Челнинцы недовольны: условия труда и зарплата стали хуже

Под руководством Наиля Магдеева автоград балансирует на грани экономической и социальной катастрофы.
Под руководством Наиля Магдеева автоград балансирует на грани экономической и
социальной катастрофы.

Как любит повторять мэр Челнов Наиль Магдеев — цифры и факты — вещь упрямая. Один из таких «упрямых» показателей выявило исследование, проведенное среди жителей автограда, — опрос показал, что почти 67% респондентов в последний год заметили ухудшение условий труда и оплаты на предприятиях. Только 6,9% горожан считают, что ситуация стала лучше, порядка 26% — вообще не заметили никаких изменений.

— Цены стали выше, заработная плата не изменилась. Стабильность есть, — с долей иронии отмечает Рафаэль Бахтиев.

— Челны планируют лишить статуса моногорода в 2019 году, бюджетных денег станет не то что мало, а очень мало. Со всеми вытекающими последствиями для населения города. То ли еще будет, — отвечает Денис Русанду.

Челнинцы недовольны: условия труда и зарплата стали хуже

Подтверждают наблюдения челнинцев и официальные данные. Индекс промышленного производства (отношение текущего объема производства в денежном выражении к объему производства за аналогичный период в прошлом) по итогам 9 месяцев 2019 года составил 89,8%. Фактически предприятия Челнов «просели» на 10%, отгрузив товаров на 241,5 млрд рублей.

— На значение данного показателя существенное влияние оказали результаты работы предприятий машиностроительного комплекса (ИПП — 84,6%), — рассказала заместитель руководителя исполкома города Наталия Кропотова.

Падение ИПП в автограде отмечается уже третий год подряд. В 2017 году этот показатель находился на уровне 117,2%, в 2018-м составил 101%. На фоне такого падения объемов производства весьма существенно росла среднемесячная заработная плата на крупных и средних предприятиях — с 30,9 тыс. рублей в 2016 году до 38,5 тыс. рублей в 2019-м. Правда, делала она это вместе с ценами. Потому неудивительно, что горожане не заметили роста доходов.  

Челнинцы недовольны: условия труда и зарплата стали хуже

Падение ИПП в исполкоме во многом оправдывают сложностями на КАМАЗе. Дескать, рынок коммерческих автомобилей падает, продаж толком нет, единственное, что спасает, — активная деятельность по направлению пассажирского транспорта (в том числе продажа 200 электробусов в Москву за 13 млрд рублей).

— У КАМАЗа не проблема в том, чтобы выпускать качественный автомобиль. Проблема в том, что пока нет высокого покупательского внутреннего спроса на грузовые автомобили. Мы видим этот рынок. К сожалению, пока нет предпосылок к тому, чтобы увеличился спрос на основной продукт нашего города, — рассуждает глава Челнов.

А ведь именно Магдеев громче остальных кричал о том, что Челны избавляются от зависимости КАМАЗа, но в первый же год спада на автогиганте после роста стало понятно — город даже при наличии распиаренной ТОСЭР не может обходиться без старшего брата.  

По данным Автостата, продажи новых грузовиков по итогам 9 месяцев 2019 года, в сравнении с 2018-м, действительно просели — в России продано 54 981 грузовик, что на 3,5% меньше, чем в прошлом году. Челнинское предприятие закончило III квартал с убытком в 1,9 млрд рублей. Сыграл свою роль в этом, по данным отчета автогиганта, «инвестиционный цикл», связанный с выводом на рынок нового поколения автомобилей К5.

Челнинцы недовольны: условия труда и зарплата стали хуже

А может быть, дело не только в КАМАЗе, доля которого в экономике города хоть и составляет порядка 40% (а с учетом более мелких компаний-«спутников» — ещё больше), но не делает мировую компанию зависимой от местной обстановки? А в самом социально-экономическом развитии Челнов.

Рейтинг по данному показателю регулярно подводит министерство экономики республики. Согласно показателям специалистов, видно, что Челны — далеко не «впереди планеты всей» и даже не на втором месте, как принято считать. При этом под руководством Магдеева, возглавившего исполком в 2014 году, а в 2015-м — занявшего кресло мэра, автоград спустился и без того с не слишком почетного шестого места аж на девятую позицию. Впереди «столицы Закамского региона» Верхнеуслонский, Нижнекамский, Пестречинский, Новошешминский, Лаишевский, Тукаевский, Альметьевский районы и Казань.

Показатели Челнов назвать выдающимися тоже сложно. Хваленая безработица на уровне 0,4% хоть и является рекордной за последние 17 лет, наблюдается в большинстве районов республики: в Актанышском — 0,22%, в Буинском — 0,26%, в Тетюшском — 0,3%. Выбивается из «средних по больнице»  — 0,5-0,6% — разве что Елабужский район — там безработица на уровне 1,03%. 

Челнинцы недовольны: условия труда и зарплата стали хуже

Подобная тенденция наблюдается по большинству социально-экономических показателей (далее все показатели приводятся в расчете на душу населения). Добавленная стоимость ниже средней по Татарстану в три раза (66,6тыс. рублей против 184,6 тыс.); инвестиции в основной капитал — ниже средних по Татарстану (42,6 тыс. рублей против 55,15 тыс.); общая площадь жилых домов — ниже (0,24 кв. метра против 0,45 кв. метра); налоговые и неналоговые доходы — ниже (5,4 тыс. рублей против 8,8 тыс.).

В 2020 году ситуация может только ухудшиться. За четыре последних года Челны получили из Фонда развития моногородов поддержку на 2,8 млрд рублей. Однако уже в будущем году этот источник может стать местной администрации недоступен — в министерстве экономического развития России планируют пересмотреть список моногородов, сократив их число с 321 до 170 — якобы денег на всех не хватает, да и тратят их на местах не слишком эффективно. Вычеркнуть из претендентов на поддержку хотят те муниципалитеты, где проживает менее 3 тысяч человек, а также те, где градообразующее предприятие перестало играть главную роль в экономике.

Челнинцы недовольны: условия труда и зарплата стали хуже

Против команды Магдеева может сыграть и хваленый статус Территории опережающего социально-экономического развития. (ТОСЭР). С апреля 2015 года, когда «бонусный» режим начал действовать в автограде, на площадку пришло порядка 40 резидентов, инвестировавших в экономику города около 15 млрд рублей и создавших, по официальным отчетам, 5,2 тыс. рабочих мест. Несмотря на солидную выручку в 58,8 млрд рублей, доля отгруженной продукции вошедших в ТОСЭР компаний составляет порядка 7,6%, а в бюджет города они принесли лишь 47 млн рублей по налогу на доходы физических лиц (резиденты получают льготы по налогам на имущество, землю и на аренду).

— Мы получаем дополнительные отчисления. Пусть пока небольшие. Деньги, которые поступают в местный бюджет,  точно не пахнут. И занятость людей, которые работают на предприятиях с иностранным капиталом, я думаю, должна только приветствоваться, — утешает себя Магдеев.

Перспективы от использования инструмента ТОСЭР подобным образом, однако, могут быть не слишком радужными. Многие предприятия, особенно принадлежащие иностранным инвесторам, не спешат широко локализоваться в автограде — в Татарстане производят лишь 30-60% компонентов, да и то в основном самые простые. Что означает одно — работа может быть свернута в самые короткие сроки, как только компании станет не так выгодно вести бизнес в России или даже конкретно в Челнах.

Челнинцы недовольны: условия труда и зарплата стали хуже

Подобный прецедент в автограде случился буквально в этом году, когда Ford решил закрыть предприятия на территории страны. С закрывающегося завода одномоментно было уволено порядка 1 тыс. человек, хотя компания и уверяла, что выплатит всем солидные пособия. При коллапсе предприятий-резидентов ТОСЭР ситуация может вылиться в экономическую трагедию гораздо больших масштабов.

Сомнительные успехи команды мэра Магдеева на экономическом поприще вовсе превращаются в кошмар в сфере социальной. В отрасли образования не проходит и месяца без скандала, подростковая преступность набирает обороты, транспортная реформа грозит обернуться катастрофой — КАМАЗ в конце ноября обратился в Арбитражный суд РТ с иском, требуя вернуть взятые городом в лизинг 124 автобуса (за 1,1 млрд рублей власти приобрели 190 больших автобусов).

По данным источника KazanFirst, муниципальное предприятие уже два года не производит лизинговых платежей, долги МУП «Электротранспорт» только за техническое обслуживание и ремонт исчисляются сотнями миллионов. И это при том, что за два с небольшим года мэрия выдала перевозчику чуть больше 645 млн рублей на погашение тех самых лизинговых платежей.

Челнинцы недовольны: условия труда и зарплата стали хуже

Источник, близкий к сфере перевозок Челнов, рассказал KazanFirst, что основная причина сложностей МУП — пассивность властей и «кошмар в организации», который творился на самом предприятии. Подтверждается это и данными о проведенных на «Электротранспорте» проверках — в ходе плановых ревизий было обнаружено 34 нарушения, 88% из которых за последний год. Претензии были и у Роструда, и у МЧС, и у Ространснадзора, и у МВД с Роспотребнадзором.

Все это ставит только один вопрос: есть ли будущее у Набережных Челнов при нынешнем мэре Наиле Магдееве? 


Читайте также: В мэрии Челнов отказались комментировать фильм, где рассказывается о многомиллионной недвижимости Наиля Магдеева


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *