Госкомитет по тарифам предложил ликвидировать смежные сетевые компании. Из-за них растет стоимость услуг для населения

Сфера тарифного регулирования и взаимоотношений между сетевыми и ресурсоснабжающими организациями продолжает оставаться непрозрачной. Существующие противоречия выливаются в то
Сфера тарифного регулирования и взаимоотношений между сетевыми и
ресурсоснабжающими организациями продолжает оставаться непрозрачной.
Существующие противоречия выливаются в то, что теряются по несколько миллиардов
рублей.

В комитете Госсовета по жилищной политике и инфраструктурному развитию депутаты задались вопросом, почему Госкомитет по тарифам то и дело занимается тем, что только и «согласовывает обоснованное повышение тарифов» на воду, электричество, тепло и газ населению. Вопросы в этом ключе возникли у парламентариев во время доклада заместителя председателя Госкомитета Александра Штрома

Он в своем выступлении начал с того, что стоимость коммунальных услуг в Татарстане среди регионов Поволжья относится к категории «средние» либо «самые дешевые». В 2019 году рост всех тарифов не превысил установленную в Татарстане планку в 3%. 

Госкомитет по тарифам предложил ликвидировать смежные сетевые компании. Из-за них растет стоимость услуг для населения

Также Госкомитету по тарифам удалось удержать тарифы на обращение с ТКО. По словам Штрома, они в Татарстане «одни из самых дешевых по России» и находятся на 70-м месте среди всех 85 регионов страны. В то же время докладчик обрисовал одну из важнейших проблем, которая прямым образом сказывается на стоимости услуг в сторону их увеличения. По правилам регулирования все мероприятия по созданию инженерных сетей включаются в тариф. Проверяется их обоснованность. Сами объекты инженерных сетей остаются на балансе ресурсоснабжающих организаций. Это всё в идеале. Но Штром рассказывает, как обстоят дела в действительности. 

— На практике мы сталкиваемся с тем, что бывают ситуации, когда сети строят сами застройщики. А дальше они либо продаются, либо передаются в аренду, как чаще всего бывает, различным небольшим организациям. А затраты этих организаций входят в общий тариф. Не всегда эти небольшие организации качественно обслуживают сети. Имеются случаи, когда после многих лет эксплуатаций они приходят уже в неработоспособное состояние, а дальше такая организация просто исчезает, передавая данные сети как бесхозные в органы муниципального управления. А потом они попадают гарантирующим поставщикам, единым теплоснабжающим организациям, — рассказывает Штром.

По его словам, потребители тариф выплачивали полностью, а в нем предусматривались средства на содержание сетей. Но фактически они ушли на какие-то иные цели. 

— Во-первых, это утяжеляет тариф. Во-вторых, данные сети из-за того, что они некачественно обслуживались, дальше поступают гарантирующим организациям, те в свою очередь должны оплачивать за свой счет ремонт и восстановление полученных сетей, — отметил зампред Госкомитета по тарифам. 

Он назвал «размер беды». В водоснабжении, водоотведении и теплоснабжении эта ситуация только начала развиваться. Там задействованы всего лишь несколько десятков организаций, выручка которых несколько сотен миллионов рублей. 

Куда хуже обстоят дела в сфере передачи электроэнергии. Здесь содержание брошенных и неухоженных сетей обходится уже в 2 млрд рублей. 

Чтобы повлиять на ситуацию, Госкомитет по тарифам РТ выступил с законодательной инициативой. 

— Нужно внести такие изменения в законодательство, которые обязывали бы застройщика созданные им при строительстве объектов или жилья сети передавать на баланс гарантирующим организациям, единым теплоснабжающим организациям. Чтобы была обеспечена надежность эксплуатации этих объектов, — резюмировал Штром.

Госкомитет по тарифам предложил ликвидировать смежные сетевые компании. Из-за них растет стоимость услуг для населения

Таким образом, была высказана претензия к деятельности 26 сетевых смежных компаний в Татарстане. Защищать их и высказаться против инициативы Госкомитета вызвался директор «СМУ 88» Илья Вольфсон. В целом он выразил позицию большинства застройщиков Татарстана. По его словам, компаниям выгодно именно самим строить сети, а не добиваться, чтобы это сделали крупные энергокомпании. 

— Во-первых, меньше затрат на 20%. Во-вторых, скорость. Потому что все государственные сетевые компании — это огромная махина. Чтобы они один проект разработали… годами там у них проходит, концов потом не найдешь. А в конечном итоге страдает застройщик при планировании денег, при вводе, при оформлении документов, — перечислял депутат. 

Он заявил, что все эти 26 смежных сетевых компаний действуют по лицензии, выданной в Минэкономики РТ. 

— Разработайте к ним требования. Они реагируют быстрее намного на какие-то аварийные работы. С ними проще работать, — говорил Вольфсон. 

Также именно благодаря смежным сетевым организациям застройщики могут удешевить стоимость квадратного метра. 

— Застройщик сделал более 100 тысяч кв. м жилья. Он за свой счет построил сети. Почему он должен их кому-то передавать? В основном же у всех есть свои управляющие компании, которые заинтересованы в качественном обслуживании. И сети сейчас строятся новые, из качественных материалов, сроком службы от 30 до 50 лет. Все же проблемы идут из-за старых, изношенных сетей, которые были заброшены крупными госкомпаниями. Они бесхозные сейчас. В общем, я категорически против этих изменений в законе, — резюмировал парламентарий. 

Госкомитет по тарифам предложил ликвидировать смежные сетевые компании. Из-за них растет стоимость услуг для населения

В поддержку предложения Госкомитета по тарифу выступил ректор КГЭУ Эдвард Абдуллазянов

— Я против того, чтобы в республике было много смежных сетевых предприятий. Это накладка на накладку получается. Любой посредник — это уже повышение тарифов. На сегодня есть смежные предприятия, которые за душой ничего не имеют, кроме ручки и счета в банке, — заявил ректор. 

В то же время он сделал две оговорки. Во-первых, необходимо предусмотреть компенсации для застройщиков за строительство сетей, если они их передадут гарантирующим предприятиям. А во-вторых, тема по смежным сетевым компаниям неоднозначная и требует более детального обсуждения на круглом столе. 

В пользу изменений в законе высказался и замгендиректора по стратегическому развитию «Татэнерго» Рим Галиахметов. Он рассказал о проблеме, с которой столкнулась его компания. 

— Например, сети «Фона» мы были вынуждены принять два года назад. Это 71-й квартал за ТЦ «Савиново». Это целый огромный квартал. Мы все сети приняли, они были построены 15-17 лет назад. Мы их приняли в непотребном состоянии. Вложили в них дополнительно 120 млн рублей, чтобы привести их в нормальное состояние. Сети всё это время до нас не обслуживались. А деньги по амортизации исправно взимались и в никуда начислялись, — сказал Галиахметов. 

Госкомитет по тарифам предложил ликвидировать смежные сетевые компании. Из-за них растет стоимость услуг для населения

Замуправляющего по программе реформирования ЖКХ «Таткоммунпромкомплект» Ленар Валеев и вовсе заявил, что творящаяся неразбериха с сетями в России оборачивается взрывами. 

— У нас нет узаконенных границ разделов. Мы об этой проблеме говорим, но никуда не двигаемся. Ни на федеральном, ни на республиканском уровне. По сетям связаны очень многие беды. Если у нас до сих пор внутри дома висят газовые сети, то потому, что газовики наши самые умные — до потребителя свой товар продают, а внутридомовые сети не обслуживают. Газовики говорят: «Я вам на фасаде дома задвижку газовую повесил, а дальше не знаю, что и как. Дальше пусть жилищники её обслуживают». Это очень больной вопрос. Многие взрывы в России из-за того, что газовики не узаконили вот эту часть сетей внутри дома. Получается, что у жилищников нет нормальных специалистов, а газовики — не хотят, — сетовал Валеев. 

Заместитель председателя Госсовета Юрий Камалтынов обратил внимание на графики, которые для заседания в комитете подготовил Штром. Там, в частности, сообщается о большом разбросе по тарифам среди муниципалитетов Татарстана, даже среди соседних. 

— В республике идет мощный такой разброс. По водоотведению разница между муниципалитетами есть в четыре раза, по питьевой воде — почти в три раза. Помимо утверждения вот этих тарифов Госкомитет как-то стимулирует ресурсоснабжающие и другие компании, чтобы они снижали свои собственные затраты? Чтобы пытались хотя бы не снизить стоимость предоставленной услуги, а заморозить её на ближайшую перспективу? — вопрошал Камалтынов. 

Госкомитет по тарифам предложил ликвидировать смежные сетевые компании. Из-за них растет стоимость услуг для населения

По его словам, судя по графикам, странные дела получаются. 

— Люди задают закономерный вопрос, почему в Челнах водоотведение практически ничего не стоит, но 100 метров пройдешь, перейдешь через границу Тукаевского района, а цена взлетает в четыре раза. Хотя живут практически на одной улице. Вы что-то делаете с этим или смиряетесь с тем, что у вас есть, и согласовываете повышение тарифов? — обратился к Штрому Камалтынов. 

Штром ответил, что Госкомитет регулярно требует от компаний документы и программу по повышению энергоэффективности и ведет другие работы. Тем не менее тарифы продолжают расти и сохраняется «чересполосица». 

Замгендиректора компании ТАИФ по энергетике и информационным технологиям Руслан Гиззатуллин говорит, что на сегодня в Татарстане в некоторых районах складывается ситуация, когда производство, например, тепла, почти в 2,5 раза дешевле, чем его доставка до конечного потребителя. Хотя энергоснабжающие компании отчитываются, что у них есть программа по повышению энергоэффективности и они борются с потерями в сетях. 

— Мне в этом отношении нравится позиция УФАС, когда идет речь о методах бенмаркинга. Давайте просто в лоб сравним тарифы на тепло в Питере, в Москве, Екатеринбурге, в Самаре, Казани и в Нижнекамске. Я во время заседания просмотрел тарифы в Свердловской области и в Екатеринбурге. Там ниже, чем у нас. Почему так происходит? — удивлялся Гиззатуллин. 

Госкомитет по тарифам предложил ликвидировать смежные сетевые компании. Из-за них растет стоимость услуг для населения

Также депутат напомнил Штрому, что на одном из последних заседаний в Госкомитете по тарифам выступил первый замгендиректора «Татэнерго» Айрат Сабирзянов.

— Почему мы узнали вдруг, что у нас всё так плохо с тепловыми сетями в Казани, что они вот-вот порвутся, о чем говорил Сабирзянов. Около 541 млн рублей они запросили, чтобы спасти сети. Возникает вопрос: что вообще с ними происходит? Сколько были пропиарены установки индивидуальных тепловых пунктов в Казани. Нам обещали, как существенно снизится потеря, повысится эффективность. Но это несильно заметно. Какой же экономический эффект дала установка ИТП? Этот же эффект должен был быть направлен на снижение тарифа или развитие системы центрального теплоснабжения. А тут получается, что с нас опять деньги просят, — негодовал Гиззатуллин. 

Штром в ответ поблагодарил парламентария, что тот поднял эту проблему, и он согласился, что метод бенчмаркинга, то есть сравнения, действенен, чтобы определить степень эффективности работы предприятий. 

В итоге все собравшиеся на заседании комитета выразили пожелание, чтобы председатель Госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев как следует подготовился к предстоящей сессии Госсовета 24 декабря. У депутатов накопилось к нему очень много вопросов по тарифной политике.


Читайте также: «Сетевая компания» и «Татэнергосбыт» занимаются энергетическим геноцидом населения и бизнеса»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *