верят в реализацию амбициозного детища.
Как-то незаметно из поля зрения общественности пропала нашумевшая Стратегия развития татар. Все помнят яркое начало разработки документа, со всевозможными встречами по всему миру, но никто не увидел конечного наглядного результата работы, будь то в виде огромной книги, короткой брошюры с тезисами или еще чего-нибудь. Где же Стратегия?
Для чего вообще начиналась эта работа? Осенью 2018 года президент Татарстана Рустам Минниханов поручил Всемирному конгрессу татар (ВКТ) разработать документ, в котором были бы обозначены главные вопросы татарского народа. С декабря того же года председатель национального совета «Милли Шура» Василь Шайхразиев начал масштабную рабочую кампанию.
Для подготовки документа собрали большую группу экспертов. В нее вошли более 50 человек — представители ВКТ, историки, журналисты, общественники, писатели и чиновники. В скором времени даже появился эскиз Стратегии — содержательная презентация.
Дабы не ограничиваться мнениями узкого круга столичных экспертов, с января 2019 года по всей республике стали устраивать встречи-обсуждения с жителями районов. Василь Шайхразиев вместе с несколькими представителями рабочей группы выезжал в Арск, Нурлат, Набережные Челны, Буинск.
Представители муниципалитетов могли высказывать свои идеи и вносить предложения по поводу того, каким им видится главный документ татар. Только сделать это они могли не напрямую с Шайхразиевым во время встреч, а через письма в ВКТ. Поэтому судить о том, насколько народ удалось вовлечь в дело века, нам не удастся. Хотя, судя по нашим личным наблюдениям, заинтересовать идеей получилось далеко не всех.
В феврале разработчики выехали за пределы Татарстана для встречи с татарами из регионов России. Обсуждения продолжались до марта. Команда Шайхразиева побывала в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Уфе, Самаре, Томске, Йошкар-Оле, Сахалине.
После серии выездных встреч эксперты вернулись в Казань. Выясняли роль блогеров в разработке документа, этот же вопрос рассматривали и по отношению к татарским богословам. Каждый раз находилось что добавить, эскиз обновлялся и обновлялся.
В итоге примерно к середине августа 2019 года представители ВКТ должны были представить уже готовую Стратегию на суд общественности. До этого Шайхразиев отмечал, что первый вариант документа презентуют на Изге Болгар жыены, который проходит 12 июня. Но этого не произошло. За день до дня Х стало известно, что разработчики просят перенести дату. Тогда все стали ждать середины августа, но снова промах. Вице-премьер Татарстана дал новое обещание — показать Стратегию 30 августа. Впрочем, и в этот раз долгожданного события не случилось.
Теперь даже поисковик «Яндекс» считает, что некогда нашумевшая Стратегия татар сейчас в тупике. На самом деле так считает даже не поисковик, а люди. Это пользователи обращаются к сервису с таким запросом в поисках новостей, а браузер вывел его в топ популярных.
Оно и неудивительно. В последние несколько месяцев о документе совсем ничего не слышно — про Стратегию не пишут в СМИ и не выкладывают по этой теме материалы на сайте Всемирного конгресса татар. Последняя версия документа опубликована в начале июня.
Чтобы выяснить, на каком этапе сейчас находится разработка документа и когда все-таки ждать презентации, журналист KazanFirst Ляйсан Кадырова две недели пыталась связаться с Василем Шайхразиевым, но спикер был в разъездах и не нашел время, чтобы поговорить хотя бы по телефону. Куда словоохотливее оказались представители рабочей группы.
Оказалось, для многих из них судьба документа так же неизвестна. И тем не менее наши собеседники придерживались разных мнений и взглядов на то, что Стратегия залегла на дно.
— Я ничего не знаю о том, куда пропала эта тема, но очень жду новостей. Татарстану Стратегия была очень нужна. Но мне кажется, ее такую большую никто и не читал, — поделился своими мыслями журналист Римзиль Валеев, курирующий раздел Стратегии об информационном пространстве.
По его мнению, суть любой Стратегии можно изложить «в двух страницах». А в нашем случае из-за того, что документ составляла группа ученых, Стратегия получилась как научная работа, смысл которой тяжело воспринимать. Однако работа была завершена и направлена на проверку.
— Трактат в 50-60 страниц никто читать и не будет. Возможно, поэтому и потерялась эта тема… Все потому, что за разработку документа отвечали теоретики. Такие ученые нужны для создания диссертаций, докладов. А люди-практики лишь давали оценку и некоторые комментарии, — добавил собеседник.
В некоторой степени с Валеевым согласен и директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов. Ученый тоже полагает, что Стратегии не хватало практической ценности, чтобы ею могли пользоваться в повседневной жизни и деятельности, будь то министр или простой рабочий. Он связывает это с составом рабочих групп, в которых в основной своей массе присутствовали теоретики.
— Это не должно было звучать как «ты должен это, ты должен то». А каким путем идти? Если бы в самом начале за разработку Стратегии была бы ответственна одна небольшая группа примерно в 5-7 человек, то все могло бы быть по-другому. А эта задача переходила от одного института к другому. Кто-то что-то добавлял, кто-то что-то убирал, что-то и вовсе потерялось, а потом возвращалось. Так из рук в руки документ и ходил. Сейчас мне кажется, что что-то не получилось. А поначалу вроде бы все было ничего, — поделился размышлениями Хакимов.
Кроме того, собеседник признался, что даже в сложившейся ситуации он не сильно переживает. Ведь у руководителей республики и так есть неплохая Стратегия. «Экономику ведет сам Минниханов, за образование отвечает Шаймиев. Нужно ли менять эту политику?». По мнению спикера, важно лишь продолжать эту линию.
— Был такой пиар, столько обсуждений и встреч провели. А сейчас, как говорится, весь пар ушел в свисток. Даже не знаю, доведем ли это дело до конца, — отмечает Хакимов.
Консультант Стратегии в сфере образования Айрат Файзрахманов так же, как и первые спикеры, не располагает информацией, что сейчас происходит с документом и на какой стадии проработки он находится.
— Ходят слухи, что нужен короткий вдохновляющий всех текст на татарском и русском языке. Кто его пишет — непонятно, возможно, его уже готовят. Я тоже согласен с этим. Нужно что-то наподобие манифеста, раскрывающего наши ценности и перспективы в общих чертах, возможно, без конкретики. Написать такое ученые эксперты не могут, здесь нужна творческая рука, — высказался он, сам того не зная, поддержав идею журналиста Валеева.
В то же время Файзрахманов придерживается мысли, что торопиться с презентацией Стратегии не стоит. На то есть множество причин, а не только те, что связаны с уже существующими недоработками и недочетами. Первая из них — в следующем году будет перепись населения, которая сможет дать новые представления о татарском мире.
— Если дождаться результатов переписи, мы сможем откорректировать Стратегию с учетом новых данных о состоянии татар. К тому же, я считаю, что содержание документа должно быть интегрировано в республиканские программы, которые заканчиваются в 2020-2021 годах. Стратегии не хватает ещё и дорожной карты, — уверен наш собеседник.
Позитивнее всего из опрошенных нами экспертов был настроен руководитель рабочей группы «Культура» Рафаэль Валеев. По его мнению, переживать поводов нет. «Документ был подготовлен, всеми принят и даже уже реализован в достаточной мере».
— Я предполагаю, что судьба Стратегии на самом деле счастливая. С ней ознакомилось руководство Татарстана. Сегодня это основной документ, который может быть реализован. Осталось только запастись терпением и ждать, когда его представят перед общественностью, — говорит он.
К тому же, по мнению Валеева, торопиться нет смысла ещё и потому, что впереди 100-летие ТАССР. Этот юбилей лучше всего подойдет для презентации.
— Нужно дать документу отлежаться, посмотреть за теми тенденциями, которые произошли за этот период, а вы знаете, что прошло недостаточно времени. Было лето. Сейчас политическая и общественная жизнь активизируется, все вернулись из отпусков. Поэтому все идет своим чередом, — считает собеседник.
По утверждению эксперта, в созданном документе видят базу, на основании которой будут приниматься все важнейшие решения, касающиеся жизни татарского народа. Само принятие Стратегии проходит судьбу почти государственного закона через первое, второе и третье чтения.
— Я хочу вас успокоить и сказать, что основа уже есть, она ни у кого не вызывает никаких возражений. Это означает, что документ работоспособный, проходит проверку временем. Неважно, под каким названием, но он будет принят, — заключил Рафаэль Валеев.
Comment section