Дело «грантоедов»: подсудимые понимали, что делают, но жажда наживы оказалась сильнее разума

Суд Казани продолжает оглашение 600-страничного приговора в отношении экс-главы Ассоциации МСБ РТ Хайдара Халиуллина и его коллег.
Суд Казани продолжает оглашение 600-страничного приговора в отношении экс-главы
Ассоциации МСБ РТ Хайдара Халиуллина и его коллег.

Вахитовский районный суд Казани продолжает оглашать приговор фигурантам дела о хищении бюджетных средств на общую сумму 21 миллион рублей.  Подсудимые — экс-глава Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана Хайдар Халиуллин, его жена Марина, их подруга Венера Мирзагалямова и ещё 23 предпринимателя. Все они, по версии следствия, с 2013 по 2016 год обманным путем получали гранты, выдаваемые республиканским министерством экономики на развитие бизнеса. По факту же предприниматели их получали и тратили на собственные нужды. 

Дело «грантоедов»: подсудимые понимали, что делают, но жажда наживы оказалась сильнее разума

В течение трех лет схемы присвоения практически не менялись — троица находила «клиентов», или готовых ими стать, подделывала документы и подавала заявку для получения гранта размером 1 миллион рублей. Полученные деньги снимались и делились между собой. Отчитывались о получении и использовании средств теми же поддельными закрывающими документами, которые умело готовила бухгалтер Мирзагалямова. Подробно схему мы расписывали здесь.

Кисломолочка на миллион 

Второй день заседания судья Наиль Камалетдинов начал с оглашения материалов в отношении ИП «Шашировой». Открыть бизнес Мирзагалямова попросила свою знакомую Светлану, мол, та подаст заявку, получит миллион, а дальше они разделят деньги между собой. Получение гранта не оспаривалось, ведь в комиссии, ответственной за раздачу миллионов, находились сразу двое заинтересованных в этом лиц — Халиуллин и Тимур Аюпов — он на тот момент времени работал руководителем комитета по информационным технологиям Ассоциации МСБ. На сегодняшний день Аюпов осужден условно на пять лет и именно его показания стали основой для гособвинения. 

Заниматься Светлана должна была «производством» кисломолочной продукции. Ведь именно это направление поддерживало Минэкономики.  

Дело «грантоедов»: подсудимые понимали, что делают, но жажда наживы оказалась сильнее разума

Как следует из материалов дела, процесс выглядел следующим образом. Шаширова открывала юрлицо, передавала все документы Мирзагалямовой, та в свою очередь составляла заявку на приобретение оборудования, необходимого для производства кисломолочной продукции, и отправляла на проверку Аюпову. За бумажную работу бухгалтер просила какие-то 15 000 рублей, а вот за успех махинации — 500 000 рублей, из которых 30 процентов уходили Аюпову, а остальное делилось между остальными участниками схемы. Отчитывались за миллион все теми же поддельными документами, с помощью которых получали субсидию. 

Подтвердилась данная версия после того, как у Мирзагалямовой нашлись документы. 

— Доказательства полностью согласуются между собой, существенных противоречий между ними не имеется. Суд признает их достоверными и достаточными для признания Халиуллина, Халиуллиной, Мирзагалямовой и Шашировой в хищении денежных средств, полученных Шашировой в качестве субсидий. Каждый из них осознавал, что совершает преступление, и преследовал цель обогащения, — заявил Камалетдинов. 

Магия «Мерлину» не помогла 

Еще одна фирма, желавшая обогатиться за счет бюджета, — ООО «Мерлин» в лице учредителя Александра Минько. Из материалов дела следует, что о гранте предприниматель узнал на семинарах министерства, а воспользоваться им решил после того, как ему не дали кредит на расширение реально существующего бизнеса в сфере издательской деятельности.

Дело «грантоедов»: подсудимые понимали, что делают, но жажда наживы оказалась сильнее разума

В какой-то момент ему позвонил «некий мужчина» и предложил решить вопрос с получением субсидии с необходимым результатом. На что Минько согласился, даже с тем условием, что за положительное решение необходимо было выплатить 500 000 рублей. Видимо, решив перестраховаться, Минько отдал на 100 000 больше. В конечном итоге субсидию он получил и действительно направил на расширение, но из-за экономической ситуации оборудование застряло в Германии и Швейцарии. В этот момент мужчина принимает решение отказаться от субсидии, но тут его успокоили тем, что предоставят поставщика аналогичного оборудования, но для этого нужно еще 1,5 миллиона рублей. Но даже после перечисления этой суммы оборудование не появилось. Поняв, что его нагрели, в 2015 году бизнесмен обратился к юристам для решения вопроса. В итоге ситуация так и не разрешилась, но Минько предоставил в адрес министерства фиктивный отчет об эффективном использовании бюджетных средств на благо республики. Если еще проще, то Минько оказался на скамье из-за того, что «легальных попыток получить лизинг не было». 

Ровно в полдень Камалетдинов объявил обеденный перерыв. Участники, выходившие из зала, дружно поздравляли своего «коллегу» Сергея Васильева, находящегося в аквариуме, с днем рождения. Кто-то из поздравляющих пожелал ему свободы. 

Надежда умирает последней 

Вторая часть заседания продолжилась оглашением вердикта в отношении ИП «Самигуллина» (Айрат Самигуллин), ООО «Кама» (Ирина Поповнина) и ООО «Воля» (Ольга Матвеева). 

Во всех трех случаях Айрат, Ирина и Ольга должны были создать новые юрлица, занимающиеся грузовыми перевозками, выращиванием рыбы и производством мебели соответственно. В каждом из них «бизнесмены» открывали ИП и передавали уставные документы Мирзагалямовой. Последняя составляла заявку, за что получала кешбэк, а для подтверждения серьезности фирмы готовила фиктивные договоры на работу с подрядчиками. 

Дело «грантоедов»: подсудимые понимали, что делают, но жажда наживы оказалась сильнее разума

Интереснее всего ситуация у Ольги, муж которой друг Мирзагалямовой. И даже понимая, что все это махинация и афера, женщина не остановилась, даже отнесла в Минэкономики липовый отчет, составленный подругой супруга. Видимо, очень хотелось получить заветные деньги. 

Чудеса упорства показала учредитель ООО «Вектор» Надежда Дубровская. Ее бизнес должен был заниматься разведением свиней, а для старта ей нужен был этот самый бюджетный миллион. Мирзагалямова по традиции помогла ей со всем необходимым, а список оборудования, как и производственные процессы для ведения предпринимательской деятельности, они нашли в интернете. 

Вооружившись подругой и надеждой, Дубровская решилась подать заявку. В первый раз получить миллион не вышло — заявку не поддержали, во второй раз — из-за ошибок, возникших при заполнении документов, — то адрес не корректный, то телефон указан не тот. В третий раз Надежду снова ждал провал. А цели у женщины были самые что ни на есть позитивные — потратить деньги на развитие себя. Так как субсидию получить все же не удалось, Дубровской вменяется попытка мошенничества. 

«Птичий рай» и реверанс «Кавказской пленнице»

Очередной эпизод касался бизнесмена Сергея Васильева. В 2013 году он по совету добрых людей решает открыть «Птичий рай в Аракчино», который будет заниматься, как несложно догадаться, разведением птицы. Для того, чтобы все сделать чин по чину, мужчина отправляется в центр правового содействия, где регистрирует юрлицо. Затем все идет по схеме — все Мирзагалямовой, та делает фиктивные документы для получения субсидии.

— После этого Халиуллина сказала Васильеву, что нужно сообщить номер заявки, чтобы в дальнейшем передать членам комиссии, — уточнил председательствующий. 

Дело «грантоедов»: подсудимые понимали, что делают, но жажда наживы оказалась сильнее разума

После оглашения этого эпизода судья объявил пятнадцатиминутный перерыв. В это время участники процесса попросили воды. Стоя с пластиковыми стаканчиками в руках, подсудимые припоминали фразу, сказанную героем Георгия Вицина в фильме «Кавказская пленница».

— Да здравствует казанский суд — самый гуманный в мире, — переделывали известную фразу на локальный манер некоторые из фигурантов. 

Халиуллин оправдан по трем эпизодам

Последний на сегодняшний день эпизод судья Камалетдинов зачитывал за 40 минут до окончания рабочего дня. 

Речь шла об ООО «Лавка», которое по документам занималось производством хлеба и мучных кондитерских изделий. Елена Канцемалова — учредитель данного юрлица, как и другие, была не прочь получить миллион. Помочь вновь вызвалась Мирзагалямова, которая попросила у бизнес-леди 200 000 рублей. Собственно, она их получила и начала клепать липовые бумаги по уже рабочей схеме. 

Однако миллион не выдали. Заявка Канцемаловой набрала 10 из 25 баллов. По версии следствия, это одно из доказательств того, что Халиуллин не был заинтересован в выдаче миллиона этой предпринимательнице. 

В ходе слушания Камалетдинов отметил три эпизода, по которым Халиуллин будет оправдан, — ООО «Вектор», ООО «Лавка» и ООО «Птичий рай в Аракчино». 

Дело «грантоедов»: подсудимые понимали, что делают, но жажда наживы оказалась сильнее разума

После того как оглашение закончилось, журналист KazanFirst решил узнать позицию обвиняемого Халиуллина. Последний отправил автора к своему адвокату Павлу Мазуренко

— Мы не будем давать комментариев, — заявил защитник и направился в сторону лестницы.

Оглашение приговора продолжается.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: