парламентарии Татарстана намерены внести поправки в него.
Крупные предприятия, в том числе бюджетообразующие ГК «ТАИФ» и «Татнефть», вместе с властями Татарстана выразили опасения по поводу того, какой закон, регламентирующий инвестиционную деятельность, сейчас готовят депутаты Госдумы.
Речь идет о защите и поощрении капиталовложений. Законопроект был предложен федеральным Минфином. Площадкой для обсуждения документа стал комитет Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству.
Суть предложений в том, чтобы закрепить в специальных актах два инвестиционных режима: общий и проектный. Первый обещает бизнесу только одну льготу — три года стабильных налоговых условий. Другие формы поддержки бизнес, конечно, может получить (субсидии для компенсации затрат на финансирование вложений в инфраструктуру, таможенные и налоговые льготы, гарантии и поручительства) по «иным» условиям. Но их законодатель пока ещё никак не подготовил.
Проектный режим устанавливает более длительные сроки (по 6, 15 и 20 лет). И по этому режиму больше конкретики. Например, бизнес может вернуть те средства, что были потрачены на инфраструктуру, за счет средств от уплаты налогов с проекта — возвратное налоговое финансирование. Там же зафиксированы тарифы, квоты, таможенные пошлины, соглашения о защите капитальных вложений.
Но такой режим предусматривает серьезный ценз для компаний. Например, у предприятий цифровой экономики и сельского хозяйства должны быть не менее 1,5 млрд собственных инвестиций при общем бюджете проекта не менее 7 млрд рублей. Проекты в области медицины, образования, культуры и спорта — 250 млн рублей и 1 млрд рублей соответственно. Другие отрасли экономики — 5 млрд и 25 млрд рублей.
Такие финансовые высоты не потянуть рядовому бизнесу, в частности предприятиям в регионах России. Такой ценз — это больше история для мегапроектов, экономический эффект которых сложно просчитать.
Инвесторы опасаются, что в случае принятия документа будут отменены все существующие режимы господдержки.
Закон ограничивает участие государства в реализации проектов, разрешая его только при отсутствии возможности привлечь инвестора. Жестко определяется понятие «инвестиция», видя в нем только прибыльную деятельность для бюджета страны или региона. Однако не каждый инфраструктурный проект может быть прибыльным, инвесторы такие в одиночку не потянут — нужна помощь государства. Здесь имеются в виду проекты, реализующие по механизмам концессии и ГЧП. Конкретно для Татарстана это проект по строительству автомобильной дороги Москва — Казань, высокоскоростные железнодорожные магистрали.
Замминистра экономики Татарстана Индира Кареева о замечаниях в этот закон, упакованных в пакет поправок:
1) Есть вопросы к понятийному аппарату закона. Нужны определения «частные инвестиции».
2) Необходимо четко прописать полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Предпочтительнее расширить полномочия субъектов РФ в вопросах регулирования инвестиционной деятельности.
3) Сохранение преференциальных режимов в ОЭЗ и ТОСЭР.
4) Уточнение перечня порядка предоставления государственной поддержки на федеральном уровне.
5) Целесообразность снижения порога для проектов в социальной сфере.
Заместитель гендиректора по экономике и финансам «ТАИФ-НК» Алла Евстафьева выразила позицию своей компании, сделав акцент на то, что предприятие «бюджетообразующее» для республики по отношению к этому закону. Впрочем, она выразила консолидированное мнение всей нефтегазохимической отрасли республики. Представители «Татнефти», коих не было на заседании комитета, поддержали бы её.
— Суть предлагаемых нами изменений в закон — увеличение срока предоставления льгот по проектам с 7 до 13 лет и проектов, стоимость которых превышает 10 млрд рублей. При этом срок ограничить сроком окупаемости проектов, — заявила Евстафьева.
Заместитель председателя Госсовета Татарстана Марат Ахметов поинтересовался у замминистра Кареевой, как обстоят дела в Татарстане вообще с инвестиционной активностью.
— У нас в прошлом году была инвестиционная компания на 629 млрд рублей в основной капитал. Мы надеемся, что снижения в этом году не будет. Но по итогам девяти месяцев пока наблюдаем снижение, — ответила она Ахметову.
О плачевном состоянии с инвестициями на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького поделился его гендиректор Ренат Мистахов.
— Капитализация у нас идет. Завод имени Горького за девять лет провел большую капитализацию в размере 6 млрд рублей. Наши инвесторы вкладывают деньги в ожидании стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Но таковой не имеют. Почему? Потому что за 9-й месяц итоги подводили — идет существенное падение. Уверенности акционерам мы сегодня не можем дать. То есть мы вложили деньги, заменили оборудование, а по факту у нас в этом году 20%-ное снижение производства. Это снижение и на следующий год тоже просматривается. Потому что завод попал под санкции. Многие заказчики, которые на экспорт работали, от нас просто отказались, — говорит Мистахов. Он заявил участникам заседания, что для инвесторов предприятия очень важны возвратные деньги. Но с ними туго.
Председатель комитета Лотфулла Шафигуллин согласился практически со всеми замечаниями и претензиями в адрес федерального закона, в том числе и от Миндортранса РТ. Хотя детально они не проговаривались. Шафигуллин назвал главную суть, почему этот закон сейчас принимается.
— Руководство России хочет вытащить 30 трлн рублей, которые где-то лежат в счетах, и привлечь их в промышленность страны. Вот основная задача. Каким образом это будет сделано — это уже другой вопрос. На 2020 год запланировано 7,5 трлн рублей, — сказал Шафигуллин.
Депутат Госсовета Марат Галеев в беседе с журналистом KazanFirst Ильнуром Ярхамовым придал ясность, почему закон вызвал такую тревогу у парламентариев Татарстана и представителей большого бизнеса.
— Есть в принятом документе как минусы, так и плюсы. К минусам можно отнести, что нечетко прописан целый ряд моментов. И открыт вопрос, не ущемляются ли интересы регионов, которые уже на базе собственного законодательства заключили контракты и реализуют бизнес-проекты. И важно закрепить положение, что все ранее предоставленные регионами преференции сохраняются на срок реализации. Этого четко нет. Поскольку понятийный аппарат меняется этим законом, то сейчас уже понятием «инвестиции» предполагается извлечение прибыли. А в инфраструктурных проектах, которые связаны с транспортным сообщением… Во всём мире так, что такие транспортные проекты либо окупаются в ноль, либо не всегда прибыльны, либо вообще не окупаются. Но они крайне необходимы для развития в целом экономики. Там эффект опосредованный, — рассуждает Галеев.
По словам собеседника, федеральная инициатива вообще должна обойти стороной вопросы по транспортной инфраструктуре.
Депутат также прокомментировал озабоченность законом у таких компаний, как «ТАИФ» и «Татнефть».
— У бюджетообразующих предприятий «ТАИФ» и «Татнефть» реализуется целый ряд перспективных проектов, которые действительно необходимы для улучшения структуры экономики в целом. Ведь в нефтехимии важно иметь многоступенчатую глубокую переработку нефти. Тогда маржинальность, то есть прибыльность производства возрастает. И это выгодно бюджету Татарстана. Но трудность реализации их проектов связана с тем, что сроки окупаемости и налоговые преференции, которые даются законодательством, не совпадают. Они поэтому просят удлинить сроки окупаемости. Я могу в адрес этих компаний сказать только одно — они, прежде чем требовать такие преференции, должны просчитать последствия для бюджета Татарстана. Потому что бюджет у нас достаточно напряженный. Мы просто так тоже не можем преференции раздавать. Последствия для бюджета и законодательства требуют заключения первого лица республики. Поэтому здесь необходимо дополнительное согласование, — объяснил Галеев.
На сегодня законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме. Документ ожидает второе чтение в середине января следующего года. Мнения и претензии к нему уже бесполезны. Если что и можно подправить, то только конкретными поправками в сам текст закона.
Читайте также: У энергомонополистов Татарстана позитива все меньше, но тарифы все равно вырастут
Comment section