«ТАИФ» и «Татнефть» встревожились федеральным законом, ограничивающим их инвестиционную активность

Госдума в первом чтении уже одобрила вступление документа в силу, но парламентарии Татарстана намерены внести поправки в него.

Крупные предприятия, в том числе бюджетообразующие ГК «ТАИФ» и «Татнефть», вместе с властями Татарстана выразили опасения по поводу того, какой закон, регламентирующий инвестиционную деятельность, сейчас готовят депутаты Госдумы. 

Речь идет о защите и поощрении капиталовложений. Законопроект был предложен федеральным Минфином. Площадкой для обсуждения документа стал комитет Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству. 

Суть предложений в том, чтобы закрепить в специальных актах два инвестиционных режима: общий и проектный. Первый обещает бизнесу только одну льготу - три года стабильных налоговых условий. Другие формы поддержки бизнес, конечно, может получить (субсидии для компенсации затрат на финансирование вложений в инфраструктуру, таможенные и налоговые льготы, гарантии и поручительства) по «иным» условиям. Но их законодатель пока ещё никак не подготовил. 

Проектный режим устанавливает более длительные сроки (по 6, 15 и 20 лет). И по этому режиму больше конкретики. Например, бизнес может вернуть те средства, что были потрачены на инфраструктуру, за счет средств от уплаты налогов с проекта - возвратное налоговое финансирование. Там же зафиксированы тарифы, квоты, таможенные пошлины, соглашения о защите капитальных вложений. 

Но такой режим предусматривает серьезный ценз для компаний. Например, у предприятий цифровой экономики и сельского хозяйства должны быть не менее 1,5 млрд собственных инвестиций при общем бюджете проекта не менее 7 млрд рублей. Проекты в области медицины, образования, культуры и спорта - 250 млн рублей и 1 млрд рублей соответственно. Другие отрасли экономики - 5 млрд и 25 млрд рублей. 

Такие финансовые высоты не потянуть рядовому бизнесу, в частности предприятиям в регионах России. Такой ценз - это больше история для мегапроектов, экономический эффект которых сложно просчитать. 

Инвесторы опасаются, что в случае принятия документа будут отменены все существующие режимы господдержки. 

Закон ограничивает участие государства в реализации проектов, разрешая его только при отсутствии возможности привлечь инвестора. Жестко определяется понятие «инвестиция», видя в нем только прибыльную деятельность для бюджета страны или региона. Однако не каждый инфраструктурный проект может быть прибыльным, инвесторы такие в одиночку не потянут - нужна помощь государства. Здесь имеются в виду проекты, реализующие по механизмам концессии и ГЧП. Конкретно для Татарстана это проект по строительству автомобильной дороги Москва - Казань, высокоскоростные железнодорожные магистрали.

Замминистра экономики Татарстана Индира Кареева о замечаниях в этот закон, упакованных в пакет поправок:

1) Есть вопросы к понятийному аппарату закона. Нужны определения «частные инвестиции».

2) Необходимо четко прописать полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Предпочтительнее расширить полномочия субъектов РФ в вопросах регулирования инвестиционной деятельности. 

3) Сохранение преференциальных режимов в ОЭЗ и ТОСЭР.

4) Уточнение перечня порядка предоставления государственной поддержки на федеральном уровне. 

5) Целесообразность снижения порога для проектов в социальной сфере. 

Заместитель гендиректора по экономике и финансам «ТАИФ-НК» Алла Евстафьева выразила позицию своей компании, сделав акцент на то, что предприятие «бюджетообразующее» для республики по отношению к этому закону. Впрочем, она выразила консолидированное мнение всей нефтегазохимической отрасли республики. Представители «Татнефти», коих не было на заседании комитета, поддержали бы её. 

- Суть предлагаемых нами изменений в закон - увеличение срока предоставления льгот по проектам с 7 до 13 лет и проектов, стоимость которых превышает 10 млрд рублей. При этом срок ограничить сроком окупаемости проектов, - заявила Евстафьева. 

Заместитель председателя Госсовета Татарстана Марат Ахметов поинтересовался у замминистра Кареевой, как обстоят дела в Татарстане вообще с инвестиционной активностью. 

- У нас в прошлом году была инвестиционная компания на 629 млрд рублей в основной капитал. Мы надеемся, что снижения в этом году не будет. Но по итогам девяти месяцев пока наблюдаем снижение, - ответила она Ахметову. 

О плачевном состоянии с инвестициями на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького поделился его гендиректор Ренат Мистахов

- Капитализация у нас идет. Завод имени Горького за девять лет провел большую капитализацию в размере 6 млрд рублей. Наши инвесторы вкладывают деньги в ожидании стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Но таковой не имеют. Почему? Потому что за 9-й месяц итоги подводили - идет существенное падение. Уверенности акционерам мы сегодня не можем дать. То есть мы вложили деньги, заменили оборудование, а по факту у нас в этом году 20%-ное снижение производства. Это снижение и на следующий год тоже просматривается. Потому что завод попал под санкции. Многие заказчики, которые на экспорт работали, от нас просто отказались, - говорит Мистахов. Он заявил участникам заседания, что для инвесторов предприятия очень важны возвратные деньги. Но с ними туго. 

Председатель комитета Лотфулла Шафигуллин согласился практически со всеми замечаниями и претензиями в адрес федерального закона, в том числе и от Миндортранса РТ. Хотя детально они не проговаривались. Шафигуллин назвал главную суть, почему этот закон сейчас принимается. 

- Руководство России хочет вытащить 30 трлн рублей, которые где-то лежат в счетах, и привлечь их в промышленность страны. Вот основная задача. Каким образом это будет сделано - это уже другой вопрос. На 2020 год запланировано 7,5 трлн рублей, - сказал Шафигуллин. 

Депутат Госсовета Марат Галеев в беседе с журналистом KazanFirst Ильнуром Ярхамовым придал ясность, почему закон вызвал такую тревогу у парламентариев Татарстана и представителей большого бизнеса. 

- Есть в принятом документе как минусы, так и плюсы. К минусам можно отнести, что нечетко прописан целый ряд моментов. И открыт вопрос, не ущемляются ли интересы регионов, которые уже на базе собственного законодательства заключили контракты и реализуют бизнес-проекты. И важно закрепить положение, что все ранее предоставленные регионами преференции сохраняются на срок реализации. Этого четко нет. Поскольку понятийный аппарат меняется этим законом, то сейчас уже понятием «инвестиции» предполагается извлечение прибыли. А в инфраструктурных проектах, которые связаны с транспортным сообщением… Во всём мире так, что такие транспортные проекты либо окупаются в ноль, либо не всегда прибыльны, либо вообще не окупаются. Но они крайне необходимы для развития в целом экономики. Там эффект опосредованный, - рассуждает Галеев. 

По словам собеседника, федеральная инициатива вообще должна обойти стороной вопросы по транспортной инфраструктуре. 

Депутат также прокомментировал озабоченность законом у таких компаний, как «ТАИФ» и «Татнефть». 

- У бюджетообразующих предприятий «ТАИФ» и «Татнефть» реализуется целый ряд перспективных проектов, которые действительно необходимы для улучшения структуры экономики в целом. Ведь в нефтехимии важно иметь многоступенчатую глубокую переработку нефти. Тогда маржинальность, то есть прибыльность производства возрастает. И это выгодно бюджету Татарстана. Но трудность реализации их проектов связана с тем, что сроки окупаемости и налоговые преференции, которые даются законодательством, не совпадают. Они поэтому просят удлинить сроки окупаемости. Я могу в адрес этих компаний сказать только одно - они, прежде чем требовать такие преференции, должны просчитать последствия для бюджета Татарстана. Потому что бюджет у нас достаточно напряженный. Мы просто так тоже не можем преференции раздавать. Последствия для бюджета и законодательства требуют заключения первого лица республики. Поэтому здесь необходимо дополнительное согласование, - объяснил Галеев. 

На сегодня законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме. Документ ожидает второе чтение в середине января следующего года. Мнения и претензии к нему уже бесполезны. Если что и можно подправить, то только конкретными поправками в сам текст закона. 


Читайте также: У энергомонополистов Татарстана позитива все меньше, но тарифы все равно вырастут



Понравился материал? Поделись в соцсетях
16 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Легислатура
Так вроде это переход к нормальным рыночным условиям, разве нет? Крупные предприятия перестают поддерживаться государством - мировая практика. Партнерство должно быть, а не постоянное субсидирование для "компенсации расходов"
2
1
Ответить

Старик
@Легислатура Именно так. А то получается, что компании, живущие за счет народного достояния, еще и от государства поддержку получают, а у государства деньги только от людей-налогоплательщиков
2
1
Ответить

Финансист
Все очевидно. Москва, которая и так кормится за счет регионов, хочет жить еще лучше. Вот и вся арифметика отсюда
1
1
Ответить

Критик
@Финансист А может все-таки и правда хотят деньги в дело пустить? Вон же говорят про 30 триллионов для промышленности. А деньги ведь и правда лежат на зарубежных счетах. Не может быть такого, чтобы у такой огромной страны не было денег
1
0
Ответить

Злой
Мне кажется озабоченность топ-менеджмента нефтяных компаний продиктована далеко не заботой о бюджете республики
3
0
Ответить

Женщина
Сложно это все. Народу то что от этого будет, кто-то может расшифровать?
2
0
Ответить

Ну да
@Женщина Гхххаля, иди спы уже. Не забэвай себе ггхолову усякой брэдятыной
1
1
Ответить

ЭксперТТ
Так инфраструктурные крупные проекты они никогда не окупаются. Поэтому их государство и осуществляет
1
0
Ответить

Наглость
Вообще конечно то, что нефтяные компании что-то пытаются еще требовать - уму непостижимо. Обнаглели вкрай
1
2
Ответить

Инспектор
@Наглость Ну вообще-то там люди работают
2
0
Ответить

Наглость
@Инспектор Так как раз топы нефтянки людьми и будут прикрываться, чтобы самим не потерть 35й коттедж и третью машину. Поверьте это так
2
1
Ответить

Инспектор
@Наглость Вы преувеличиваете мне кажется
2
0
Ответить

Наглость
Вы просто посмотрите декларации о доходах людей, которые в руководство этих компаний входят, и все поймете сразу
2
0
Ответить

Зритель
А четко как-то все просчитать разве не возможно? все последствия? где экономисты то все?
1
0
Ответить

Офигеть
629 миллиардов вложений только в прошлом году? Вот это деньжищи! Это же сколько бюджетов городов в этой сумме!!!
1
0
Ответить

Привет
Алла Евстафьева замдиректора по экономике в ПАО НКНХ, а не Таиф-НК.
2
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite