Госкомитет по тарифам попросит их либо уйти с рынка, либо поменять собственника.
Госкомитет по тарифам Татарстана подвёл итоги 2019 года и наметил планы на наступивший 2020-й. Председатель ведомства Александр Груничев рассказал о новых тарифах на коммунальные услуги, Минстрой РТ заявил, что без учета «Татэнерго», «Сетевой компании», «ТГК-16» и «Нижнекамской ТЭЦ» средняя зарплата в естественных монополиях Татарстана — 28 500 рублей, а заместитель главы ФАС России Александр Доценко агитировал всех за цифровизацию электроэнергетики, которая должна положительно сказаться на тарифном регулировании.
Самые волнующие население цифры касаются новых тарифов за коммунальные услуги.
С 1 января в Татарстане на 1% понизился тариф на питьевую воду — он составил 25,41 рубля за кубический метр, однако с 1 июля плата увеличится до 26,14 рубля за кубометр — на 2,9%.
Стоимость кубометра горячей воды с 1 января снизилась до 147,03 рубля — на 0,3%. С 1 июля плата увеличится на 2,9%, до 151,30 рубля за кубометр.
С 1 июля тариф на электроэнергию составит 3,93 рубля за кВтч (с НДС) — он увеличится на 4% (с 1 января тариф установлен в размере 3,78 рубля за кВт/ч).
За газоснабжение татарстанцы с 1 января платят на 1,4% больше — 5,72 рубля за кубометр (с НДС). Розничные цены на газ после принятия ФАС России тарифных решений Госкомитет по тарифам установит с 1 июля.
В Татарстане средний тариф за отопление в режиме некомбинированной выработки с 1 января остался на уровне второй половины 2019 года — 1 883 рубля за Гкал (с НДС — 20%). Тариф повысят с 1 июля до 1 929,12 рубля за Гкал (с НДС — 20%) — на 2,4%.
— Величина тарифа важна для каждого: как социальная составляющая — для граждан, как экономическая — для организаций, в связи с чем основная цель нашей деятельности — это защита интересов населения и достижение баланса интересов потребителей и поставщиков ресурсов, — отметил Груничев.
Один из основных трендов, который объявил председатель для Госкомитета в 2020 году, — плотная работа над тем, чтобы регулируемые компании обзавелись своими инвестпрограммами.
Это необходимо делать хотя бы потому, что у компаний есть колоссальные потери энергии, воды и других ресурсов при выработке и транспортировке до конечных потребителей. Что сказывается на себестоимости их деятельности, а это, в свою очередь, — на конечной стоимости тарифа.
Например, Татарстан ежегодно теряет 9% питьевой воды в сетях. Меньше всего потери в республике у «Челныводоканала» в размере 6,7%. Здесь нужно вспомнить, каким жестким последние годы было противостояние Госкомитета с «Челныводоканалом» и ставшим на защиту предприятия министерством строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. Дело дошло до судебных разбирательств. Наряду с тем, что Минстрой республики поддержал деятельность водоканала из бюджета, а Госкомитет по решению суда был вынужден еще и повысить тариф для «Челныводоканала». В свою очередь Госкомитет не учел в их тарифе некоторые виды деятельности и исключил «Челныводоканал» из категории смежной сетевой организации в передаче электроэнергии. Именно такая работа лежит в достижении данного технического результата по потерям.
— Прошу регулируемые организации обратить внимание на этот эталон. В течение трех-четырех лет мы будем стремиться привести вас к этому пороговому значению, — заявил Груничев.
По его словам, абсолютными аутсайдерами по этому показателю являются водоканалы в Заинске (22,4%) и Лениногорске (20,3%).
KazanFirst уточнил, каким образом Груничев собирается требовать с регулируемых организаций инвестпрограммы. По факту на сегодня их нет у большинства предприятий. Возможно, что некоторые ещё ими не озаботились. Но в Татарстане есть ряд предприятий, которые из-за тарифного регулирования просто не могут позволить себе такие программы.
Кроме того, руководитель не уточнил, как оценивают его идею Минстрой республики и министерство промышленности и торговли Татарстана, так как утверждение инвестпрограмм в вододобыче, водоснабжении, водоотведении, электроэнергетике осуществляют именно эти ведомства.
— У нас будут самые жесткие требования. Есть поручение президента Татарстана — выявить себестоимость, инвестиционную составляющую, чтобы определять конечный тариф для предприятия, исследовать полностью соблюдение инвестпрограммы, потому что надо модернизировать сети и добиваться качественного предоставления услуги, — сказал Груничев.
Руководитель также рассказал, какие санкции готов Госкомитет применить, если у компании не будет инвестпрограммы на момент утверждения тарифа. Опять же без уточнения, согласны ли с этим Минстрой и Минпромторг.
— На первый раз обойдемся предупреждением. Во-второй раз — штрафами. В третий будем ставить вопрос о соответствии тех параметров компании, если собственник неэффективно работает. Может быть, имеет смысл либо уходить с рынка, либо поменять собственника, — заявил глава ведомства.
Он также высказался о работе смежных сетевых организаций. В отношении них, кстати, Госкомитет по тарифам внес законопроект в Госсовет Татарстана. Инициатива направлена на снижение их негативного влияния на конечный тариф для потребителей, так как их посредничество ложится бременем на карманы потребителей.
— Будут работать в соответствии с законодательством. Если они будут эффективно работать, как собственники, мы это будем приветствовать. Если же они будут работать через аренду или субаренду, то мы считаем, что это не совсем правильно. В таком случае нами инициируется обращение в УФАС и антимонопольная служба нас в этом вопросе поддержит, — заявил Груничев.
На коллегии также выступила директор ООО «Гринта» Светлана Ярлыченко. Предприятие является региональным оператором по обращению с ТКО в восточной зоне Татарстана. Она удивила присутствующих информацией, что для заключения договоров с населением и юридическими лицами им пришлось вносить корректировки в кадастровую карту республики с местоположением всех объектов и привязки юридических лиц. Работа была проделана совместно с региональным Управлением Росреестра.
Заместитель главы ФАС России Алексей Доценко в своем выступлении высоко оценил работу Госкомитета по тарифам Татарстана. Он представил участникам коллегии взгляд антимонопольного ведомства на совершенствование тарифного регулирования, сопряженного с цифровизацией электроэнергетической отрасли.
— Электроэнергетика, как одна из наиболее технологичных отраслей, практически первой пошла по пути цифровизации. Переход на цифровые подстанции, создание функциональных «цифровых двойников предприятий» — это уже наше настоящее. Поэтому первоочередная задача заключается в совершенствовании антимонопольной и тарифной политики, принимая во внимание реалии цифрового мира, — подчеркнул Доценко.
Он представил публике комплекс мер по автоматизации контроля принятия тарифных решений в электроэнергетике — проект «федеральный тарифный светофор». Это своеобразная интерактивная карта цен и тарифов по всей России, автоматизация формирования сводного прогнозного баланса в цифровом виде, а также введение метода эталонных затрат в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
— Цифровые решения, которые сегодня внедряются нами в тарифном и антимонопольном регулировании, позволят обеспечить полноту охвата данных, прозрачность и качество принимаемых решений в сфере тарификации, а также повысят оперативность реагирования со стороны антимонопольных органов в случае выявления нарушений. В конечном итоге от принимаемых нами мер выиграют, в первую очередь, потребители, так как использование цифровых подходов поможет не только повысить качество оказываемых услуг, но и сдерживать рост цен, — добавил замглавы ФАС России.
Груничев рассказал журналистам, что Татарстан уже рассматривает возможность пилотного участия в этом «тарифном светофоре».
Comment section