«Таксист вышел пьяный или под наркотой — компанию за это наказать нельзя»

Пробелы в законодательстве мешают надзорным органам контролировать работу таксопарков. Особенно много вопросов к региональным участникам рынка
Пробелы в законодательстве мешают надзорным органам контролировать работу
таксопарков. Особенно много вопросов к региональным участникам рынка, наподобие
такси «Татарстан».

Все чаще и чаще в новостных сообщениях о той или иной аварии в Татарстане фигурируют таксисты. Лихие «водилы» порой даже не знают элементарных правил дорожного движения. А все потому, что единственным критерием приема на работу в такси является трехлетний стаж вождения, который может быть только номинальным — права эти три года могли просто лежать на полке. В общем, умения водить у таксистов не спрашивают, да и сами машины не проходят абсолютно никаких проверок.

Один из последних случаев, который закончился трагедией, произошел в Казани на проспекте Ямашева. 61-летняя Ирина Ильина вызвала такси «Татарстан», села в машину на заднее сиденье, пристегнулась. Но автомобиль попал в ДТП, в результате которого женщина получила травмы, несовместимые с жизнью, и ровно через час после госпитализации с места аварии скончалась в больнице. 

В самой службе такси «Татарстан» отделались общими фразами. Они признают, что произошла трагедия, но комментарии считают излишними. Единственное, о чем представитель компании сказал, — это что водитель — профессия специфическая, а потому к ней предъявляются определенные требования. Но какие — уточнять не стал. 

До случая со смертельной аварией такси «Татарстан» попадало в поле зрения СМИ летом этого года. Тогда пьяный водитель на арендованной машине «Хундай Элантра» не справился с управлением и влетел в столб в Дербышках. Удар оказался такой силы, что опора освещения рухнула на крышу иномарки. Повезло, что кроме водителя в салоне автомобиля никого не было. Мужчину с диагнозом сотрясение мозга увезли в больницу. От прохождения медицинского освидетельствования он отказался.

— Работу такси мы никак не контролируем — это бизнес. В наших полномочиях только выдавать разрешение на осуществление деятельности, — говорят в министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики.

«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»

Помимо отсутствия контроля со стороны государства есть и другая проблема. Лицензия на перевозку и разрешение — это разные вещи. Лицензия выдается только автобусам и накладывает определенные обязательства. А вот для получения разрешения нужно лишь являться индивидуальным предпринимателем, самозанятым или иметь ООО — это все условия. Причем оформить документ можно, даже имея только один автомобиль. Получается, никакого специального органа, контролирующего таксомоторные услуги, в России нет. 

Представитель ФАР в Татарстане Рамиль Хайруллин считает, что проблему решило бы официальное трудоустройство таксистов.

— Должны существовать какие-то весомые требования, а не просто стаж в три года, и они должны быть прописаны в законодательстве. Вот за автобусами следят, техосмотр производится с утра и вечером. Нужны такие же критерии для такси, потому что в данный момент машины вообще никаких осмотров перед поездками не проходят, — говорит Хайруллин. — Такси сейчас очень много — разукрашенное авто можно найти в каждом дворе. Конечно, если они перевозят людей и отвечают за их жизни, к ним повышенное внимание.

«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»

На сегодняшний день все крупные таксомоторные компании находятся в полной юридической безопасности. Водители такси — такие же участники дорожного движения, как и остальные автомобилисты. Крупные таксопарки выполняют лишь информационную функцию и сами по себе не являются перевозчиками. Они — информационная площадка, договоры оформлены таким образом, что их обязанность сводится к тому, чтобы просто предоставлять сведения о заявке. Подкованные юристы помогают делать так, чтобы ответственность ложилась не на компанию, а на отдельного таксиста. 

— Это огромный пробел в законодательстве, потому что если бы они были транспортной компанией, к ним бы предъявляли особые требования: были бы штатные медики, механики, проверялось бы состояние автомобиля. А сейчас они своих водителей в глаза-то не видят: трезвый человек вышел на работу, пьяный или под наркотой — не важно, ответственности они за это не понесут, — говорит начальник отделения технического надзора ГИБДД по РТ Алексей Евдотьев.

За восемь лет в Татарстане выданы 32 028 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковыми такси, на данный момент 6 857 из них являются действующими. В Миндортрансе РТ журналисту KazanFirst также подтвердили, что разрешение выдается на каждое транспортное средство отдельно, а не на компанию. Представители ведомства подчеркивают, что формирование статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях в компетенцию министерства не входит.

«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»

— Мы уже обращались с инициативой — хотели вынести на уровень прокуратуры Татарстана, чтобы проработать какой-то алгоритм, как-то под контроль их (такси. — Ред.) взять, потому что сейчас они вообще бесконтрольные. Они даже водителей при приеме на работу не видят — договор заключается в электронном виде: анкету заполнил, галочки проставил, сфотографировал на телефон водительское удостоверение, разрешение, документы на машину, и все. Как-то остановили машину такси «Татарстан», а на ней три (!) вида резины. Разговариваю с директором, он мне говорит: «Зато у нас машины «Хундай». Я говорю: «Здорово. Зато у вас машины в таком состоянии, что пускай лучше какая-нибудь «Лада Калина» приедет, но она будет исправна, чем эта машина с незаконным переоборудованием». Доходит до того, что даже летом на шипованной резине ездят. Спрашиваю: «Почему?». Да потому что машина в аренде, а резина — это расход, который ложится на водителя. Контроля нет вообще никакого, — сокрушается Евдотьев.

И если крупные федеральные агрегаторы ещё хоть как-то беспокоятся о своем имидже, стараясь следить за работниками, то в локальных компаниях творится полная анархия. Тот же «Татарстан» не идет ни на какой диалог, причем ни со своими клиентами, ни со СМИ. Мы пытались связаться с руководством компании три дня, но представитель компании по имени Эдуард, так и не назвавший свою должность, ссылался на неготовность начальства давать комментарии. Там лишь заверили, что внутри такси «Татарстан» ведется статистика ДТП и даже аналитика всех аварийных ситуаций, однако это внутренняя информация и её не предоставляют общественности. Неудивительно, что о работе компании такие отзывы. 

«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»
«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»
«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»
«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»
«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»
«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»
«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»
«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»
«Таксист вышел пьяный или под наркотой - компанию за это наказать нельзя»

Клиенты все-таки рассчитывают, что власти обратят внимание на проблему и возьмут под контроль рынок такси, безнаказанность которого развращает его участников.


Читайте также:  Неадекватность и хамство водителей — главные претензии казанцев к таксистам


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *