Минздрав выписал рецепт по публичному формированию задач

Эксперты Общественного совета ведомства утвердили основные направления работы.
Эксперты Общественного совета ведомства утвердили основные направления работы.

До конца этой недели на сайте Госуслуг Татарстана опубликуют 20 основных целей, которые, по мнению министерства здравоохранения, наиболее важные для оздоровления населения в 2020 году. Татарстанцы смогут проголосовать и выбрать приоритетные, на их взгляд. Затем эксперты утвердят 5-7 целей. 

Алгоритм пилотного проекта

Пилотный проект по публичному формированию целей и задач был запущен 21 сентября 2018 года. В него вошли министерства социального блока — здравоохранения; труда, занятости и соцзащиты; образования и науки; культуры.

— Вы знаете, была проведена большая работа нашими экспертами. Мы определили около 20 сложных направлений развития системы здравоохранения. После этого на заседании Совета мы их утвердили и Минцифры вывесило эти вопросы на сайте Госуслуг. Население активно приняло участие в обсуждении: более 6 тысяч человек высказались. Мы вместе с вами определили семь приоритетных направлений развития здравоохранения республики на 2019 год. Сегодня на сайте вывешены результаты работы Минздрава за девять месяцев. Уже видно, что многие направления успешно выполняются, но работа предстоит еще большая. Завершается покупка оборудования и другие вещи, — открыл заседание Общественного совета при Минздраве его председатель Чингис Махмутов.

Минздрав выписал рецепт по публичному формированию задач

По аналогичному алгоритму сформируют цели на 2020 год. На заседании эксперты рассмотрели очередные 20 направлений, которые к тому же перекликаются с нацпроектами. Часть из них согласовали без изменений, а другую часть просили изменить. В основном суть касалась именно трактовки целей. Кратко пройдемся по ним.

Увеличить количество медорганизаций, участвующих в создании и тиражировании «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», с 18 единиц в 2019 году до 64 единиц в 2020-м.

Здесь у участников совета возник вопрос: что же понимается под этими «новыми моделями». Как отметил заместитель министра здравоохранения Татарстана Ильдар Фатихов, имеется в виду формат дружелюбной или бережливой поликлиники.

— Нужно писать понятнее, для людей, — говорит Ростислав Туишев, директор Диспетчерского центра Минздрава республики. — Мы сами вызываем недовольство, изобретая такой формальный язык.

Минздрав выписал рецепт по публичному формированию задач

— Вопрос-то в том и есть, что и бережливые поликлиники не все понимают. А новая модель — это новая модель. Но это не нами предусмотрено, — отвечает Фатихов.

— Вот правильно. Народу, как я, могут задать вопрос: «Что за новая модель? А что со старой?», — говорит Махмутов. — Может быть, в кавычках написать дружелюбная поликлиника. 

Эксперты остановились на том, что стоит добавить в скобках пациенториентированная или бережливая поликлиника.

Увеличить долю пациентов, записавшихся на прием к врачу в электронном виде, с 65 до 70%.

Обратилась ко всем экспертам участница Совета и учредитель благотворительного фонда «Дети ДЦП» Тянзиля Егорова. Она предлагает сохранить «право на звонок», пока есть люди малообеспеченные, социально незащищенные и преклонного возраста. 

— Это не должно быть в принудительном порядке. Так случилось, что накануне меня увезли на скорой. Остался на работе телефон, планшет, все. Утром у внучки температура под 40. Интернета нет, звонишь — отказываются записывать. Это первая детская. Только по электронной записи. Пошла к соседке, а запись на прием уже закрыта. Сказали, чтобы тогда приходили в свободной очереди. Але, еще раз — температура 40! Вот такие случаи нельзя исключать. Поэтому огромная просьба к разработчикам пилотного проекта — оставить запись в той или иной форме. К тому же электронная запись — это ограничение по количеству приема, — говорит Егорова. 

— Вы не совсем правы. У нас же для этого есть кабинеты неотложной помощи. Вы с ребенком с температурой 40 должны были вызвать «скорую», во-первых. Во-вторых, если не вызвали, то надо прийти туда, там работают без записи, — ответила Гузэль Волкова, начальник отдела разработки и реализации спецпрограмм и проектов Минздрава.

Минздрав выписал рецепт по публичному формированию задач

— Мы ваш вопрос поняли. 30% — это люфт, который позволяет эти вопросы решать. Конечно, в электронной записи много проблем. Главная — значительное количество людей записываются, а потом не приходят. Это создает иллюзию, что запись переполнена. Это вопрос важный. Иногда и сайт зависает, есть вопросы к разработчикам. Эксперты вопрос рассмотрят, — добавил Махмутов.

Участники заседания в свою очередь добавили, что стоит изменить трактовку цели так, что это сама система должна позволять электронную запись 70% населения.

Увеличить доступность использования эндоскопического оборудования для гастроскопии с 40 до 50%, сократив сроки ожидания планового обследования (до 14 дней) в муниципальных образованиях республики.

Эта цель хороша с точки зрения того, что идет работа с селами. Но она вызвала вопросы у Туишева.

— 40-50% — это мало. Мы как бы публично признаём, что только на 50% используем оборудование, да еще людям 14 дней ждать. Какие-то здесь ножницы заложены. Надо проценты убрать, — говорит он.

Эксперты согласились и попросили изменить трактовку. 

Вопросы возникли еще по двум целям. Приведем их вместе. 

Повысить удовлетворенность населения качеством предоставления медуслуг в стационарах с 69,2 до 71% и аналогично в учреждениях здравоохранения с 73,9 до 76% (по данным Комитета по социально-экономическому мониторингу).

Цифры приведены по итогам исследования девяти месяцев 2019 года. Эксперты вновь попросили изменить текстовку, а председатель поднял другую проблему.

Минздрав выписал рецепт по публичному формированию задач

— Знаете, у нас появилось много организаций, которые оценивают. Это вводит в какое-то заблуждение как население, так и врачебное сообщество. Я знаю пять-шесть учреждений, которые проводят исследования и дают результаты СМИ. Одни дают 50%, другие — 80%, третьи — 70%. Тут, конечно, ссылка есть на организацию, чьи показатели мы будем принимать за основу. Но в здравоохранении нужно ввести какую-то сертификацию, что ли, для организации, которая может проводить оценку качества и удовлетворенности, — поделился мнением Махмутов. 

Перечень оставшихся целей

Остальные цели в целом остались без изменений:

— обеспечить проведение профилактических осмотров с 1,802 млн человек в 2019 году до 1,861 млн человек в 2020-м;

— обеспечить выполнение посещений при выездах мобильных медицинских бригад с 10 тысяч в 2019 году до 27,1 тысячи посещений в 2020-м; увеличить долю отремонтированных стационарных объектов от всех стационарных объектов здравоохранения Татарстана (больниц) с 29,8 до 35,1%; 

— снизить смертность от болезней системы кровообращения на 3,3% (2019 год — 600 случаев, 2020 год — 580 случаев на 100 тысяч населения);

— увеличить уровень укомплектованности врачебными должностями в амбулаторно-поликлинических уреждениях (физлицами при коэффициенте совместительства 1,2) с 82,1 до 84,2%; 

— увеличить долю врачей, имеющих квалификационную категорию, с 38 до 40,2%;

Минздрав выписал рецепт по публичному формированию задач

— увеличить доступность использования УЗИ-аппаратов с 70 до 89%, сократив сроки ожидания планового обследования (до 14 дней) в муниципальных образованиях республики;

— обеспечить срок ожидания врача-специалиста при оказании плановой амбулаторной помощи —  не более 14 календарных дней;

— обеспечить выезды бригад скорой медицинской помощи со временем прибытия к больному менее 20 минут на уровне 89,5%;

— увеличить число лиц (пациентов), дополнительно эвакуированных с использованием санитарной авиации: не менее 93 человек в 2019 году до не менее 101 человек в 2020-м;

— снизить уровень смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, на 1,2% (2019 год — 196 случаев, 2020-й — 193,7 случая на 100 тысяч населения);

— увеличить долю посещений детского населения с профилактическими целями до 53,3%;  

— снизить смертность населения трудоспособного возраста на 0,7% (с 418 до 416 случаев на 100 тысяч населения этого возраста);

— увеличить уровень укомплектованности средним медперсоналом в амбулаторно-поликлинических учреждениях (физлицами при коэффициенте совместительства 1,2) с 87,4 до 88,9%;

— обеспечить маммографическим обследованием 12 тысяч женщин в возрасте 50-69 лет, не подлежащих диспансеризации населения в текущем году.

Небольшие пояснения были по последней цели.

— Как я понимаю, это дополнительная диспансеризация. А откуда 12 тысяч цифру взяли? — уточнил Махмутов.

— Взяли от численности женского населения, кто попадает в этот возраст и не попадает под диспансеризацию, — говорит Эльза Марданова, ведущий консультант отдела разработки и реализации спецпрограмм и проектов Минздрава.  

— Можно сказать, что мы взяли тех, кто не попадает, чтобы всех охватить?

— Да. Группа риска 50-69 лет, — добавила Марданова.

Минздрав выписал рецепт по публичному формированию задач

Подводя итоги заседания, председатель Общественного совета попросил участников обдумать цели еще раз в течение суток и, если появятся предложения, отправить их по почте. 

— Просьба работникам Минздрава с учетом наших пожеланий изменить текстовку и вывесить её в измененном виде. Тогда мы за основу утверждаем эти направления, даем сутки вам внести изменения. Потом в январе соберемся, подведем итоги за 2019 год и дадим старт пилотному проекту на 2020 год, — говорит он.

Махмутов заключил, что публичное формирование целей и задач — это интересная форма работы с точки зрения вовлечения населения в решение проблем здравоохранения. Он надеется, что в этот раз ещё больше человек примет участие в опросе.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *