татарстанском гидроузле, которую от нас скрывают.
Споры о судьбе Нижнекамского водохранилища не утихают с конца 80-х годов прошлого века. Неопределенность в том, каким быть этому водохранилищу, мешает развиваться городу Набережные Челны. Потому что остается неясным, будет ли уровень водохранилища поднят с 62-й до 68-й отметки, то есть увеличится ли его акватория и будет ли затоплена значительная часть территорий, которые сейчас являются сушей. Сегодня эти площади не могут использоваться ни под жилую застройку, ни для развития экономического потенциала города. Остается не до конца ясным, как защищать Национальный парк «Нижняя Кама» и другие ценные природные территории от техногенного и антропогенного воздействия, от воздействия того же водохранилища. Даже полноценный пляж в Набережных Челнах невозможно обустроить, поскольку непонятно, каким будет «нижнекамское море».
Споры об уровне водохранилища имеют одну любопытную особенность. За тридцать лет ни исполком автограда, ни Горсовет Челнов ни разу не высказали свою позицию о том, надо или нет увеличивать акваторию водохранилища. Власти города дипломатично отмалчиваются и ждут. Сторонники затопления никак себя не высвечивают, мы только периодически слышим о том, что без повышения уровня до проектной 68-й отметки (сторонники особо подчеркивают, что 68-я отметка является проектной) Нижнекамская ГЭС никогда не выйдет на заложенные мощности и население Татарстана так и будет недополучать значительное количество дешевых киловатт электроэнергии.
А среди принципиальных противников затопления (волонтеры, общественные активисты, люди, неравнодушные к природе) есть один специалист, который никогда не скрывал своего крайне негативного отношения к повышению уровня Нижнекамского водохранилища. Это гидроморфолог и проектировщик Ильдус Камалов.
Он 30 лет своей жизни посвятил изучению последствий расширения акватории водохранилища и его воздействия на окружающую среду. Накопил огромный материал. Все эти годы эксперт разрабатывает концепцию инженерной защиты берегов от негативного воздействия Нижнекамского водохранилища и не оставляет надежды «пробить» финансирование строительства инженерных сооружений из федерального бюджета.
Под одной из наших публикаций вспыхнул спор: является ли проектная пресловутая 68-я отметка благом для автограда и республики. Ее сторонники опять заговорили о том, что она проектная и потому непременно должна быть достигнута. Камалов выложил свой комментарий, в котором пообещал одному из читателей обоснованно разъяснить на нашем сайте, почему нельзя расширять Нижнекамское водохранилище. Он прислал в редакцию KazanFirst материалы, которые собирал в течение десятков лет. Публикуем первую часть статьи Ильдуса Камалова с надеждой на то, что кто-то из осведомленных и квалифицированных специалистов и сторонников достижения проектной отметки здесь же, на нашем сайте, даст аргументированный ответ Камалову. Мы, жители Татарстана, имеем право знать и понимать, в чем суть спора и чьи аргументы весомее. На кону судьба города, республики и уникальной природы Прикамья.
Как появилась Нижнекамская ГЭС
Начать надо с истории. Инженерно-геологические изыскания под Нижнекамскую ГЭС были начаты еще в 1931 году. С 1937 по 1940 год они проводились с целью выбора створа на участке ниже устья Вятки в Камско-Полянском районе. Затем в 1953-1954 годы изыскания проводились на девяти створах ниже устья Вятки и на семи створах выше устья этой реки. В 1957 году был утвержден так называемый Белячихинский створ с отметкой 72 метра. В 1962 году, после тщательных сопоставлений вариантов, этот створ был отвергнут из-за огромных затоплений земель. По совокупности показателей был выбран Набережночелнинский створ, где сегодня и стоит гидроузел. Строительство Нижнекамской ГЭС начато в 1963 году по распоряжению Совета министров СССР. Приказом Минэнерго СССР был установлен срок наполнения водохранилища до отметки 68 метров и выхода на проектную мощность ГЭС в 1990 году.
В 1979 году был пущен первый гидроагрегат Нижнекамской ГЭС, водохранилище было заполнено до отметки 62 метра — это минимально допустимый уровень, при котором энергетическое оборудование способно работать, а суда могут проходить через шлюз. Тогда по всей зоне водохранилища было затоплено 78 тысяч гектаров земель. Предварительно на площадях, подлежащих затоплению, были выполнены подготовительные работы: их очистили от лесов, переселили местных жителей (6 165 дворов) в безопасные места, построив для них новое жилье, снесли все строения, а дороги, линии электроснабжения и связи перенесли.
В 1987 году запустили последний, 16-й агрегат ГЭС. Выйти на проектную мощность станции с заполнением водохранилища до отметки 68 метров планировалось в 1990 году. Однако строительство ГЭС привело к массовым протестам экологических организаций, пользовавшихся в конце 80-х значительной общественной поддержкой. В итоге в апреле 1990 года Верховный Совет Татарстана, а следом, в сентябре того же года, Верховный Совет Башкортостана были вынуждены принять решение о сохранении уровня водохранилища на отметке 62 метра.
В 1986 году Башкирский Обком КПСС и Миннефтепром СССР обращались с письмом в Совет министров СССР о включении в смету затрат на дополнительную защиту 18 тыс. га в зоне водохранилища для использования этой территории под сельское хозяйство и добычу нефти. Госплан, рассмотрев представленные материалы и учитывая появление новых повышенных нормативов стоимости земли, своим постановлением от 10 февраля 1988 года рекомендовал Минэнерго СССР снизить ранее утвержденную отметку водохранилища на шесть метров. А 4 мая 1989 года Госплан определил отметку 62 метра как постоянную.
В 2003 году на основании соглашений между руководством трех республик — Татарстан, Башкортостан и Удмуртия — уровень водохранилища был поднят на отметку 63,3-63,5 метра, которая действует и по настоящее время. Сейчас власти Башкортостана, Удмуртии и Пермского края однозначно против повышения уровня Нижнекамского водохранилища. За выступают только какие-то анонимные, но влиятельные сторонники в Татарстане.
Проект гидроузла изучили 40 российских ученых
В 2005 году разрабатывался очередной генеральный план развития Набережных Челнов. В связи с тем, что в рамках этого генплана чрезвычайно важную народнохозяйственную и градостроительную роль играли вопросы инженерной защиты города и пригородных территорий от воздействия Нижнекамского водохранилища, Набережночелнинская организация «Союз архитекторов России» в соответствии с Федеральными законами «Об экологической экспертизе» №174 от 23 ноября 1995 г. и №7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» приняла решение о создании комиссии по проведению общественной экспертизы проектных материалов ОАО «Волгаэнергопроект-Самара» «Обоснование инвестиций по достройке сооружений Нижнекамской ГЭС и водохранилища при НПУ 63,3, 66,0, 68,0 м» и «Оценка влияния на окружающую среду сооружений Нижнекамской ГЭС и водохранилища при НПУ 63,3, 66,0, 68,0 м».
На Ильдуса Камалова, как на инициатора создания комиссии, была возложена задача подготовить предложения по персональному составу общественной комиссии и проведению организационного заседания. В конечном счете за достаточно короткий срок была создана экспертная группа, в состав которой входило более 40 известных ученых, технических специалистов в области гидроэнергетики и членов Союза архитекторов РФ из Москвы, Казани, Набережных Челнов, Йошкар-Олы. Комиссия скрупулезно изучила проектные материалы по Нижнекамскому водохранилищу и выдала правительству и Госсовету Татарстана официальное заключение по проекту ОАО «Волгаэнергопроект-Самара». Экспертное заключение отправлено также в Москву — в «Росприроднадзор». Комиссия из 40 ученых проанализировала все разделы проекта, и все специалисты приняли решение о недопустимости дальнейшего повышения уровня водохранилища до отметки 68 метров.
Почему нельзя повышать уровень водохранилища
Энергетики очень скромно оценивают стоимость завершения строительства гидроузла с доведением отметки водохранилища до 68 м. Всего 68 млрд рублей в ценах 2004 года. Однако если учесть стоимость затапливаемых земель; потерь биоресурсов; почвенных ресурсов; инженерной защиты всех городов и населенных пунктов, попадающих в зону негативного воздействия водохранилища; защиту десятков торфяных месторождений общей площадью 17 852 га с объемом торфа 178 млн куб. м, который может всплыть и создать катастрофическую ситуацию на гидроузле; безвозмездную потерю более 200 памятников археологии, включая стоянки неолитовой эпохи; учесть современную стоимость строительных материалов, электроэнергии, горючего, стоимость производства работ; существующих налогов; потери сельхозпродукции в современных объемах и многое другое, то цена отметки 68 окажется на порядок выше заявленных энергетиками значений.
Дальнейший подъём уровня водохранилища до проектной отметки приведёт к затоплению в Татарстане 113 тыс. га земель, в Удмуртии — 22,78 тыс. га, Башкортостане — 30 тыс. и небольшое количество в Пермском крае. Предстоит переселить жителей 4 149 дворов, в том числе в Татарстане — 2 672 дворов, Удмуртии — 1 068, Башкортостане — 399 дворов, в Пермском крае — жителей 10 дворов. Кроме того, за 41 год функционирования водохранилища по согласованию с властями или с нарушениями решений высших инстанций на значительной части прибрежных зон водохранилища были построены тысячи садоводческих домиков, баз отдыха, лодочных станций, десятки мостов (даже в Набережных Челнах через реку Мелекесску был недавно построен мост, рассчитанный на современную отметку водохранилища. Обвинять строителей всех этих объектов в каких-то нарушениях невозможно, поскольку правовой базы нет.
Местными органами власти на берегах водохранилища выделены земельные участки под различные виды использования. Нужно провести полную инвентаризацию всех строений последних трех десятков лет и всех возможных потерь. В случае повышения уровня воды хозяева этих объектов будут отстаивать свои права на судах и выиграют.
Сторонники 68-й отметки практически по всем разделам проекта недооценивают затраты и преувеличивают выгоды от подъема уровня водохранилища. В затраты не полностью включены мероприятия по инженерной защите города Набережные Челны (по самым скромным расчетам — 16-18 млрд руб.), не включены мероприятия по защите Национального парка «Нижняя Кама», стоимость инженерной защиты Кулигашской низины, слабо заложены затраты на археологические исследования и в принципе дана команда на уничтожение около 200 памятников археологии и т. д. Многократно занижены расходы на переселение населения прибрежных сел и городов, на компенсацию потерь продукции сельскохозяйственного производства, на восстановление лесных ресурсов, на защиту земель от переработки берегов и процессов подтопления и т. д.
Внимательное изучение проектных материалов показало, что с самого начала ставится задача любой ценой показать преимущества 68-й отметки. Все разделы проекта служат тенденциозному доказательству этого постулата. Бросается в глаза сильно политизированный характер проекта. По сути, он мало похож на беспристрастную инженерную работу, призванную научно аргументировать конечные параметры ГЭС. Суммарные же затраты на отметку 68 м, по ориентировочным оценкам, могут достигать 1 трлн рублей. Нужно провести новую независимую экспертизу! Всем известно, что даже перед тем как начинать строить в городе какой-то небольшой магазинчик на 12 сваях, необходимо провести дорогостоящую экспертизу проекта. А в нашем случае продолжение работ по повышению водохранилища до отметки 68 м хотят решить на основе проекта пятидесятилетней давности, без проведения каких-либо экспертиз и даже без учета тех огромных потерь, о которых мы говорили в проведенной нами общественной экспертизе еще 14 лет тому назад.
Надо бы понимать, что дальнейшее повышение уровня водохранилища приведет к оттягиванию огромных финансовых ресурсов от поисков и строительства новых источников возобновляемой энергии, приведет к растрате львиной доли средств, призванных способствовать внедрению новых источников энергии путем разработки прогрессивных, экологически чистых, более эффективных и экономически обоснованных технологий, включая технологии использования ископаемого топлива и возобновляемых источников энергии.
Вода угробит 1 миллиард 350 миллионов тонн почв
В материалах «Обоснование инвестиций по достройке сооружений Нижнекамской ГЭС и водохранилища при НПУ 62; 66; 68 м» и «Оценка воздействия на окружающую среду (г.Самара 2005г.) информация о почвенных ресурсах на огромной территории затопления дается на 11 строчках. Отсутствует крупномасштабная почвенная карта. Это означает, что в проекте нет структуры почвенного покрова, что делает приведённые сведения по оценке земель безадресными. Отсутствуют агрохимические характеристики почв (содержание гумуса, азота, фосфора, калия) и картографическое распределение гранулометрических разновидностей почв как основы прогнозирования водного режима почв, почвообразующих процессов и в целом биогеоценотических процессов. Проведенные нами расчеты по затапливаемым землям водохранилища показали, что в случае повышения отметки до 68 м потери только одних почв будут достигать 1 миллиард 350 миллионов тонн! Изучение рынка показывает, что сегодня чернозем предлагают за 200-400 руб. за тонну! Следовательно, потери почв в денежном выражении составят 270-540 млрд рублей.
Если у кого-то загорелись глаза в расчете на распродажу чернозема со всех затапливаемых пойменных земель, то не выйдет — это общенародное достояние — это будет воровство! С другой стороны, в данном случае категорически нельзя снимать «скальп» с земли. Незакрепленная корневой системой растений голая земля, состоящая преимущественно из лессовидных суглинков, в случае затопления водой в течение многих лет будет интенсивно размываться, что вызовет не только невероятное загрязнение воды, но и приведет к быстрому заиливанию чаши водохранилища, вытесняя весь полезный объем воды, на который сильно рассчитывают энергетики. В Каме буквально в первые же годы затопления вода будет как в многострадальной Амударье, которая уже более десяти лет не доходит до практически исчезнувшего Аральского моря.
Кто защитит краснокнижную флору и фауну?!
В зоне затопления Нижнекамского водохранилища расположено 35 особо охраняемых природных территорий. Среди них важное значение имеют приустьевые части рек Ик и Белая площадью 18 600 га, которые занесены в «теневой» список водно-болотных угодий, имеющих международное значение, и охраняются Рамсарской конвенцией. Здесь же расположен водно-болотный комплекс «Кулигашская низина» общей площадью более 5 000 га. А в целом указанные охраняемые объекты представляют собой уникальные резерваты высокопродуктивных угодий биоресурсов, а также обитания 74 редких видов растений, млекопитающих и птиц, занесенных в Красные книги РФ и РТ. Данные по распространению видов, занесенных в Красные книги РФ и РТ, по другим группам животных отрывочны и требуют дальнейшего уточнения. Необходимо привести расчеты экономической оценки биоресурсов ООПТ и Кулигашской низины, которые отсутствуют в экспертируемом проекте.
Тем не менее уже эти приблизительные расчеты свидетельствуют об огромном (около 8 миллиардов долларов США) ущербе, который может быть нанесен околоводным и сухопутным биологическим сообществам при одностороннем (энергетическом) подходе к вопросу подъема уровня Нижнекамского водохранилища.
Принятию решения о подъеме уровня Нижнекамского водохранилища должно предшествовать заключение разнопрофильных специалистов трех республик, базирующееся на новейших данных состояния как самого водоема, так и зоны его влияния. На сегодняшний день нет объективно веских оснований для подъема уровня водохранилища. Подъем требует значительных компенсационных затрат, которые не были учтены в ходе разработки проекта.
Согласно приблизительным оценкам, основанным на данных, приведенных в проекте и рассчитанных по стандартным методикам оценки, возможный ущерб при поднятии уровня Нижнекамского водохранилища только от потери биоразнообразия составляет около 409 млрд рублей. Прежде чем принять окончательное решение по дилемме поднимать или не поднимать уровень водохранилища, все эти вопросы требуют детального изучения исходя из современных реалий.
Подъем водохранилища бесполезен для ГЭС
9 декабря 2015 года в филиале ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС побит рекорд по годовой выработке. При ожидаемом годовом стоке в 107,5 куб. км воды годовая выработка электроэнергии составила 2,180 млрд кВт/ч. Это 82 процента проектной выработки. На станции это достижение называют очередной вехой в истории эксплуатации. Предыдущий рекорд — 2,09 млрд — держался с 2002 года. На это важно обратить внимание вот почему. Аргументация в пользу 68-й отметки в первом же разделе проекта начинается сразу с грубого искажения фактов. Говорится, что «мощность установленного оборудования на гидростанции используется на 34 процента», а среднемноголетняя фактическая выработка электроэнергии составляет 47,9 процента от расчетной. В протоколах общественных обсуждений проекта, срочно организованных администрациями районов, даже фигурируют формулировки, что: «Нижнекамская ГЭС загружена только на 30 процентов от установленной мощности». Такие искаженные данные широко используются средствами массовой информации для подготовки общественного мнения — везде пестрят показатели, что мощности Нижнекамской ГЭС сегодня используются только на 30-35 процента! Цифры эти все искажены и имеют тенденциозный характер.
Установленная мощность на сегодня равна 1 205 МВт, что составляет 96,55 процента от проектных 1 248 МВт, таким образом, разница между проектной и фактической мощностями составляет только 43 МВт.
Среднемноголетняя фактическая выработка электроэнергии составляет не 30 и не 47,9 процента от расчетной, а за последние годы достигнута 2,05 млрд КВт.ч (в 2002 г. — 2,09, в 2015 г — 2,18 млрд КВт.ч), или 82 процента проектных значений в 2,54 млрд. КВт.ч. При таких параметрах складывается уже совершенно другая ситуация вокруг судьбы ГЭС. Все многолетние споры на эту тему приобретают не энергетическую, а какую-то сомнительную мотивацию, ибо недостающие мощности абсолютно не стоят тех колоссальных социально-экономических потерь, которые связаны с дальнейшим подъемом уровня водохранилища.
Как показывает многолетний опыт эксплуатации гидроузла, объем выработки в основном зависит от величины годового стока воды, а не столько от полезного объема водохранилища. Можно при отметке 68 заиметь дополнительный полезный объем водохранилища, равный 4,28 куб. км стоимостью в сотни миллиардов рублей. Однако это не значит, что выработка автоматически увеличится в несколько раз и что в обозримом будущем будут окупаться эти колоссальные затраты. Как показывает мировой опыт, крупные гидроэлектростанции на равнинных реках практически никогда не окупаются и все аргументы энергетиков в пользу повышения уровней водохранилищ, к примеру, Нижнекамской и Чебоксарской ГЭС, являются тенденциозными с искажением или умалчиванием истинных масштабов потерь по сотням факторов негативного воздействия водохранилищ не только в результате затопления огромных территорий, но и на обширные зоны подтопления низинных территорий и переработки берегов на протяжении тысяч километров.
Если кто хочет всерьез вникнуть в истинную картину по формированию энергетических характеристик гидроузла, то следует иметь в виду следующие факторы.
Во-первых, среднемноголетний годовой сток Камы в створе Нижнекамской ГЭС равен 92 куб. км. Максимальный 136,8 куб. км. При отметке 63,3 максимальный расход через турбины равен 4,9 тыс. куб. м/сек., а при отметке 68,0 — 7 000 куб. м/сек., то есть в сутки 0,6048 куб. км. Все миллиардные расходы на доведение отметки до 68 м создадут 14,56 куб. км общего объема и 4,28 куб. км полезного объема воды в водохранилище. Есть еще сильнейший фактор, о котором проектировщики умалчивают, а остальные просто не осведомлены. Это испарение с поверхности водоемов. В жаркое лето испарение может достигать 1-1,5 куб. м с площади 1 кв. м. Следовательно, за счет того, что при отметке 68 м общая площадь водохранилища будет достигать 260 тыс. га, или 2 600 кв. км, в жаркие и сухие годы за счет испарения в воздух будут уходить 2,6-3,9 куб. км воды, которая больше никогда уже не будет проходить через турбины не только рассматриваемой ГЭС, но и всех нижележащих ГЭС Волжского каскада. Таким образом, объем, почти сопоставимый с полезным объемом 4,28 куб. км, уходит на испарение.
Во-вторых, при среднемноголетнем стоке через створ ГЭС в 92 км3 воды полезный объем водохранилища даже без учета потерь на испарение составляет только 2,33% среднемноголетнего стока! Таким образом, возлагать на достижение полезного объема в 4,28 куб. км решающего значения при выработке электроэнергии — это лукавство или сознательное нежелание признать истину!
Как показывает многолетний опыт эксплуатации гидроузла, объем выработки в основном зависит от величины годового стока воды, а не столько от полезного объема водохранилища. В сложившейся ситуации при наличии целого каскада водохранилищ выше Нижнекамской ГЭС и наличии подпирающего водохранилища Куйбышевской ГЭС ниже, режим работы Нижнекамской ГЭС и выработка электроэнергии главным образом зависят от объемов стока в каждый конкретный период времени и от степени оптимизации характера регулировки пропуска воды всеми вышележащими ГЭС и даже Куйбышевской ГЭС, регулирующей отметку водохранилища, подпирающего Нижнекамский гидроузел. К сожалению, дирекция ГЭС отказалась предоставить сведения о многолетнем стоке Камы, о режиме работы агрегатов, о выработке электроэнергии и другую аналитическую информацию о зависимости величины выработки от многих других факторов. Вместо этого они не устают твердить, что все нормально, никаких проблем нет, нужно скорее поднять отметку водохранилища и мощность гидроузла — тогда выработка увеличатся в два раза. Что «дармовая энергия падающей воды» позволит значительно снизить тарифы на электричество для населения и т. д. Это уже неправда. Почему же тогда в Набережных Челнах одни из самых высоких тарифов для населения? Для населения, проживающего в зоне воздействия водохранилища, нет никаких положительных факторов от дальнейшего повышения уровня водохранилища. В какой-то степени выигрывают только энергетики, готовые затопить хоть полстраны ради получения дополнительных «энергобаксов».
То, что главную роль в выработке электроэнергии играет объем стока, воочию доказал факт катастрофического обмеления Куйбышевского водохранилища, произошедшего в апреле-мае этого года, несмотря на огромный полезный объем водохранилища, равного 34,6 куб. км при полном объеме 57,3 куб. км. За считанные дни более 20 куб. км воды провалилась как в черную дыру, оголяя тысячи га дна водохранилища. Полезный объем, который больше полного объема Нижнекамского водохранилища в 2,4 раза, общий объем, который в четыре раза больше проектного объема Нижнекамского водохранилища, почему-то не спасли от катастрофического обмеления Куйбышевского водохранилища с тяжелыми последствиями для экосистемы региона.
Comment section