостями в соцсетях. Как только прошла информация, что полиция ищет черную тонированную «Шевроле Ниву» без запаски, Ташбаев содрал со своего авто всю пленку и повесил запасное колесо. Заметая следы, он разбрасывал тетради и вещи убитой в разных частях города.

После того как новость о поимке преступника разлетелась в народ, люди стали стихийно собираться на улицах города с требованием выдать им его. Дошло до того, что Ташбаева даже не привезли в суд, потому что там собралась огромная толпа. Судье самому пришлось приехать в СИЗО для избрания меры пресечения. Тогда тоже очень много говорили о смертной казни. Ташбаева практически сразу увезли в Казань. Дело рассматривал Верховный суд республики. В своем последнем слове Ташбаев уверял, что невиновен. Суд проходил в закрытом режиме. Убийца получил пожизненный срок. Это максимальное наказание в России. 

Смертная казнь в российском законодательстве предусмотрена, но с 1996 года на эту меру наказания наложен мораторий. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: