«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»

Пробелы в законодательстве мешают надзорным органам контролировать работу таксопарков. Особенно много вопросов к региональным участникам рынка, наподобие такси «Татарстан».

Все чаще и чаще в новостных сообщениях о той или иной аварии в Татарстане фигурируют таксисты. Лихие «водилы» порой даже не знают элементарных правил дорожного движения. А все потому, что единственным критерием приема на работу в такси является трехлетний стаж вождения, который может быть только номинальным - права эти три года могли просто лежать на полке. В общем, умения водить у таксистов не спрашивают, да и сами машины не проходят абсолютно никаких проверок.

Один из последних случаев, который закончился трагедией, произошел в Казани на проспекте Ямашева. 61-летняя Ирина Ильина вызвала такси «Татарстан», села в машину на заднее сиденье, пристегнулась. Но автомобиль попал в ДТП, в результате которого женщина получила травмы, несовместимые с жизнью, и ровно через час после госпитализации с места аварии скончалась в больнице. 

В самой службе такси «Татарстан» отделались общими фразами. Они признают, что произошла трагедия, но комментарии считают излишними. Единственное, о чем представитель компании сказал, - это что водитель - профессия специфическая, а потому к ней предъявляются определенные требования. Но какие - уточнять не стал. 

До случая со смертельной аварией такси «Татарстан» попадало в поле зрения СМИ летом этого года. Тогда пьяный водитель на арендованной машине «Хундай Элантра» не справился с управлением и влетел в столб в Дербышках. Удар оказался такой силы, что опора освещения рухнула на крышу иномарки. Повезло, что кроме водителя в салоне автомобиля никого не было. Мужчину с диагнозом сотрясение мозга увезли в больницу. От прохождения медицинского освидетельствования он отказался.

- Работу такси мы никак не контролируем - это бизнес. В наших полномочиях только выдавать разрешение на осуществление деятельности, - говорят в министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики.

Помимо отсутствия контроля со стороны государства есть и другая проблема. Лицензия на перевозку и разрешение - это разные вещи. Лицензия выдается только автобусам и накладывает определенные обязательства. А вот для получения разрешения нужно лишь являться индивидуальным предпринимателем, самозанятым или иметь ООО - это все условия. Причем оформить документ можно, даже имея только один автомобиль. Получается, никакого специального органа, контролирующего таксомоторные услуги, в России нет. 

Представитель ФАР в Татарстане Рамиль Хайруллин считает, что проблему решило бы официальное трудоустройство таксистов.

- Должны существовать какие-то весомые требования, а не просто стаж в три года, и они должны быть прописаны в законодательстве. Вот за автобусами следят, техосмотр производится с утра и вечером. Нужны такие же критерии для такси, потому что в данный момент машины вообще никаких осмотров перед поездками не проходят, - говорит Хайруллин. - Такси сейчас очень много - разукрашенное авто можно найти в каждом дворе. Конечно, если они перевозят людей и отвечают за их жизни, к ним повышенное внимание.

На сегодняшний день все крупные таксомоторные компании находятся в полной юридической безопасности. Водители такси - такие же участники дорожного движения, как и остальные автомобилисты. Крупные таксопарки выполняют лишь информационную функцию и сами по себе не являются перевозчиками. Они - информационная площадка, договоры оформлены таким образом, что их обязанность сводится к тому, чтобы просто предоставлять сведения о заявке. Подкованные юристы помогают делать так, чтобы ответственность ложилась не на компанию, а на отдельного таксиста. 

- Это огромный пробел в законодательстве, потому что если бы они были транспортной компанией, к ним бы предъявляли особые требования: были бы штатные медики, механики, проверялось бы состояние автомобиля. А сейчас они своих водителей в глаза-то не видят: трезвый человек вышел на работу, пьяный или под наркотой - не важно, ответственности они за это не понесут, - говорит начальник отделения технического надзора ГИБДД по РТ Алексей Евдотьев.

За восемь лет в Татарстане выданы 32 028 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковыми такси, на данный момент 6 857 из них являются действующими. В Миндортрансе РТ журналисту KazanFirst также подтвердили, что разрешение выдается на каждое транспортное средство отдельно, а не на компанию. Представители ведомства подчеркивают, что формирование статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях в компетенцию министерства не входит.

- Мы уже обращались с инициативой - хотели вынести на уровень прокуратуры Татарстана, чтобы проработать какой-то алгоритм, как-то под контроль их (такси. - Ред.) взять, потому что сейчас они вообще бесконтрольные. Они даже водителей при приеме на работу не видят - договор заключается в электронном виде: анкету заполнил, галочки проставил, сфотографировал на телефон водительское удостоверение, разрешение, документы на машину, и все. Как-то остановили машину такси «Татарстан», а на ней три (!) вида резины. Разговариваю с директором, он мне говорит: «Зато у нас машины «Хундай». Я говорю: «Здорово. Зато у вас машины в таком состоянии, что пускай лучше какая-нибудь «Лада Калина» приедет, но она будет исправна, чем эта машина с незаконным переоборудованием». Доходит до того, что даже летом на шипованной резине ездят. Спрашиваю: «Почему?». Да потому что машина в аренде, а резина - это расход, который ложится на водителя. Контроля нет вообще никакого, - сокрушается Евдотьев.

И если крупные федеральные агрегаторы ещё хоть как-то беспокоятся о своем имидже, стараясь следить за работниками, то в локальных компаниях творится полная анархия. Тот же «Татарстан» не идет ни на какой диалог, причем ни со своими клиентами, ни со СМИ. Мы пытались связаться с руководством компании три дня, но представитель компании по имени Эдуард, так и не назвавший свою должность, ссылался на неготовность начальства давать комментарии. Там лишь заверили, что внутри такси «Татарстан» ведется статистика ДТП и даже аналитика всех аварийных ситуаций, однако это внутренняя информация и её не предоставляют общественности. Неудивительно, что о работе компании такие отзывы. 

Клиенты все-таки рассчитывают, что власти обратят внимание на проблему и возьмут под контроль рынок такси, безнаказанность которого развращает его участников.


Читайте также:  Неадекватность и хамство водителей - главные претензии казанцев к таксистам



Понравился материал? Поделись в соцсетях
25 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Марч
татарка сильно сдала в последнее время.
3
2
Ответить

Обыватель
@Марч эту КИА чепырка подрезала, а статья заказная.
4
5
Ответить

Ха ха ха
@Обыватель У таксистов всегда всё заказное. Только вы одни всегда в белом пальте и пахнете розами, а вокруг одно дерьмо
4
2
Ответить

Игнор
Это агрегаторы, а не такси. И половина таксистов вообще катается без лицензий и разрешений
0
0
Ответить

Ариадна
На такси реально страшно гонять, очень много неадекватных водителей
0
1
Ответить

Мэр
Это не такси. Официальных такси в Казани нет
1
0
Ответить

Серый
А вы хотите как раньше, чтобы на такси ездили только нефтяники или люди с зарплатой в 5 раз больше средней наверно. Зато там были таксопарки. Сегодня это не выгодно экономически и необоснованно
1
1
Ответить

Мария
В такси идут люди не от хорошей жизни
5
2
Ответить

Адик
Тут есть кто работает в Яндекс такси? Как там заработок? В каком такси больше выходит?
0
0
Ответить

Имя или псевдоним
А помните случай когда водитель такси Татарстан изнасиловал и убил женщину после ночного клуба? А я помню.
3
2
Ответить

Мария ха
А правда что все таксисты это успешные бизнесмены,а в такси они идут чтобы просто как хобби для себя время провести?
0
2
Ответить

Ло
Всех таксистов облить зеленкой?))
0
0
Ответить

Земфира
Самый отвратительный сервис такси Татарстан! Диспетчеры грубые, бросают трубку, до конца не слушают, чётко не говорят номер машины. Водители часто не доезжают до пункта назначения, оставляют клиентов с тяжёлыми вещами на пол дороге. Для чего существует этот сервис - непонято!
0
2
Ответить

Анатолий
Набирают в такси всех кого попало. Скоро как в москве будет ни одного даже по русски говорящего
0
0
Ответить

Сулейман
Любая машина может попасть в аварию .Нужно разбираться кто виноват. Делать выводы. что таксист вообще глупо
5
0
Ответить

Петр
@Сулейман Согласен. Вон на прошлой неделе на Маркса попал в аварию таксист. Кто виноват? ДПСник, который решил в темноте регулировать вопреки сигналам светофора. Скажи еще таксист виноват
2
0
Ответить

Казанец
В автобусах водить никто не умеет, в такси выясняется тоже. На чем ездить?
1
0
Ответить

Сергей
@Казанец Покупайте свою)
1
1
Ответить

Миляуша
@Сергей Как будто он лучше будет ездить)
2
1
Ответить

ссс
С такой оплатой, которая сейчас есть - нормальные люди работать не будут. вот в СССР профессию уважали и кого попало в таксисты не брали
3
0
Ответить

Руссс
Обезьяны одни за рулем
0
0
Ответить

Женек
За..ли ныть. одни нытики пешком идите тгда
3
2
Ответить

Имя или псевдоним
Слышал в Челнах забастовка таксистов ожидается. Давайте Казань тоже пошатаем
2
0
Ответить

Хруст
заказная статья однозначно. клиентка непристегнутая раз, водилу подрезали два. А вот то что дней 10 назад водила убера ушатал наглухо возле волжска трех пассажиров молчок. Да если честно, кто идет в такси? а сколько они там зарабатывают и и при этом какой там график знаете??? а каждая шалава за 50 рублей поездки мнит себя царем ебипетским. кто работал в такси, тот знает, а кто не работал - ради интереса возьмите на 1 день машину в аренду и откатайте 12 часов и поймете что почем.
7
0
Ответить

Максим Игнатьев
Есть хорошая профессия - журналист. Человек, который своими профессиональными действиями, умом и трудом привлекает внимание к остросоциальным проблемам. Всё вышесказанное не имеет никакого отношения к автору этой желтой статейки. "Шокирующий заголовок" оказывается у нас просто неверной цитатой одного из собеседников писаки. Никаких доказательств того, что в данной аварии водитель был пьян - нет; никаких доказательств того, что он в принципе виноват - нет; на кого составлен материал сотрудниками ДПС писака почему-то узнать не удосужилась, найти видео аварии, которое есть в свободном доступе - тоже. На видео прекрасно видно, что ВАЗ 2114 со всего размаха бьет машину такси в бок, после чего последняя врезается в столб. Также неплохо бы привести статистику аварийности машин такси и не такси, чтобы иметь более полное представление, а есть ли проблема повышенной аварийности в принципе. А если все-таки и есть, то капнуть глубже: выяснить, а машины каких таксопарков чаще других попадают в ДТП. Но к чему все эти изощрения, когда можно помазать погуще этим популизмом? Не статья, а бабская истерика в худшем ее проявлении
6
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite