СНТ «Орбита-2»: опальный Полежаев вышел из тени и рассказал о своем уголовном деле

Он считает требование исполкома Тукаевского района сменить председателя в садовом обществе рейдерским захватом.
Он считает требование исполкома Тукаевского района сменить председателя в
садовом обществе рейдерским захватом.

Весь 2019 год в относительно небольшом (700 членов) СНТ «Орбита-2» (Тукаевский район) происходили события, осознание которых очень важно для дальнейшего развития всего садоводческого движения в Татарстане. А, может быть, не только в Татарстане. Впервые в истории республики в жизнь садоводческого общества вмешались власти в лице руководителя исполкома района Ленара Авзалова, потребовавшего провести внеочередное общее собрание и выбрать другого председателя взамен того, кто успешно руководил обществом в течение 12 лет. 

СНТ «Орбита-2»: опальный Полежаев вышел из тени и рассказал о своем уголовном деле

Заметим, СНТ считается одним из лучших в районе. Требование главы исполкома появилось потому, что едва ли не впервые в истории под уголовной статьей за причастность к земельным махинациям оказался эффективный и авторитетный председатель. Впервые на должность председателя в «Орбите-2» выбрали человека, который по закону не имел права на эту должность даже претендовать. И впервые в СНТ возник такой раскол, когда друг против друга оказались не только два председателя со своими сторонниками, но и власть против части садоводов. И даже власть против закона. Так сейчас можно заявить на том основании, что суд Тукаевского района признал незаконным не только общее собрание 27 апреля прошлого года, но и требование руководителя исполкома, во исполнение которого оно было проведено. Суд указал на то, что официальные власти не имеют права требовать от независимого СНТ избрать другого председателя и правление, потому что это вмешательство во внутренние дела садоводов. И даже если Верховный суд РТ решит иначе (в случае, если решение районного суда будет оспорено), то состоявшееся решение говорит о том, что властям нужно быть осторожнее со своими требованиями.  

Все эти события нами освещались, и позицию властей и садоводов, недовольных Полежаевым, можно было понять. Власти перестали доверять председателю, который попал под уголовную статью, а садоводам (по крайней мере, части из них) надоели высокие членские взносы «при Полежаеве». 

СНТ «Орбита-2»: опальный Полежаев вышел из тени и рассказал о своем уголовном деле

Но остро не хватало мнения самого Полежаева. Что происходит с ним самим? Что происходит в обществе? Какие ошибки Полежаева и его правления привели к расколу? Чтобы понять все это, нужно было знать, что думает обо всем этом сам главный герой этой истории. Но связаться с ним было невозможно. Сначала многолетний председатель «Орбиты-2» долго находился под домашним арестом. Потом просто не выходил на связь. И вдруг Николай Полежаев сам позвонил в редакцию KazanFirst и спросил: «А вы не хотите взять у меня интервью?».

Разумеется, мы согласились. Беседа с одним из председателей «Орбиты-2» прошла там, где предложил Полежаев: в зимнем офисе СНТ «Прибрежный». Получилось так, что разговор начался с выяснения отношений.     

— Позвольте вас спросить, а кто вы такой? Кто вы, собственно, такой сейчас?! 27 апреля сразу после собрания ко мне в фойе ДК «КАМАЗа» подошла пожилая женщина, ваш садовод. Орала на все фойе, что Полежаев ворюга, столько земли нахапал! Орала, что она об этом все знает, ей Галя рассказала. Галя, правда, умерла, но она все знала и ей об этом рассказала. Я бы посмеялся над этой женщиной, но ведь вы сейчас под судом именно за махинации с землей. Что с вами случилось? Почему вы оказались под уголовной статьей?

— Давайте сначала я вам объясню, почему злые языки говорят, что я «нахапал» земли в «Орбите-2». Сейчас в обществе нет ни одного свободного участка. А было время, когда заброшенных земель было много. Время было такое, когда с согласия исполкома района эти участки распределялись другим садоводам правлением общества. Так было во всех обществах. Мы разыскивали людей, которые свои участки забросили, брали с них письменный отказ от земли, а потом принимали в общество новых садоводов и передавали им пустующие участки. Брали с новых членов вступительный взнос, который шел в казну общества. Это были наши допдоходы. Ни копейки из этих денег я себе не взял, но раз были вступительные взносы, были и пересуды о том, что за землю платят «Полежаеву». А значит, Полежаев «нахапал» участков. 

— А уголовное дело откуда взялось? 

— В «Орбите-2» на границе с землями Национального парка «Нижняя Кама» есть три земельных участка. Они попали в полосу залесения, то есть они лесом, деревьями заросли и я даже не знал, что эти участки у нас есть. Но уже доказано, что это земли СНТ. Нашлись желающие их заполучить. Меня обвиняют в том, что справки садоводам на приватизацию этих участков я выдал «задним» числом. Якобы я выдал справки о том, что эти садоводы стали членами нашего общества до вступления нового Земельного кодекса в силу, то есть до 1 октября 2001 года. Это дает право садоводам получить землю от государства в собственность без выкупа. Но я таких справок не выдавал. Их никогда не было в деле, их нет в материалах суда. Мою вину обвинители пытаются доказать с помощью свидетельских показаний. Это все, что я могу сейчас сказать. Я уверен, что меня оправдают.

— А если нет?

— Дадут условный срок. На большее мое дело не тянет. Останусь на свободе, буду жить и работать.

СНТ «Орбита-2»: опальный Полежаев вышел из тени и рассказал о своем уголовном деле

— Хорошо, пусть так. Теперь, если не возражаете, перейдем к делам общества. 

— Давайте перейдем.

— Примерно в 2011 году задолго до раскола в «Орбите-2» возник раскол в соседнем с «Орбитой» СНОГ «Прибрежный». Там значительная часть садоводов выступила против слишком высоких, на их взгляд, членских взносов. То есть раскол возник из-за того, что одни хотели, чтобы общество развивалось и чтобы росла рыночная стоимость участков и дач, а другие стремились к тому, чтобы взносы были соразмерны их кошельку и позволяли заниматься садом-огородом. Развитие их не особо интересовало. Председателем тогда был ныне покойный Николай Смолин, сильный руководитель, незаурядная личность. Благодаря ему в «Прибрежном» победили сторонники самостоятельного развития общества. Их, объединившихся вокруг Смолина, оказалось большинство. Но я запомнил, что после своей победы Смолин заговорил о том, что при оплате членских взносов нужно внедрить скидки для малоимущих пенсионеров. Были у него такие планы. У вас не то же самое возникло? По-моему, из-за того, что у вас постоянно повышались взносы, в обществе появилось много тех садоводов, кому взносы уже не по силам. Отсюда и недовольство, и конфликт. Так?

— Не так. Или не совсем так. Думаю, что и в «Прибрежном» не совсем так. Вы не поверите, но на автобусе по бесплатным талонам в наше общество из всех садоводов ездит всего человек 30. Зато есть такие пенсионеры, к кому на дачу дети приезжают на «Ауди», стоимость которой доходит до 6,5 миллиона рублей. У таких пенсионеров на семью оформлено по 20-28 соток земли. Построены не дачи, а жилые дома. А по новому Федеральному закону о садоводстве все взносы рассчитываются с сотки. А домам нужно много электроэнергии, которая тоже стоит денег. Протестное движение против Полежаева инициировали именно такие садоводы, а не те, кто живет на пенсию. У меня складывается впечатление, что им важно сделать свою жизнь дешевле, а что будет с обществом, не так уж и важно. 

Я допустил другую грубейшую ошибку. В те годы, когда люди были согласны на любые взносы и требовали, чтобы я их повышал ради решения задач, нам нужно было поступить так, как совсем недавно поступили наши соседи, СНТ «Бриз». Там на общем собрании утвердили членский взнос по 3,5 тысячи рублей с сотки и за один год решили все свои основные проблемы. Обновили дороги, всю электропроводку и так далее. После такого рывка вперед взносы можно резко снизить, сделать даже ниже, чем они были до, и общество при этом будет нормально развиваться.

— То есть если вы вернетесь в кресло председателя, то предложите такой же рывок, как в «Бризе»?

— Ни в коем случае! В «Орбите-2» для этого момент упущен. Я знаю, как развивать наше общество, в частности, как обновить в нем электропроводку, при этом не повышая взносы. В СНТ сейчас нужна самостоятельная, гибкая и продуманная хозяйственная политика.

СНТ «Орбита-2»: опальный Полежаев вышел из тени и рассказал о своем уголовном деле

— Николай Владимирович, а сколько лет вы принимали все важные решения не на общем собрании всех членов общества, а на собрании уполномоченных? С 2014 года? А с 2019-го собрания уполномоченных отменены. Российские законодатели отменили их из-за того, что уполномоченные превращались в «карманных» для председателей. Председатели превращались в «царьков». Хотите сказать, что это не так?

— Не могу согласиться, что в моем случае это так. В первые годы моего председательства у нас проходили общие собрания, и они были кворумные, на них приходило большинство членов общества. А потом я заметил, что людей на собраниях становится все меньше. Стал расспрашивать садоводов. И знаете, что услышал? Они говорят: «Николай Владимирович, а зачем нам на собрания ходить? Вы там без нас все правильно решаете, правильно все делаете! Вы нам только скажите, что вы там решили и сколько нам платить». Вот когда я мог стать «царьком»! Но я решил, что кворум важнее, все важные решения должны быть легитимными по закону. И мы по улицам выбрали уполномоченных. Но уполномоченные работали не один раз в год на отчетно-выборном собрании. В течение года я созывал их по несколько раз на рабочие совещания. И правление так же созывал. Мы обсуждали планы, смету и прочие вопросы. Я настаивал на том, чтобы и планы, и смету общества они обсуждали с садоводами по улицам. Чтобы на отчетно-выборное собрание мы приходили во всеоружии. Сам я был всегда открыт и доступен для любого садовода. И ко мне подходили, и с вопросами обращались, и за помощью, и с претензиями. Были случаи, когда меня и за грудки хватали. Я со всеми старался объясниться, кому-то помочь, вникнуть в дело, что-то подсказать. Не был я «царьком», и собрание уполномоченных «карманным» не было!

— Но в итоге сложилась ситуация, когда есть де-юре и есть де-факто. Де-юре вы председатель СНТ «Орбита-2», потому что суд Тукаевского района отменил решения собрания 27 апреля, а Верховный суд это решение еще и не утвердил, и не отверг. А де-факто председатель Костылев. Николай Владимирович, а зачем вам сейчас возвращаться в кресло председателя «Орбиты-2»? У вас там много противников, есть садоводы, которые вас просто ненавидят. Былого единства нет, его не вернешь. По возрасту вы уже пенсионер. Или вас пугает перспектива жизни на одну пенсию?

— Открою вам секрет. После того как летом я освободился из-под домашнего ареста и стал доступен, мне стали поступать предложения из других садоводческих обществ. Даже из тех, что расположены в других районах Татарстана, например, из Зеленодольска. Профессиональный председатель СНТ в республике — дефицит, а я, как бы там ни было, доказал, что управлять обществом умею. Так что в любом случае я не пропаду и без работы не останусь. Но смотрите, как развивались события. Сначала меня за уши притянули к уголовному делу, обвинили в том, чего не было. Потом умудрились отправить под домашний арест, хотя по статье, по которой меня обвиняют, домашний арест не предусмотрен. После этого появляется требование исполкома провести внеочередное общее собрание «Орбиты-2» и выбрать там другого председателя и правление! Между прочим, если бы я не был под арестом, то и собрания не было бы, для него не было бы оснований. Вы были на этом собрании. Из вашей публикации я знаю, что Костылеву, по его же словам, кто-то дал 30 тысяч рублей на аренду зала, ему явно помогли организовать собрание. Его избирают. Как он ведет себя дальше? Бегом регистрирует себя председателем общества, бегом под защитой полиции взламывает замки (!) в обоих офисах, забирает печать и документы. Не проведя ревизию, не назначив приемо-передаточную комиссию! Что это, если не рейдерский захват?! Мне, как законно избранному председателю, можно такому подчиняться?

Больше всего в истории с рейдерским захватом меня неприятно удивили наши садоводы, те, кто пришел на собрание 27 апреля. Костылев признается, что никогда не был председателем СНТ, что у него нет никакого опыта, его просят изложить программу, он уходит от ответа. Ни опыта, ни знаний, ни программы действий! Но за него голосуют! То есть голосуют по принципу: «Кто угодно, лишь бы не Полежаев!». Если бы на этом собрании был кворум, я бы уже на следующий день после собрания забыл про «Орбиту-2». Но кворума там не было, там было агрессивное меньшинство, которое не задумывается о том, кто на самом деле будет руководить обществом и к чему это приведет. Это вторая причина, из-за которой я хочу вернуться в кресло председателя «Орбиты-2». Даже не в кресло, а на работу председателем.

Есть третья причина. Я принял это общество разваленным. Я вместе со своей командой поднял его с пола. Вот вы знаете о том, что на Сабантуе в 2018 году глава Тукаевского района Фаил Камаев вручил мне грамоту, в которой говорится, что СНТ «Орбита-2» признается лучшим в районе? А эта грамота и сейчас должна лежать в офисе правления. Если, конечно, «новая метла» ее не вымела. Никто так, как я, не знает состояние этого общества до мелочей, никто так, как я, не знает, что и как надо делать. Это я вам заявляю со всей ответственностью. 

СНТ «Орбита-2»: опальный Полежаев вышел из тени и рассказал о своем уголовном деле

— Хорошо, ваша позиция понятна. Теперь, пожалуй, самый интересный вопрос. Вы сами предложили взять у вас интервью. Такое с различного рода руководителями случается крайне редко. Что вы хотите сказать обществу?                  

— Затевается очередное общее собрание «Орбиты-2». Оно намечено на 12 января в концертном зале имени Сары Садыковой в здании администрации города. Кто-то оплатил аренду зала. Я хочу сказать садоводам, что это собрание бесполезно. 

— Стоп! Уже по аренде зала видно, что намерения у организаторов собрания очень серьезные. Сейчас тот момент, когда собрание может стать примирительным. Вы не думаете вместе с вашими сторонниками принять в нем участие? 

— Сам я пойду на это собрание. Имею право. Наверняка у садоводов ко мне есть вопросы. Спросят — отвечу. Дадут возможность выступить — выступлю. Заодно хочу понаблюдать, как пройдет это собрание. Я убежден, что оно будет незаконным, потому что закон уже нарушен. Если бы инициаторы этого собрания согласовали его проведение с нашим правлением, то собрание могло стать примирительным. Но с нами никто ничего не согласовал. И это уже нарушение закона. Повестка дня составлена так, что обсуждение важных вопросов не предусмотрено. Нормально изложить нашу позицию, нормально поучаствовать в принятии решений наши противники нам не дадут. Поэтому я всем своим сторонникам говорю, что на это собрание им идти не нужно. А всем, кто туда пойдет, советую задуматься о том, кому они хотят доверить управление обществом. Ведь очень важный и очень интересный вопрос: кто стоит за Костылевым? Кто дал ему деньги на аренду зала, кто приглашал его на совещания в исполком, чтобы познакомить с нужными людьми? Кто будет стоять за тем председателем и правлением, которое хотят избрать 12 января? Это очень важно. 

СНТ «Орбита-2»: опальный Полежаев вышел из тени и рассказал о своем уголовном деле

Теперь все ясно. Сторонники Костылева агитируют за собрание, Полежаев со своими сторонниками — против. Полежаев считает, что он не имеет права уступать и отступать, и продолжает бороться за право управлять обществом и далее. Его никто не убедил в том, что его стратегия и тактика развития «Орбиты-2» не верны и не нужны большинству садоводов. Поэтому он и считает, что очередное общее собрание — бесполезная трата времени и сил. Но это его мнение. Идти или не идти на собрание — решать сейчас нужно каждому члену «Орбиты-2». И ориентироваться надо не только на мнение Костылева или мнение Полежаева, а на свое собственное видение будущего общества.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *