«Пройдет еще лет сто, пока мы научим татарскую эстраду одеваться правильно»

Казанский модельер-конструктор Руслан Габов рассказывает
Казанский модельер-конструктор Руслан Габов рассказывает, что настоящий
татарский костюм — это не те расшитые тюбетейки и передники, к которым мы все
так привыкли.

В татарском шоубизе бесконечно можно смотреть на три вещи: на то, как как местные звезды по-чёрному пиарятся, на притворства, что певцы поют вживую и за невероятными концертными костюмами почти как у Филиппа Киркорова. Последнее иногда вызывает особые чувства: смех от их вычурного вида и грусть от того, что эти наряды нередко приписывают к национальным. Журналист KazanFirst Ляйсан Кадырова встретилась с человеком, который хорошо понимает это, но всеми силами пытается исправить ситуацию. И не на словах, а на деле.

Руслан Габов — известный в Казани модельер-конструктор. Почти 30 лет он создает одежду и имеет звание Заслуженного работника культуры Татарстана. В эксклюзивном интервью KazanFirst он оценивает концертные наряды наших эстрадников, развеивает мнение, что татарский национальный костюм — это юбка с передником, и разоблачает тех, кто отобрал у татар их реальный стиль одежды.

— Руслан Васильевич, у вас довольно необычная профессия, встречается она нечасто. Расскажите  подробнее о  вашей работе.

— Я модельер-конструктор. Мы работаем непосредственно с материалом: кроим, делаем технологическую обработку, конструкцию, а далее отдаем все это мастерам, которые шьют сам костюм.

— То есть то, как в конечном счете будет выглядеть костюм, решаете как вы, так и художники?

— На самом деле все зависит от нашего кроя. Портной, который шьет костюм, только собирает его. У нас очень мало художников. Зато много модельеров, в частности я, которые могут, если нужно, нарисовать костюм в голове и сконструировать его на бумаге. Поэтому нас называют еще и модельерами-художниками. Мы хоть и не умеем рисовать, создаем рисунки костюмов в 3D-формате.

«Пройдет еще лет сто, пока мы научим татарскую эстраду одеваться правильно»

— Мне известно, что в большинстве своем вы работаете с костюмами в национальном стиле.  

— На самом деле мы шьем очень много. Шьем и классику для интеллигенции, для госслужащих и для других, но наш конек — это все-таки национальная одежда. Нам очень хочется ее возродить и показать людям, как красиво одевался татарский народ. Это действительно достойно внимания. Татары были очень трудолюбивым народом и одевались очень модно и красиво, в хорошие, качественные ткани. А в конце XIX — начале XX века татарская интеллигенция освоила европейские фасоны.

— А как определяется то, над фасоном какой эпохи будете работать вы?

— Конечно, сейчас людей в древние костюмы ханских времен мы не одеваем. Это в принципе не актуально. Это было актуально только во время празднования Тысячелетия Казани. Мы возвращаемся к консервативному костюму. Консервативность и сдержанность — это основа татарского костюма. Это классика, золотая середина, которой мы должны придерживаться.

— Расскажите о том, как выглядит этот классический костюм.

— Я мастер мужской одежды. Поэтому могу рассказать про мужской костюм. Это тот же френч, сюртук. Он длиннее, чем пиджак. Он может быть чуть короче колен и до колен. В какой-то степени мы сохранили длину мусульманского чапана, но в европейском костюме.  Во время намаза все тело должно было быть прикрыто, поэтому длина сохранялась. Те же классические брюки, жилетка.

«Пройдет еще лет сто, пока мы научим татарскую эстраду одеваться правильно»

И, конечно, тюбетейка. О ней хочется сказать подробнее. Она была стеганная. Не такой дубовой и высокой, какой ее любят делать сейчас. Сегодня тюбетейки все в орнаменте, в бисере, что, я считаю, не совсем правильно. Зачем из мужчины делать новогоднюю елку? Раньше этого не было. Все было очень осторожно и деликатно. Если и был орнамент или цветочек, то на синей тюбетейке он был вышит синим бисером, его было едва заметно. И даже это считалось модно и в какой-то степени пижонством. В консервативном костюме, в классике не должно быть камней, цветочков, золотых орнаментов.

— Как часто вам приходится работать со звездами татарской эстрады?

— Можно сказать, мы с ними только и работаем.

— Не в обиду никому, но иногда костюмы наших певцов вызывают смех. Даже тот, кто совершенно не разбирается в моде, говорит «безвкусица». Как вы лично оцениваете образы наших исполнителей?

— Мне кажется, пройдет, наверное, еще лет сто, пока мы научим нашу татарскую эстраду одеваться правильно. Мы сейчас как раз прорабатываем этот вопрос, чтобы костюмы наших певцов выглядели более сдержанно, более интересно. Должны быть созданы худсоветы, в которых будут работать искусствоведы, модельеры, художники, мастера по головному убору, по обуви, по кафтану. Хочется, чтобы артисты могли прийти и посоветоваться насчет того, что можно надевать, а что нет, чтобы не выглядеть смешно. Иначе многие концерты проходят как каламбур.

— Когда вы говорите о костюме для певцов эстрады, вы всегда имеете в виду одежду в национальном стиле?

— Нет, не обязательно в национальном стиле. Понимаете, если артист поет итальянскую песню, то и одеваться он должен подобающе. Наверное, в этом случае должна быть какая-то классика, смокинг. И если он татарин, это не превратит его в итальянца. Ведь если в театре ставят произведения грузинских драматургов, артисты одеваются в грузинскую одежду. Все должно соответствовать тематике мероприятия. У нашего великого Ильхама Шакирова всегда были шикарные костюмы, весь мир узнавал его по желтому пиджаку и, конечно же, его голосу. Раньше у татарских певцов было два-три классических костюма, которые всегда считались беспроигрышным вариантом. К ним они могли надеть тюбетейку и становились узнаваемыми татарами. Во всем должны быть маркеры. Для мужчины — это тюбетейка. Я хочу сказать, что мы свой татарский костюм совсем не знаем.

«Пройдет еще лет сто, пока мы научим татарскую эстраду одеваться правильно»

— А в чем проблема? Почему так сложилось?

— В свое время его у татар отобрали. Надо все раскопать, увидеть и воссоздать. Исторические костюмы остались лишь в хранилищах музеев, их мало выставляют на показ. Да и они в очень ветхом состоянии. Надо попросить, чтобы их восстановили. Даже пусть не их, пусть будут копии, но чтобы художники знали, что в таком-то музее выставлен костюм того-то века, который они могли бы брать за основу. То, что есть у нас сейчас, — это Сабантуй, это праздник. Но у нас же были другие идеологии.

— А кто у татар отобрал их одежду?

— Когда пришла советская власть, ей нужно было показать татарскую культуру. Вот на всех татар и надели эту деревенскую одежду с фартуком и платком, с рюшами. Получилось что-то эстрадно-цирковое.

— Когда мы говорим о национальном костюме, в моей голове всегда всплывает картинка именно такой одежды. Выходит, это неправильное представление?

— Такого костюма у наших женщин и не было. Калфаки деревенские девушки не надевали. У него вообще отдельная история. Я был на мастер-классе нашей знаменитой Рамзии Анваровны Кашаповой (заместитель главного редактора журнала «Сююмбике». — Ред.), она рассказала красивую легенду: во времена Сююмбике все женщины одевали такие конусообразные высокие головные уборы. Когда Иван Грозный захватил Казань, в знак протеста все татарские женщины согнули их и получился калфак нашего времени. Это стало символом исторического падения Казани. Женщины таким образом выражали свою солидарность. Это всего лишь легенда, но она есть.

«Пройдет еще лет сто, пока мы научим татарскую эстраду одеваться правильно»

— Сейчас мы изредка видим людей в татарской одежде европейского стиля. Кажется, недооцененные наряды возвращаются к нам.

— Нам повезло, что наших поэтов того времени изображают в одежде европейского стиля, во френчах, кафтанах. В древние времена такой костюм был. Он назывался казакин. Он был длинный. Сейчас я изучаю, почему как мужской, так и женский застегивался в одну сторону, как в женских костюмах. Это все история, это все нужно изучать.

— Возвращаясь к нашей теме, кто проявляет наибольший интерес к моде прошлого? Есть ли заказы костюмов не для сцены?

— Таких очень много. Наверное, и министерство культуры Татарстана, и Всемирный конгресс татар работают над этим вопросом. Еще много лет тому назад, когда мы работали с Ринатом Зиннуровичем Закировым (председатель исполкома Всемирного конгресса татар. — Ред.), мы старались возродить интерес к национальной одежде. Он, кстати, очень много сделал для татарской общественности. Это при нем молодежь начала одеваться в такие костюмы. Сейчас у нас очень много заказов тукаевского костюма на свадьбы и никахи. Стойка-воротник… это очень красиво.

— Сейчас эти рубашки частенько появляются и в магазинах масс-маркета.

— Есть, есть. Молодежь проявляет к этому большой интерес. Видно, смартфоны и компьютеры настолько надоели, что интерес к национальной самоидентичности стал возвращаться. Но для этого надо работать. И Минкульту, и Минмолу, и всем-всем. Тогда и язык станет возрождаться.

«Пройдет еще лет сто, пока мы научим татарскую эстраду одеваться правильно»

— Давайте немного пофантазируем: возможно ли такое, что однажды люди начнут носить и платья, которые носили наши прабабушки?

— Совсем недавно я с делегацией  Татарстана вернулся из Узбекистана, где прошла ежегодная ташкентская неделя моды. Мы видим, как с каждым годом узбеки возрождают моду на все национальное. У них хватает энтузиазма и сил, чтобы показать, что это очень красиво. Из своих национальных тканей, икатов, атласов они шьют такие шедевры и носят это с такой гордостью. Если нас поддержит правительство и мы начнем проводить неделю моды в Казани, то, я думаю, лет через пять мы будем с достоинством носить нашу национальную одежду. Это не значит, что мы будем ходить в джилянах (просторный и длинный весенне-летний халат с небольшим шалевым воротником. — Ред.). Мы можем носить всем привычный костюм, но с определенными маркерами. Мне даже самому хочется надеть джинсы, но с татарскими сапогами. И я считаю, что это будет круто. Почему бы и нет? Почему бы с джинсами не надеть ту же татарскую рубаху? Это же красиво.

— В последние годы мы наблюдаем за тем, как что-то древнее возвращается в жизнь в виде платка, сумки, обуви, украшений. Могли бы что-нибудь посоветовать тем, кто хочет приобщиться к этой моде? С чего вот начать?

— Девушкам это сделать вообще легко. Чтобы они не надели – все им прощается. А мужчинам нужно быть осторожнее. У мужчин должна быть какая-то консервативность, жесткость. Но все-таки, почему бы и нет? Я думаю, мы найдем что-то интересное, наше. Почему бы нам не создать свой национальный  костюм 21 века? В каждом веке он был свой. Татары в этом деле нередко опережали другие народы, чем мы сейчас можем гордиться.    

— Максимум, что я пока видела на мужчинах, — это носки и галстук с национальным орнаментом.

— Но это начало, это уже хорошо. Еще я думаю, что все зависит от воспитания. Если родители объяснят ребенку, что такое национальный костюм, одежда и родной язык, тогда у нашего народа есть будущее.


Читайте также: Ирада Аюпова: Мы не работаем по воссозданию татарской аутентичности


Comment section

Добавить комментарий

Войти: