энергетической компанией 170 млн рублей.
Федеральная антимонопольная служба России отмечает 15-летие своей деятельности. Хотя по факту 15 лет назад министерство по антимонопольной политике было упразднено и преобразовано в федеральную службу. К слову, антимонопольщики хотят праздновать в следующем году уже юбилей — 30-летие. В 1990 году был создан Госкомитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. По этому поводу служба собрала журналистов на пресс-конференцию.
Замруководителя УФАС по РТ Игорь Павлов рассказал о самых ярких делах, в которых фигурируют муниципалитеты. Одно из таких антимонопольщики рассматривают в отношении Департамента жилищной политики Зеленодольского района и индивидуального предпринимателя.
Власти муниципалитета заключили договор с единственным бизнесменом, который оказывает услуги по сносу более 190 аварийных домов на сумму свыше 80 млн рублей. По словам Павлова, чиновники попытались оправдываться, что к этому случаю нужен особый подход, так как объекты ветхие и их нужно в срочном порядке сносить, поэтому времени на стандартные конкурсные процедуры нет.
Но антимонопольщики указали — дома аварийными признали ещё в 2009 году, а потому времени на проведение конкурса было предостаточно. Павлов уточнил, что пока в этом деле рассматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства. Говорить о самом нарушении ещё рано.
Следующей темой, на которой остановился Павлов, стало рассмотрение Госдумой законопроекта, который должен существенно расширить конкурентную среду в России. Речь идет о ликвидации муниципальных унитарных предприятий.
— Ко второму чтению в Госдуме подготовлен документ, внесенный правительством Российской Федерации. Цель предлагаемых изменений — сокращение учреждаемых органами власти хозяйствующих субъектов на конкурентных рынках. Если пройдет закон в той редакции, в которой он подготовлен, то перед созданием унитарного предприятия необходимо будет получить согласование у антимонопольного органа. До 2023 года должны быть ликвидированы все унитарные предприятия на конкурентных рынках. В сфере обеспечения безопасности, в социальных сферах закон позволяет создавать подобные структуры, — говорит спикер.
В свою очередь другой замруководителя УФАС по РТ Андрей Розенталь рассказал о положении дел в сфере защиты конкуренции в рекламе и торговле. Он сообщил, что количество возбужденных дел по признакам нарушения закона «О рекламе» в этом году выросло в 2,3 раза, составив 171 дело.
31% нарушений приходится на использование транспортных средств в качестве рекламных конструкций. 23% — некорректное сравнение рекламируемых товаров с товарами других участников рынка. 10% — отсутствие в рекламе предупредительных надписей, 6% — нарушений требований к рекламе о финансовых услугах.
Розенталь рассказал, как под внимание антимонопольщиков попадались такие бренды, как Delivery Club и Domino’s Pizza, которые заявляли в рекламах, что их товары и услуги самые лучшие в мире, или №1.
— Особое внимание хотел бы обратить на рекламу услуг по подготовке и написанию выпускных и квалификационных работ. Запрет на рекламу данных услуг был введен только в октябре 2018 года. В этом году мы активно стали заниматься этим вопросом, выявляли нарушения, особенно в интернете. С этим связаны проблемы современного образования, когда школьники и студенты не хотят сами готовить курсовые работы, стремятся заказать их и купить в готовом виде. Мы обращали очень серьезное внимание на эти нарушения. Прежде всего это касается поисковиков Google и Yandex. Они были за это оштрафованы, — добавил Розенталь.
Особый контроль со стороны антимонопольщиков ведется за торговыми сетями. По нынешнему законодательству федеральные ритейлеры не могут превышать долю в 25% товарооборота в муниципалитете. Это ограничение введено, чтобы в районах мог развиваться местный малый и средний бизнес.
По словам Павлова, служба выявила 20 районов в Татарстане, где доля федеральных сетей превысила или уже вплотную подошла к 25%: Азнакаевский, Алексеевский, Бугульминский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Зеленодольский, Камско-Устьинский, Лаишевский, Лениногорский, Менделеевский, Мензелинский, Новошешминский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сармановский, Черемшанский и Ютазинский районы.
В этих муниципалитетах больше нельзя открывать магазины сети «Пятёрочка» и «Магнит».
Так, в отношении сети «Пятёрочка» заведено дело по заявлению Бугульминского молочного комбината. Предприятие пожаловалось антимонопольщикам, что торговая сеть необоснованно препятствует появлению их продукции у себя на полках.
— С 2017 года, после реорганизации компании «Просто молоко», Бугульминский молочный комбинат не может получить доступ к прилавкам торговой сети. Хотя товарооборот комбината в самом районе, в соседних районах и даже на всей территории Татарстана значительный. В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что продукция комбината соответствует требованиям качества сети, её ценовой политике и географии распространения, — заявил замруководителя УФАС по РТ Сергей Павлов.
В итоге «Пятёрочке» выписали предписания либо заключить договор на поставку минимального объема продукции, либо написать обоснованный отказ.
Под особым вниманием у антимонопольщиков сегодня находятся и регоператоры Татарстана — ПЖКХ и компания «Гринта».
— В настоящее время у нас рассматривается два дела по признакам нарушения закона регоператорами антимонопольного законодательства. Пока только рассматривается и пока только по признакам, — уточняет Павлов.
К «Гринте» есть вопросы по взаимодействию с контрагентами, перевозчиками и полигонами ТКО по срокам оплаты оказанных услуг. А к ПЖКХ — по навязыванию невыгодных условий договоров в части определения объема накапливаемого мусора.
Кроме того, УФАС по РТ выиграло дело в Поволжском Арбитражном суде в отношении компании «Чистый город». Компания злоупотребляла тарифами на вывоз ТКО на территории Высокогорского района. Завышение достигало в два раза.
У Сергея Павлова журналисты спросили, отслеживает ли федеральная служба цены на гречку, которая дорожает осенью из года в год.
— Мы увидели всплеск активности в СМИ двухнедельной давности, что цены на гречку в торговых сетях поползли вверх. Реакция у нас была в тот же день — направили запросы в торговые сети. Сейчас собираем документы в отношении реализации. Почему мы начали с торговых сетей? Это то звено, на которое больше всего реагирует потребитель. Через анализ документов торговых сетей можно увидеть, кто же с этими ценами балуется, если действительно балуется. Либо торговые сети устанавливают необоснованные наценки, либо соответствующие производители. И балуются ли вообще, — ответил замруководителя.
По его словам, антимонопольщики дело по повышению цен на гречку ещё не возбудили. Но если факты злоупотребления подтвердятся, то будут вопросы либо к торговым сетям, либо к производителям.
Вообще, сотрудникам службы с вопросами о ценообразовании на сахар, гречку, яйца и молоко приходится сталкиваться каждый год. Исход дел по этим фактам бывает разный.
— Любое вмешательство на те заявления, которые в СМИ начинают появляться, само внимание, которое привлекается, уже заставляют людей реагировать. Нередки случаи, когда мы отправляем запросы после публикаций в СМИ, начинаем копаться в документах и вдруг цена сама начинает ползти вниз. Так было с яйцами перед Новым годом в прошлом году — цены стали потихоньку снижаться, — напомнил Павлов.
Не могли журналисты не вспомнить и о разборках УФАС по РТ с «Татэнерго». Ещё весной антимонопольщики обратили внимание на нарушения, с которыми компания проводит госзакупки. В итоге было выявлено об упущенной экономии компании в размере 170 млн рублей.
Сергей Павлов заявил, что все споры антимонопольщики у «Татэнерго» выиграли. Однако юристы ресурсоснабжающей организации сейчас эти решения оспаривают в судебных инстанциях. Поэтому антимонопольная служба пока не может окончательно что-либо комментировать. В то же время Павлов подчеркнул, что все документы по 170 млн рублей направили в Госкомитет по тарифам. И там эта сумма должна быть учтена при ближайшем утверждении изменений на тарифы по услугам, предоставляемым «Татэнерго».
Comment section