«Маршрутки обычно появляются в городах, где слабая и некомпетентная власть»

После провальной реформы стоимостью больше 1 млрд рублей транспортная система Челнов оказалась разрушена.
После провальной реформы стоимостью больше 1 млрд рублей транспортная система
Челнов оказалась разрушена.

Жителей Челнов, многие из которых недовольны тем, что город лишился крупногабаритных автобусов, попытались «привести в чувство» пресс-конференцией и.о. руководителя исполкома Ильи Зуева. Чиновник решил «довести информацию» о том, как будет обеспечена «транспортная доступность в ближайшее время».


Наша справка

Транспортная реформа автограда была инициирована в 2014 году с подачи нынешнего мэра Челнов Наиля Магдеева, который тогда занимал пост руководителя исполкома. Город закупил у КАМАЗа 190 газомоторных НЕФАЗов большой вместимости. Сумма сделки, по разным оценкам, составила от 1,1 до 1,4 млрд рублей. Для реализации проекта было создано отдельное муниципальное предприятие «Электротранспорт», разработана новая маршрутная сеть.

Муниципальный перевозчик по итогам конкурса получил шесть маршрутов, еще 11 обеспечивала автобусами малой вместимости компания депутата горсовета Челнов Николая Тятюшкина «Пассажирские перевозки». В 2017 году стало известно, что «Электротранспорт» задолжал 365 млн рублей по лизинговым платежам. Выплаты субсидировали из бюджета. Но к концу 2019 года долг достиг 700 млн рублей, после чего КАМАЗ через суд добился возврата автобусов своей лизинговой компании.


Как объяснил Зуев, в связи с тем, что автобусы большой вместимости будут возвращены, на их маршруты выпустят «газельки».

«Маршрутки обычно появляются в городах, где слабая и некомпетентная власть»

— Нами произведены расчеты, сколько необходимо выпустить их на линии. Начиная с субботы это произойдет. Мы опубликуем информацию на сайте города, какие это будут схемы движения, какое количество автобусов выйдет на линию. Никаких проблем с транспортной доступностью не возникнет. Есть необходимое количество автобусов, водителей, они подготовлены. Начиная с завтрашнего дня мы этот процесс запустим, — сообщил чиновник.

В администрации также рассматривают несколько вариантов обеспечения города автобусами большой вместимости, добавил чиновник.

— Варианты есть, планы эти есть. Отказываться от идеи больших автобусов в нашем городе никто не собирается. Из-за этого переживать не нужно. Нам понадобится некоторое время. Да, пока ситуация разрешается, придется пользоваться автобусами малой вместимости. Заранее приносим извинения за неудобства, которые будут в связи с этим возникать. Постараемся в максимально короткие сроки исправить ситуацию, — обратился к горожанам и.о. руководителя исполкома.

«Маршрутки обычно появляются в городах, где слабая и некомпетентная власть»

Конкурс на шесть городских маршрутов, в связи с ликвидацией «Электротранспорта», администрации придется повторить. По законодательству на подобную процедуру отводится до трех месяцев. Однако согласно техзаданию обслуживаться эти маршруты должны большими транспортными средствами. Как заявил Тятюшкин, им уже подана заявка на участие в федеральной программе по субсидированию закупок больших газомоторных автобусов. Компенсация из бюджета по ней составляет 60% от стоимости. Предприниматель подготовил документы на 150 машин, в планах увеличение таксопарка на 30 транспортных средств ежегодно. Не исключено, что приобретены перевозчиком будут те же самые возвращенные автогиганту НЕФАЗы.

Теми же «маршрутками» успокаивал горожан и мэр Челнов Наиль Магдеев на встрече с жителями 65-го микрорайона.

— Будут пока ходить автобусы малой вместимости. У нас есть проблема, которую мы, к сожалению, не смогли решить с нашим родным КАМАЗом. Речь идет об автобусах большой вместимости. Эта проблема не нашла положительного решения. Долго об этом говорить, уже достаточно подробно говорили. Ситуация такая, какая есть. Мы возвращаемся к схеме 2014 года, когда перевозили жителей города на автобусах малой вместимости. С субботы будет работать компания «Пассажирские перевозки». Автобусное сообщение в городе останется. Параллельно с этим мы обсуждали с Тятюшкиным вопрос приобретения большей вместимости. Будет это НЕФАЗ, другая компания — вопрос пока в повестке дня стоит. Особенно для маршрутов, где требуются большие автобусы.

— Для полумиллионного города отсутствие общественного транспорта — это просто беспредел. Полумиллионный город, молодой и развивающийся, как вы говорите, — выкрикнул кто-то из участников встречи из зала.

— Мы тоже это понимаем. Переживаем не меньше вас. Но то, что мы хотели довести до логического завершения, пока не получилось. В нашей работе бывают ошибки. Но эти ошибки мы стараемся исправить. Думаю, обязательно исправим, — ответил градоначальник.

Какой цели пыталась достичь в результате реформы команда Магдеева, однако, не совсем понятно. Изначально большие автобусы были запущены по маршрутам, которые буквально дублировали маршрутки. По словам блогера сооснователя фонда «Городские проекты» Ильи Варламова, жестко прошедшегося по властям Челнов после инцидента с НЕФАЗами, автобусы малой вместимости — «паразиты на теле города», которые буквально убивают городской транспорт.

— С финансовой точки зрения они сильнее общественного транспорта. Маршрутки генерируют большое количество нала, который сложно контролировать. Часто владельцы этого бизнеса уходят от налогов или регистрируются как ИП, платя минимальный налог. Они не требуют дорогой инфраструктуры, как, например, трамваи или троллейбусы. Часто маршрутки на ночь даже паркуют просто во дворах, где живет водитель, а утром они сразу выходят в рейс. Всё это позволяет людям, которые занимаются этим бизнесом, влиять на городские власти, — пишет Варламов в своем блоге.

«Маршрутки обычно появляются в городах, где слабая и некомпетентная власть»

Маршрутки начинают конкурировать с трамваями и автобусами, что и случилось в Челнах. Но находятся они в более выгодном положении — нет соцобязательств перед пассажирами (горожане часто жалуются на хамское отношение водителей). Не надо ходить до поздней ночи, когда пассажиров нет (опять же — вал жалоб на сложности с транспортом в автограде после 21:00). Не надо возить льготников (бабушек едва ли не выталкивают из газелек — множество тому подтверждений так же можно найти в городских пабликах).

— Система общественного транспорта разваливается, транспортные предприятия, обслуживающие город, становятся глубоко убыточными, нет денег на обновление подвижного состава и ремонт инфраструктуры. С каждым годом общественный транспорт становится всё более ужасным. Он начинает редко ходить и постоянно ломаться. Пассажиры ещё охотнее прыгают в микроавтобусы. В какой-то момент город может прийти к тому, что единственным транспортом станут маршрутки, — рассуждает блогер, будто описывая транспортную «реформу» Челнов.

Как рассказал KazanFirst один из сотрудников «Электротранспорта», к концу 2019 года (спустя пять лет после покупки НЕФАЗов) на ходу было всего лишь 40 машин из 190. При этом даже эти транспортные средства приходилось чинить самим водителям. На суде с лизинговой компанией КАМАЗа юрист МУПа Лилия Забирова, правда, упоминала о 60 рабочих транспортных средствах. Винили в поломках производителя — дескать, качество низкое, а ремонт дорогой. Однако жалоб на неисполнение гарантийных обязательств от предприятия не поступало. Из чего можно сделать выводы о том, что либо качество самих транспортных средств перед покупкой оценить не удосужились, либо эксплуатировали не совсем надлежащим образом.

«Маршрутки обычно появляются в городах, где слабая и некомпетентная власть»

К слову, разошлись стороны в ходе разбирательства и в финансовых вопросах. По словам Забировой, помимо платежей самого МУПа, за счет субсидий из федерального бюджета было выплачено 546 млн рублей. Еще 435 млн рублей якобы поступило из городской казны. Представитель лизинговой компании Валерий Симдяшкин однако заявлял, что в документах платежи от некой третьей стороны отсутствуют, да и договором они не предусмотрены. А техника была передана в 2014 году после авансового платежа в 267 млн рублей. Что не может не вызывать вопросов о местонахождении почти 1 млрд рублей.


Наша справка

Еще одним фактором, который мог сказаться на провале реформы, стали цены на газомоторное топливо. Проведенное Татарстанским УФАС расследование показало, что с начала 2015 года рост розничных цен на газовое топливо в регионе составил 54,3%. При этом во многих регионах страны цены оставались неизменными, а где-то и вовсе снижались. Причиной, по данным антимонопольной службы, стало то, что в республике у «Газпром газомоторное топливо» нет конкурентов. В январе 2020 года ведомство выдало предписание о необходимости установить экономически обоснованную стоимость реализуемого топлива.


Обрисовал Варламов и ближайшее будущее автограда. По его словам, главная проблема маршруток — вместимость. Если большой транспорт вмещает 100-120 человек, то микроавтобус — лишь около 15. В результате на дороге вместо одной машины собирается 5-6 «газелек», возникают пробки, особенно рядом с остановочными павильонами. Взамен таких «удобств» город получает финансовые, экологические проблемы, а зачастую вред наносится и здоровью горожан.

— Маршрутки обычно появляются в городах, где слабая и некомпетентная власть. Ради сиюминутной выгоды её представители готовы уничтожить городскую инфраструктуру. Мэрия должна развивать общественный транспорт, обновлять подвижной состав, делать удобные маршруты, чтобы человек, садясь в автобус, трамвай или троллейбус, не испытывал боль и унижение, — резюмирует Варламов.

Аналогичное мнение высказал и глава ГИБДД Челнов Радий Кадиков

«Маршрутки обычно появляются в городах, где слабая и некомпетентная власть»

По его словам, в 2019 году в городе произошло 19 ДТП по вине водителей автобусов, 22 человека в них получили травмы. Речь, правда, шла не только о микроавтобусах, но и о вахтах.

— Во многих странах общественный транспорт рассматривают как важное средство безопасного повышения мобильности населения с помощью инвестиций в развитие сетей общественного транспорта. Продвигая направление, решается задача пропускной способности дорог, экологической безопасности и проблем парковки. Положение дел в данной среде у нас выглядит по-другому. Развитие общественного транспорта подразумевает увеличение передвижного парка, выбора наиболее выгодных маршрутов, что в конечном итоге рождает нездоровую конкуренцию. Считается, что главное преимущество автобусов малой вместимости — их маневренность при заторах. Но мало кто задумывается, что они эти заторы и создают. Стандартная маршрутка перевозит 17-21 пассажира, большой автобус — более 100. Условно он сокращает поток в среднем на пять машин. Автобусы большой вместимости для нашего города сегодня нужны как воздух, — отметил он.

«Маршрутки обычно появляются в городах, где слабая и некомпетентная власть»

ООО «Пассажирские перевозки» зарегистрировано в Челнах в июле 2015 года. Основной вид деятельности компании связан с внутригородскими и пригородными перевозками пассажиров на сухопутном транспорте. Уставный капитал — 10 тысяч рублей, генеральный директор — Николай Тятюшкин. Он же владеет 35% долей в УК компании. Еще 33% у Ильдара Фахразиева, по 17% — у  Александра Кутлунина и  Лианы Шарифуллиной. По итогам 2018 года предприятие отчиталось о нулевой выручке, чистая прибыль за аналогичный период так же составила ноль рублей. По данным ФНС, за 2018 год доходы и расходы компании составили около 45,3 млн рублей (используется упрощенная система налогообложения).

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *