Цифровизация проходит по принципу кто во что горазд

Министр Айрат Хайруллин рассказал о проблемах сотовой связи в центре Казани
Министр Айрат Хайруллин рассказал о проблемах сотовой связи в центре Казани,
которые не решить, и том, как отсутствие технологий тормозит процессы развития.

На заседании комитета Госсовета Татарстана по экономике, предпринимательству и инвестициям депутаты заслушали доклад о будущих цифровых преобразованиях в республике. О светлом будущем отчитывался глава Минцифры РТ Айрат Хайруллин

Это было первое на сегодня глубоко проработанное сообщение министра о процессе цифровизации. Хайруллин при общении с парламентариями разбирал конкретные примеры и проблемы.

Начал глава республиканского ведомства с того, что подвел итоги недавнего отключения от аналогового телевещания и перехода на цифровой формат. Один из результатов — это реализация конституционных прав граждан на доступность информации. 

Цифровизация проходит по принципу кто во что горазд

— Мы прекрасно помним 90-е и 2000-е годы, когда в условиях некачественного аналогового приема кабельные операторы достаточно сильно развивались. Системные и коллективные доступы во многих многоквартирных домах были утеряны. И для доступа качественного контента хорошо развились операторы кабельного телевидения. Теперь же с переходом на цифровое телевещание (в Татарстане с 14 октября. — Ред.) у жителей есть абсолютно прекрасная возможность, если они сейчас кабельное телевидение смотрят за 150 рублей в месяц, отключиться от кабеля и переходить на бесплатные 20 цифровых телеканалов, — отметил Айрат Хайруллин. 

Зампред комитета Марат Ахметов поинтересовался у министра, как обстоят дела с разрывами мобильной связи в Татарстане, с так называемыми белыми пятнами. Хайруллин ответил, что по трассе М-7, которая приходится на Татарстан протяженностью 400 км, на 7 км отсутствует вообще та или иная мобильная связь. 

— У нас в Татарстане есть 22 населенных пункта, где нет ни одного вида сотовой связи, — заявил министр. 

Он также добавил, что есть проблемы со связью даже в Казани, в самом центре города. Связано это с тем, что в границах исторического центра запрещено строительство объектов связи. 

— Есть места, где мы очень часто сталкиваемся с проблемами, — в центре Казани, в районе ТЦ «Кольцо» или «Гранд отеля Казань». Там очень плохая сотовая связь, — сказал министр. 

Поэтому сейчас стоит задача обеспечить операторам связи доступ к муниципальной земле для строительства инфраструктуры, получить доступ к объектам республиканской или федеральной собственности. 

— У нас есть проблемы с Казанским архитектурно-строительным университетом. Его учредитель — Минобразования РФ запретило устанавливать на зданиях вуза сотовое оборудование. А то оборудование, которое на них уже установлено, сейчас оператор связи вынужден убирать. И там будет провал по связи. А ближайших подходящих мест для оборудования нет, — посетовал Айрат Хайруллин. 

Переходя к вопросу о цифровизации, министр напомнил депутатам о задачах, которые поставил президент Татарстана Рустам Минниханов, — цифровые технологии должны быть на службе населения, чтобы взаимодействие жителей, бизнеса и государства с муниципалитетами было проактивным, быстрым и удобным. 

Цифровизация проходит по принципу кто во что горазд

Какие именно проблемы решит цифровизация, Хайруллин объяснил из житейского опыта. 

— Когда молодая мама выписывается из роддома с новорожденным, к этому времени папе нужно получить справку о рождении ребенка, затем на основе медсправки получить свидетельство о рождении в ЗАГСе, пройти страховую медицинскую компанию, Пенсионный фонд, паспортный стол, налоговую, чтобы получить медицинский и страховой полис, чтобы прописать ребенка. Итого — 6 ведомств и 10-12 хождений, — перечислял глава ведомства. 

Поэтому необходимо платформенное решение, когда одна сопутствующая услуга тянет за собой другую, исключая хождение по госорганам. Ведь государство уже в курсе, что родился человек. 

— Если семье положено пособие на ребенка, то оно должно быть автоматически перечислено на счет матери, а ребенок должен быть автоматически записан в очередь в детский сад, — рассказывал Хайруллин. 

По его словам, сегодня министерства, ведомства и муниципалитеты представляют собой «информационные колодцы» или «цифровые острова». 

— Нет полноценного сквозного межведомственного взаимодействия. Каждый орган власти сосредоточен на своих внутренних бизнес-процессах, на внутренней автоматизации, — рассуждал докладчик. 

Цифровизация проходит по принципу кто во что горазд

В отладке нуждается и работа МФЦ. По словам министра, в Татарстане многофункциональные центры ежедневно посещают 10 тысяч человек. Но у них есть одна очень серьезная проблема — отсутствует электронная связь со всеми муниципалитетами республики. 

— Мы прекрасно помним, что большая часть документов возится курьерами из МФЦ в муниципальные органы власти. Например, если вы регистрируете новое юридическое лицо, то сдаете документы в МФЦ. Если вы проживаете в Бугульминском районе, то ваши документы примут в МФЦ Бугульмы, а потом повезут в Казань, на улицу Кулагина, где налоговая служба зарегистрирует новое юрлицо. Это займет несколько дней. Затем ваши документы повезут обратно в Бугульму. И опять уйдет несколько дней, — рассказывал Айрат Хайруллин. 

Министр поставил задачу — создать эту связь между МФЦ и исполкомами районов до 25 декабря 2019 года. 

Депутат Роман Мугерман задался вопросом, какой эффект может принести цифровизация в системе госуправления. Есть ли смысл говорить об экономии? 

— Было много сказано относительно успехов в цифровизации. Неизбежно напрашивается вопрос: насколько у нас сократился аппарат государственных и муниципальных чиновников уже сегодня и насколько эта цифровизация будет влиять на содержание этого аппарата? — обратился к Хайруллину Мугерман. 

Цифровизация проходит по принципу кто во что горазд

— Я знаю, что принят закон Республики Татарстан, который запрещает увеличивать количество чиновников. Депутаты за этим бдят. Количество госдолжностей и муниципальных служащих установлено, мораторий действует уже восемь лет, — ответил Айрат Хайруллин. 

Он уточнил, что цифровизация госуправления ставит задачей повышение эффективности взаимодействия с жителями, которые сопутствующим образом должны снижать бюджетные траты. Как именно сократился аппарат госслужащих, Хайруллин не сказал, так как не имел соответствующих цифр на руках. 

— Мы ставим во главу угла, в том числе, и тот показатель, чтобы цифровые решения не были ради цифровых решений. А чтобы мы могли сказать, что в 2019 году, когда цифровых решений не было, было задействовано на выдаче ордера на земляные работы по Татарстану 182 человека, а теперь раз ордер выдается в цифровом виде, в этом процессе задействовано 18 человек, — привел пример Хайруллин. 

Цифровизация проходит по принципу кто во что горазд

Обсуждение цифровых преобразований в госуправлении завершил председатель комитета Лотфулла Шафигуллин

— Я недавно был на форуме «Цифровое будущее России». Где-то на второй день с ужасом подумал, что у нас в стране до сих пор нет единой политики, единой платформы, модуля. То есть каждое ведомство и министерство всё тянет к себе, кто во что горазд. За всё время на цифровизацию страны уже потратили 150 млрд рублей. И ещё 150 млрд просят. Получается, деньги тратим, а дело всё так же стоит. Нам надо заниматься цифровизацией, разбираться в ней, — резюмировал Шафигуллин.


Читайте также: В Госсовете Татарстана обсудили проблему онкозаболеваний


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *