Site icon KazanFirst

«У нас народ ещё не приучен проходить электронную перепись»

Во время очередного подсчета населения в 2020 году власти прибегнут к новым технологическим решениям.
Во время очередного подсчета населения в 2020 году власти прибегнут к новым
технологическим решениям.

Организаторы Всероссийской переписи населения (ВПН) планируют в 2020 году провести её в основном электронным способом. Для респондентов будет подготовлена возможность заполнить самостоятельно электронные листы на портале Госуслуг.  

Такое нововведение рождает несколько вопросов к организаторам. Ведь практика проведения переписи в России была разной не только на историческом отрезке времени. Она отличалась и в различных регионах страны. Например, вызывают скепсис результаты переписей татар в соседней Башкирии или в Сибири. 

Можно ли будет верить в объективность данных, которые покажет Всероссийская перепись в 2020 году? Возможно, что именно электронная перепись, минимизирующая человеческий фактор в лице заинтересованного переписчика и политический фактор в регионах России, станет шагом в сторону объективного сбора данных. Так рассуждают эксперты, опрошенные KazanFirst.  

Организаторы у себя на сайте разместили некоторые социологические данные, которые показывают, какой настрой и отношение у россиян к предстоящему событию. 

К самостоятельному заполнению переписного листа на сайте Госуслуг готовы больше половины — 52% опрошенных. Отвечать на вопросы переписчика при личной встрече — 32%. Ещё 10% изъявили желание посетить переписной участок (как правило, ими станут многочисленные МФЦ в городах России). В самой ВПН собираются участвовать 74%, 19% сомневаются и 7% отказываются. 

Известны и конкретные сроки, когда именно будет проходить ВПН-2020. Граждане самостоятельно смогут переписаться на портале Госуслуг и прийти в МФЦ с 1 по 25 октября. Переписчики отправятся на обход квартир и домов россиян с 4 по 27 октября. А дни с 28 по 31 октября зарезервированы для контрольного обхода 10% жилых помещений. 

Это порождает вопрос: каким образом будут сочетаться два абсолютно разных способа сбора информации? Что делать людям, которые уже прошли учет на Госуслугах и к ним домой стучится переписчик? 

Представители Росстата разъясняют, что когда человек проходит перепись электронным образом, то ему высылается специальный код. Он называется пришедшему специалисту, тот в свою очередь сверяет его с базой данных. Если сведения совпадают, то волонтер отправляется далее. 

— Интернет-перепись была апробирована в России в 2018 году. В регионах, где она была, участвовало менее 3% населения, а по России в целом эта цифра ещё ниже. Это зависит от отношения населения к самой переписи. У нас традиционно крупные города-миллионники сложнее всего переписывать. Там у жителей негативное отношение к разного рода обследованиям, у них совершенно другой ритм жизни или они просто не хотят терять время на заполнение электронных переписных листов. Кто-то не хочет давать информацию о себе, кто-то не хочет впускать в дом переписчика, кто-то неучастием выражает свой протест, — рассуждает начальник Управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светлана Никитина

По её словам, электронная перепись качественно лучше, чем собранная переписчиками. Также на такую информацию требуется меньше времени для обработки. 

— Человек имеет право заполнить переписной лист как на себя, так и всё свое домохозяйство. Так человек гораздо быстрее пройдет перепись, чем с переписчиком, — отметила Никитина. 

Она подчеркнула, что у граждан при электронной переписи есть право не отвечать на какой-либо вопрос.  

— У нас народ ещё не приучен к таким вещам — проходить электронную перепись. Тем более участие в предстоящем событии необязательно. Хочет человек участвовать — перепишется. Если не захочет, то нет, — считает член совета Всемирного форума татарской молодежи и кандидат исторических наук Ильнар Гарифуллин.  

По словам собеседника, у электронного формата переписи есть негативная сторона — усложняется процедура контроля переписи общественностью. 

— Скажем, когда работает переписчик, то общественность может узнать о ходе переписи у него: спускаются ли ему какие-то инструкции, директивы или планы по учету национальности, — рассуждает Гарифуллин. 

Тем не менее он видит и положительную сторону в таком формате. 

— Если данные через портал Госуслуг собираются, этот формат закрытый и никто на информацию не может повлиять, сведения идут, минуя какие-то региональные фильтры, напрямую в Москву — это было бы, конечно, хорошо, — считает собеседник.  

— Я не слишком доверяю нашим властям, которые проводят любые переписи. И тем более когда речь идет об электронной переписи. Мне кажется, там всегда можно что-то подправить. Другое дело, когда всё написано несмываемыми чернилами и анкета заполнена. Тогда труднее что-либо подправить, — рассуждает этнолог и доктор исторических наук Дамир Исхаков.  

Собеседник считает, что проблема нежелания людей впускать к себе домой переписчиков не будет решена электронной переписью. Таковых, по его словам, в городах-миллионниках около трети. На самом деле эти люди просто совсем не хотят участвовать в переписи.  

30 октября в Уфе как раз состоялся круглый стол «ВПН-2020. Социально-демографические процессы в переписях, проблемы и перспективы». В нем участвовал эксперт Международной сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов и ученый Института этнологических исследований им. Кузеева Ильдар Габдрафиков

По его словам, эксперты задаются вопросом, насколько надежно на портале Госуслуг будут охраняться персональные данные.   

— По нашим данным, 30% среди молодых граждан готовы участвовать в электронной переписи, — говорит Габдрафиков. — А вот более старшее население и проживающие в сельской местности всё ещё остаются далеко от использования портала Госуслуг. 

Эксперт уверен, что в целом новый формат имеет преимущества перед работой переписчика. 

— При переписи нужно избегать субъективный фактор. У переписчика ведь есть свои предпочтения, своё мнение. Например, в деревне в Западной Башкирии есть полностью татарские села. Переписчик знает там всех, поэтому о национальности может и не спросить. А между тем этническая идентичность — это сугубо личное дело, — полагает Габдрафиков. 

Теперь участие в переписи не сводится лишь к техническим или иным манипуляциям. На передний план выходит идеологическая работа с населением, его мотивация участвовать в самой переписи, не говоря уже об агитации, кем именно записываться по национальности. 

— Сегодня появляются ангажированные журналисты и ученые, которые поднимают шум, как именно записываться жителям Западной Башкирии, вносят напряжение среди людей. Там ведь люди не задумываются над своей этничностью. Но к ним приходят и заставляют записываться башкирами. Это ведь простым людям не нужно. Это только усложняет ситуацию, — резюмирует Ильдар Габдрафиков.

Exit mobile version