В Казани обсудили вопросы воспитания молодежи. Без Дудя и Ивлеевой не обошлось

Чтобы у молодых людей были правильные ценности, вокруг нужно создавать соответствующую среду. Для этого необходимы свои лидеры мнений.

Вопросу воспитания у детей патриотизма и уважения к другим культурам в Татарстане отводят важную роль. Многие регионы учатся нашим практикам и берут пример. Словосочетание «межкультурный диалог» стало некой ассоциацией с республикой. Между тем в сфере образования мы не дорабатываем. Об этом говорили участники заседания Совета при президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям.

Все начинается с семьи

В Татарстане и России вопросы молодежной политики регулируют отдельные Стратегии, расчитанные до 2025 года. Они являются своего рода ориентиром.

Взращивание в ребенке патриотизма и уважения к другим народам, безусловно, начинается с ранних лет. Министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов считает, что именно в семье закладываются основы любви к близким и своей малой родине. Поэтому большая ответственность возлагается на родителей, которым нужно принимать участие и в воспитательном, и образовательном процессе детей. 

Огромное влияние на воспитание чувства патриотизма в нашей стране оказывают значимые даты. Это День защитника Отечества, День Победы, важной частью которого стала Всероссийская акция «Бессмертный полк», а также национальные праздники. Здесь важным институтом наряду с семьей являются детские и молодежные организации. Яркий пример - Всероссийское военно-патриотическое движение «ЮНАРМИЯ». В его рядах находятся порядка 45 тысяч татарстанцев. 

- Существенное место в системе военно-патриотического воспитания занимает кадетское образование. Это сеть из 15 государственных кадетских организаций, где реализуются различные направления образования - от общевойскового, МЧС, МВД, пограничного, ВДВ до спецназа, ГРУ, ВМФ и других, - продолжает министр. - Сегодня 42 школы носят имена героев Советского Союза и Российской Федерации. Считаю важным совместно с муниципальными образованиями активизировать поисковую деятельность, создание тематических уголков и работу по присвоению имен героев образовательным организациям.  

Отдельная воспитательная работа идет в ссузах и вузах, где обучается большое количество иностранных студентов. Например, в университетах их больше 16 тысяч. Здесь весома роль республиканского совета по воспитательной работе и проректоров.  

Учебник на родном языке - это целая проблема

- Одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики становится создание полилингвальных образовательных комплексов. Их основной посыл - это паритетное обучение на нескольких языках, приобщение детей к культурному богатству многонационального народа России, знакомство с достижениями мировой культуры, воспитание их в духе межнационального согласия, - продолжает Бурганов.

Татарстану крайне важно преподавание «Родного языка и литературы» для сохранения идентичности многонационального народа. Сегодня в федеральный перечень включены 232 учебника по 12 родным языкам. Из них 89 - по татарскому языку и литературе, 13 - по удмуртскому языку. Чувашский, марийский, мордовский языки изучаются по учебным пособиям, которые Минобр приобретает у региональных издательств. 

Между тем Госсоветник республики Минтимер Шаймиев отмечает, что выпустить учебник, например, по физике, но на татарском языке - это целая проблема. Перед выходом нового образца проект проходит комиссию из определенных экспертов. Если он на русском, то выходит как учебник, но если на другом языке - как учебное пособие.

- Не знаю, обидно или нет, но тратятся те же силы. Я говорю: «А каких экспертов нужно тогда пройти, тех же, что в первый раз?». Ответа нет. Любым способом затягивается это дело. Нам сейчас надо модернизировать образовательную систему. Неслучайно сегодня говорили о полилингвальном обучении. Мир живет по-другому. Нам не хватает четкой политики, которая была бы в соответствии с Конституцией России, - уверен Шаймиев.

«Задача - сохранять гармонию и укреплять ее ценность»

В то же время министерство по делам молодежи реализует свою государственную молодежную политику. Глава ведомства Дамир Фаттахов также отметил важность общественных объединений, в проекты которых вовлечены более 300 тысяч молодых людей. Среди них «Кадровый резерв», конкурсы «Вверх!» и «ПолитЗавод», «Лига студентов», студенческие трудовые отряды, Аграрное молодежное объединение, Союз работающей молодежи, Совет детских организаций, центр «Идель», волонтерское движение, Молодежный парламент и Молодежное правительство Татарстана. 

- Эти форматы позволяют нам вовлекать молодых людей в общественную деятельность, создавать условия для реализации их гражданской позиции, формировать их осознанность и ответственность, - говорит Фаттахов.

Министерство также поддерживает инновационные проекты и творческую деятельность молодежи. Доказательством последнему служат крупные фестивали «Созвездие-Йолдызлык», «Наше время - Безнең заман» и «Студенческая весна». Особое влияние на молодых оказывает сообщество «Сәләт». В 2020 году в программу профильных смен включат мероприятия, посвященные 100-летию ТАССР и 75-летию Великой Победы. 

- Важный аспект патриотизма связан с этнокультурными вопросами, ведь неслучайно мы по-настоящему гордимся тем, что представители разных народов, культур и религий живут в нашей республике в мире и согласии. Наша задача - сохранять такую гармонию и укреплять ее ценность в молодежной среде. В этой связи на протяжении последних лет реализуются проекты по адаптации иностранных студентов, форумы и фестивали «Дружба народов - богатство Татарстана», «Мозаика культур», молодежные этномаркеты, Парад дружбы народов, - рассказывает министр.

Фаттахов озвучил результаты двух опросов. По данным социологического исследования, проведенного Государственным университетом управления по заказу Федерального агентства по делам молодежи, в молодежной среде быть патриотом - это значит любить свою Родину, испытывать гордость за достижения своей страны, быть готовым защищать ее.

- Согласно результатам интернет-социологии по оценке уровня патриотизма молодежи в Татарстане, базовыми ценностями молодых людей являются: свобода, справедливость, здоровье, образование, самореализация, безопасность. Значит, на это важно обратить внимание, поскольку молодой человек будет патриотом именно в том случае, если среда вокруг него будет соответствовать этим ценностям. Под средой для молодежи мы подразумеваем качественную и современную инфраструктуру, компетентные кадры и множество возможностей для самореализации, - акцентировал глава министерства.

Нам нужен свой лидер, как Дудь

В то же время на мировоззрение и патриотизм молодежи влияют лидеры мнений. Поскольку большую часть времени молодые проводят в интернете, этими лидерами стали блогеры. 

- Например, все чаще на открытых встречах с молодежью есть ребята, которые начинают свой вопрос со слов: «А вот, например, Дудь в своем интервью сказал …». Уверен, что многие и в этом зале как минимум о нем слышали или хотя бы раз смотрели его интервью на YouTube. А есть еще Ивлеева, Поперечный, Марьяна Ро, Нурминский и другие, о которых вы, скорее всего, слышите впервые, а для молодежи их мнение значимо, - акцентирует Фаттахов. 

Также министр добавил, что если мы хотим эффективно формировать у молодых определенные ценности, то в республике однозначно должны быть свои лидеры мнений. В качестве примера он привел Нину Шимину, которая возглавляет молодежный парламент и является авторитетом 100-тысячного онлайн-сообщества молодых мам республики. 

- Другой пример - Вадим Янгиров, организатор казанского марафона, который объединяет уже более 50 тысяч человек идеями спорта и здорового образа жизни. Таких ярких лидеров в молодежной среде должно быть существенно больше, они должны быть разными, - добавил он.

Подводя итоги заседания, президент Татарстана Рустам Минниханов отметил, что многие зарубежные партнеры ориентируются на опыт республики в сфере воспитания и диалога и хотят ему учиться.

- Но я считаю, что мы сильно не дорабатываем в части образования. Школа - это не только образование, но еще и воспитание. Прошу принять во внимание исследования, которые были озвучены, - обратился он к ректорам.

В заключение президент добавил, что республика приветствует различные инициативы, которые позволяют сохранить самобытность народов, но все проекты нужно дорабатывать, чтобы они работали для молодежи.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Прилепин
Наконец то поняли что школа не оказывает образовательные услуги, а формирует личность
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite