«Художник года» в Челнах: теневая сторона культурного события

Журналист KazanFirst Сергей Исичко пытается разобраться
Журналист KazanFirst Сергей Исичко пытается разобраться, почему именитые мастера
живописи отказались участвовать в традиционном городском конкурсе.

В Набережных Челнах в модернизированной в прошлом году государственной Картинной галерее прошел ежегодный традиционный конкурс «Художник года». В масштабах автограда это большое культурное событие. И конкурс, как считают его организаторы, прошел хорошо. Было много посетителей. 120 мастеров выставили на конкурс 180 работ. Маститые представители изобразительного искусства отметили высокий уровень творчества, наличие разных стилей и техник исполнения в представленных работах. С этой точки зрения конкурс действительно удался. Организаторы и эксперты, правда, умолчали об одном очень важном обстоятельстве. Когда модернизированная Картинная галерея Челнов готовилась к открытию в прошлом году, то были надежды, что дадут новую жизнь изобразительному искусству в моногороде. А по факту получается иначе. 

«Художник года» в Челнах: теневая сторона культурного события

Такие живописцы, как Факиль Гайфутдинов, Владимир Акимов, Анатолий Пашин, конкурс сознательно проигнорировали. А это мастера, признанные в России, их знают и в мире. Это заслуженные деятели искусств, поистине народные художники Татарстана. Многие другие коллеги этих живописцев, близкие им по заслугам и уровню творчества, конкурс тоже сознательно проигнорировали. 

— Я художник, я хочу, чтобы оценивали мое творчество, а меня вынуждают на конкурс писать картину по какой-то определенной, заданной мне тематике, — объясняет свое решение Владимир Акимов.

— На этом конкурсе первое место за живопись дали мастеру прикладного искусства, — говорит Анатолий Пашин, давая понять, что членам жюри конкурса пришлось выбирать из тех, из кого пришлось выбирать. 

«Художник года» в Челнах: теневая сторона культурного события

Кстати, во время самого конкурса прозвучала информация о том, что номинацию «Набережные Челны и КАМАЗ: история и современность» пришлось исключить — по этой теме не поступило ни одной работы. Большие художники просто не могут примерять на себя короткие штанишки городского конкурса. 

Кроме того, «Художник года» не заинтересовал больших мастеров материально. Изобразительное искусство — дело очень дорогостоящее, на одни кисти может уйти зарплата «камазовского» рабочего. Поэтому художники идут на конкурсы, рассчитывая на их закупочные фонды. Занял призовое место — твою картину приобрели в фонд той же Картинной галереи. Но, по словам ее директора Ильсии Загидуллиной, на организацию конкурса город выделил всего 140 тысяч рублей, из них 130 тысяч — на закупку работ у авторов. Простите, но одна картинка Акимова знатоками искусства оценивается намного дороже. Получается, возможности Картинной галереи и бюджета Набережных Челнов не «тянут» на больших художников. Это факт. В Картинной галерее этот факт признают. Поэтому достоинства конкурса Загидуллина оценивает с другой точки зрения.

«Художник года» в Челнах: теневая сторона культурного события

— В конкурсе в этот раз приняли участие очень много молодых талантливых и перспективных мастеров. Их возраст — 30-35 лет, а их работы высоко оценили заслуженные деятели искусств. Мы городская Картинная галерея, мы хотим, чтобы на конкурс выставлялось побольше картин о городе, об окружающей природе, — говорит собеседница.

С этой точки зрения конкурс действительно удался. Но получается, что Картинная галерея автограда становится «локомотивом» в будущее для молодых начинающих и растущих мастеров. «Корифеям», достигшим заметных высот, нужен какой-то свой конкурс. Как в спорте нужна премьер-лига, куда будут стремиться попасть молодые и растущие. Смогут ли сами художники, специалисты Картинной галереи и мэрия города такую премьер-лигу организовать? Вопрос открытый. Но факт и то, что Картинная галерея сейчас стремится стать штабом, где обсуждаются перспективы и возможности развития изобразительного искусства в Набережных Челнах.

— Я разговаривала с Факилем Фоатовичем (Гайфутдинов, председатель Союза художников Набережных Челнов. — Ред.), с Пашиным (народный художник Татарстана), мы предлагаем Союзу художников проводить вместе с нами круглые столы и обсуждать на них наши возможности, возможности города и самих художников. Искать точки соприкосновения, вырабатывать какие-то совместные действия. Они пока думают, не говорят ни да ни нет, — рассказывает директор Картинной галереи.  

«Художник года» в Челнах: теневая сторона культурного события

Кроме того, специалисты Управления культуры города настоятельно рекомендуют художникам обратить внимание на то, что сейчас по республике массово преображаются парки и скверы, идет массовое обсуждение проектов их благоустройства.

— Мы предлагаем нашим художникам устраивать там презентации, делиться своими идеями по оформлению общественных пространств, — говорит Загидуллина. 

В «запасниках» штаба изобразительного искусства есть еще одна мощная идея, которая ждет своей реализации. Это культурно-деловой клуб города. В нем планируется собирать мастеров творчества, ценителей искусства и представителей деловых кругов. Делается попытка с пользой для всех объединить светскую «тусовку» с презентацией того или иного искусства. 

«Художник года» в Челнах: теневая сторона культурного события

Если получится, то возникнет такая непринужденная среда общения, в которой деловые люди смогут поговорить с мастерами о живописи, а заодно и о сделках. Загидуллина над этим проектом работает осторожно, но упорно. Скоро будет готово положение о клубе. Потом наступит этап многосторонних и, видимо, долгих, неспешных переговоров. Но клуб появится.         

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *