У энергомонополистов Татарстана позитива все меньше, но тарифы все равно вырастут

Населению республики по-прежнему придется оплачивать всевозрастающие траты ресурсоснабжающих организаций.
Населению республики по-прежнему придется оплачивать всевозрастающие траты
ресурсоснабжающих организаций.

В Госкомитете Татарстана в самом разгаре тарифная кампания. На очередном заседании решали, устанавливать, корректировать или признавать утратившими силу тарифы на тепло, электричество и утилизацию твердых коммунальных отходов в республике.

Повестка включала в себя 16 вопросов, посвященных теме установления тарифа на передачу электроэнергии, и еще 88 — в сфере тепло-, газо- и водоснабжения. В общей сложности на принятие решений по более чем 100 вопросам у заместителей председателя Госкомитета ушло около четырех часов с перерывом. Рассказываем о самых значимых позициях.

Спасательный круг для Казанской энергетической компании 

Первым делом Госкомитет взялся за установление тарифа для электросетевых организаций. Крупнейшей среди них оказалась компания «Татнефть», ее подразделение — «Центр управления сетей» получило право возместить более 864 миллионов рублей затрат на содержание энергохозяйства из тарифа на передачу электроэнергии в республике. Однако больше впечатляет сумма в размере 1,5 млрд рублей, которую Госкомитет обоснованно смог срезать из первоначального желания «Татнефти». 


Читайте также: «Татнефть» поделила энергозатраты с потребителями


В целом у представителей сетевых организаций было минорное настроение. Несмотря на то, что регулятор смог значительно срезать «хотелки» организаций, переломить ситуацию кардинально не получилось и у большинства тарифы в 2020 году будут выше, чем в 2019-м.

У энергомонополистов Татарстана позитива все меньше, но тарифы все равно вырастут

На заседании правления Госкомитет представил себя в новой ипостаси. Еще на коллегии ведомства в январе этого года был поднят вопрос с отрицательными финансовыми результатами некоторых сетевых организаций. И вот наконец стало известно имя электросетевой компании, испытывающей серьезные финансовые проблемы, — это «Казанская энергетическая компания». Уже несколько лет организация находится в убытках, к тому же, как оказалась, неудачно пыталась начать работать в Москве. КЭК является держателем энергохозяйства завода «Племрепродукт» в Бугульминском районе, о банкротстве которого еще летом подал иск Сбербанк, и это может утянуть сетевую компанию в ещё большие убытки. Выражаясь простым языком, программа Госкомитета удержать на плаву «Казанскую энергетическую компанию» выглядит следующим образом: предприятие тратит тарифные средства не на целевые статьи затрат, на которые их выделяет регулятор по тарифам. Ежегодно республиканское ведомство фиксирует такие траты как необоснованный доход, их общая сумма за несколько лет будет удерживаться из тарифа «Казанской энергетической компании» с 2020 года по утвержденной на этом заседании пропорции. А пока потребители через свои платежи субсидируют деятельность КЭК. Важность этого подчеркивает тот факт, что в аренде у компании находится энергооборудование Судостроительного завода им. Горького.

Причину такой «ссуды» заместитель председателя Госкомитета Александр Штром объясняет заинтересованностью ведомства в продолжении функционирования КЭК. Так как если она обанкротится, то сети могут остаться бесхозными, следовательно, увеличится количество аварийных ситуаций. При этом собеседник добавляет, что регулятор рассматривает возможность сокращения срока возврата «кредита».

Также выяснилось, что «Казанская энергетическая компания» ранее получила излишнюю прибыль, которая уже удерживается Госкомитетом из ее тарифа.

— Пять лет назад поймали её на том, что они поиграли активами. В результате получили необоснованную прибыль, мы это доказали и несколько лет уже вычитаем излишне полученный доход, — отметил Штром.

У энергомонополистов Татарстана позитива все меньше, но тарифы все равно вырастут

Но дискуссия развернулась и по еще нескольким деталям.

— Я ручаюсь, что на согласительной комиссии слышал, как председатель Госкомитета принял решение по командировочным и там было озвучена 101 тысяча, а не 381 тысяча рублей. Это слишком большой объем расходов, — напомнил заместитель председателя Межотраслевого совета потребителей Республики Татарстан Тимур Халиков.

— Организация представила расчет исходя из того, что главный инженер и директор раз в месяц ездят по объектам. Там только это учтено. Сумма, которая была названа на согласительной, имела оценочный характер, — парировал Штром.

В ответ на это Халиков заметил, что директор и инженер могут ездить на объекты, во-первых, нерегулярно, а во-вторых, что им там вообще делать, ведь многие активы компании — это энергоцеха с полноценным штатом и работают нормально.

— Если мы допускаем такие вещи, то мы получим шквал заявлений от других (регулируемых. — Ред.) организаций, которые так же заявят, что их руководители должны разъезжать, — заявил Халиков.

У энергомонополистов Татарстана позитива все меньше, но тарифы все равно вырастут

Также «Казанская энергетическая компания» предложила включить в свой тариф прибыль в 11% рентабельности — это более 6 миллионов рублей. Предложение попало под серьезную критику. В ситуации, когда компания должна Госкомитету денег, её призвали находиться в «реальности». 

Таким образом, он, по сути, поймал компанию на том, что она прибедняется и явно недоговаривает о существующем положении дел, следовательно, нужно исходить из реального финансового документа.

Повышают в пределах допустимого максимума

Вторую часть заседания вела Лариса Хабибуллина и с ходу предложила рабочий вариант решения проблемы в виде 89 вопросов рассматривать списком. По логике Госкомитета если регулируемая организация согласна с расчетами регулятора, которые предварительно направлены в организации, то рассматривать на правлении детали не имеет смысла. Поэтому все согласованные пункты были с ходу решены. Дело оставалось за малым — вопросами, которые либо не согласованы, либо для их решения приехали представители компаний, для кого эти тарифы и устанавливались.

Одной из первых обсудили тему установления тарифа для ОЭЗ «Алабуга». Несмотря на то, что «защищаться» приехали сразу четверо представителей, тариф на техническую воду в 4,79 рубля за единицу и тариф на питьевую воду — 32,40 рубля — абсолютно точно устроил квартет. Никаких нареканий у них не было.

Чуть сложнее обстояла дискуссия с установлением тарифа на водоотведение для компании «Коммунальный сервис», осуществляющей деятельность в Лаишевском районе Татарстана. Причину поясняла Хабибуллина. Оказалось, что проблема кроется в сложной системе водоотведения.

Рядовой потребитель пользуется водой, она отводится сначала в условную трубу №1 (ею владеет «Центр водоснабжения и водоотведения»), далее грязная вода переходит в трубу №2 (тут владелец другой — «Коммунальный сервис»), затем в дело вступает труба №3 (здесь владелец вообще казанский Водоканал).

У энергомонополистов Татарстана позитива все меньше, но тарифы все равно вырастут

— Сложная схема. У конечных потребителей собирается тариф МУП «Водоканал», «Коммунального сервиса» и затраты на содержание квартальных сетей «Центра водоснабжения и водоотведения». Это не три тарифа, у последней организации, что наконец в состав тарифа учтены затраты «Коммунального сервиса» и МУП «Водоканал». У Водоканала — 15 рублей, у Комсервиса 22 рубля, а на конце — 35 рублей, для населения, — объяснила Хабибуллина.

С её слов, Комсервис оказывает услуги населению добросовестно — провели реконструкцию коллектора, что позволило сократить количество прорывов, работают с абонентами.

— Компания более качественно оказывает услугу. В связи с чем мы исполкому рекомендуем, чтобы они еще раз посмотрели, кто качественнее оказывает услуги. Следующий год мы будем работать и контролировать исполком, чтобы они выполнили эту дорожную карту, создали конкуренцию и компания, которая реально будет инвестировать в реконструкцию, пришла на рынок, — добавляет Хабибуллина.

Увеличить тариф в полтора раза? Не проблема!

Далее бразды правления взяла заместитель председателя Лилия Борисова. Она продолжила решать вопросы списком. Самым интересным оказался тот, что значился под пунктом «Согласование тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ГК «Транзит» на 2020-2022 годы». 

У энергомонополистов Татарстана позитива все меньше, но тарифы все равно вырастут

— ГК «Транзит» оказывает услуги по теплоснабжению. В зоне ЕТО-1 предлагается тариф в первом полугодии 2020 года — 291,68 рубля, со второго полугодия 303,33 рубля. В зоне ЕТО-3 — тариф для предприятий составит 56,43 в первом полугодии, во втором с ростом — 58,37 рубля. В зоне ЕТО-42 — это теплоснабжающая организация ООО «Энергосистемы» — тариф первого полугодия — 91,58 рубля с ростом во втором до 94,73 рубля. В зоне ТСО «Теплоэнергоснабжение» — тариф в первом полугодии 145,94 рубля, со второго полугодия с ростом на 156 процентов — 234,79 рубля, — сообщила Елена Мартынова.

С ее слов, рост в полтора раза обусловлен тем, что тарифы на 2019 год устанавливались без учета покупки тепла, возмещаемого за потери. Если проще, то тариф в 2019-м был установлен таким образом, что подразумевалось, что при передаче «ни капельки» тепла не теряется. А теперь это потерянное тепло надо возмещать. Данный тариф был единогласно согласован правлением.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: