«Проект Фаила Камаева дома от подтоплений не спасет, а природу погубить может»

Противники руслорегулирования реки Шильны в Тукаевском районе раскрыли важные детали пресловутого проекта и возможные причины его появления.
Противники руслорегулирования реки Шильны в Тукаевском районе раскрыли важные
детали пресловутого проекта и возможные причины его появления.

Последствия очистки и руслорегулирования

Проект выполнен мелиораторами по заказу администрации Тукаевского района. Планируется на протяжении четырех километров вдоль русла реки и на расстоянии 30 метров от берегов вырубить 17 тысяч 700 деревьев и 44 990 кустарников. Это сделает «берега» лысыми и фактически лишит реку естественной защиты, потому что в природе растительность защищает берега от коррозии. Об этом предупреждают экологи.

— Сейчас в выступлениях в СМИ глава Тукаевского района Фаил Камаев твердит о том, что по берегам будут вырубаться только американские клены диаметром не более 2-3 сантиметров. Вот цитата: «Там нет больших деревьев. Там один американский клен толщиной 2-3 сантиметра и кустарники». Это ложь. Почитайте проект, «Ведомость объемов работ», лист 3-4-й. Предусмотрены срезка и разделка кустарников на площади 11 гектаров в количестве 44 990 штук. Валка деревьев диаметром ствола 16 сантиметров — 11 509 штук, диаметром ствола 24 сантиметра — 4 415 штук, диаметром ствола 32 сантиметра — 1 346 штук, диаметром ствола 40 сантиметров — 431 штука. И распил 17 700 стволов, — привел конкретные данные лидер движения «Народная инициатива» Роман Ваганов

«Проект Фаила Камаева дома от подтоплений не спасет, а природу погубить может»

Затем по проекту на том же расстоянии — четыре километра — специалисты намерены расширить и углубить русло реки. Для этого, в том числе со дна Шильны, планируется вынуть 216 тысяч 800 кубометров грунта. Это тоже данные из проекта. Для перевозки такого количества грунта потребуется 21 624 «КАМАЗа». 

— Мы ради интереса подсчитали: если все эти «КАМАЗы» поставить в ряд по дороге с нормальной дистанцией для движения, то колонна растянется от Набережных Челнов до Казани, — нарисовал картинку Роман Ваганов. 

Весь добытый и вывезенный донный и береговой грунт будет складирован на четырех площадках, оборудованных здесь же, в пойме Шильны. Кандидат биологических наук, почвовед, доцент Казанского федерального университета Рафик Шарафутдинов рассказал об исследованиях, которые он провел вместе с коллегами по кафедре. 

— Мы исследовали донные отложения на участке проекта руслорегулирования. Разработчики проекта провели исследования только в одной точке, причем только в начале участка руслорегулирования. Мы же затронули начало, конец и середину участка. Для оценки степени загрязнения отложений был взят приказ Минэкологии РТ №316 от 8 марта 2019 года об утверждении региональных нормативов содержания природных металлов в донных отложениях объектов республики, — пояснил Шарафутдинов. 

А вот что дали исследования ученых КФУ. Анализ донных отложений в 9 пробах показал превышение предельно допустимых концентраций меди в 2,7 раза, цинка — до 15 раз, марганца — до 13 раз. И это лишь часть таких данных.

«Проект Фаила Камаева дома от подтоплений не спасет, а природу погубить может»

— Устье будет сильным накопителем загрязнений. Работы по проекту могут быть угрозой загрязнения пойменных ландшафтов. Даже по показателям тяжелых металлов (не берем во внимание органические загрязнения) суммарный негативный эффект может быть многократно усилен. Ощутимый урон биоценозу в пойме, загрязнение поймы, — предупредил Шарафутдинов и уточнил, что результаты предварительные, нужны более основательные исследования. — Мы брали донные отложения с поверхности, а целесообразно взять грунт на большую толщину, в пределах полуметра. По проекту грунт изымается на глубину до 1-1,5 метров. Сейчас донные отложения в статическом состоянии, потому от них вреда нет. 

Донные отложения в Шильне — это скопления многолетних промышленных сбросов заводов КАМАЗа. Тронь их — они поднимутся и утекут в Нижнекамское водохранилище. Последствия будут катастрофическими. Например, на «диких» пляжах в районе 50-го и 49-го микрорайонов на протяжении нескольких лет купаться станет просто опасно. А официально разрешенного в Челнах вообще нет. Кроме того, весь добытый и вывезенный донный и береговой грунт будет складирован на четырех площадках, оборудованных здесь же, в пойме Шильны. Это сотни тысяч тонн отложений такого свойства, что постоянно будет происходить вторичное загрязнение реки и окружающей среды. 

Проектом предусмотрено скругление резких изгибов русла реки в четырех местах. Однако серьезные специалисты давно знают, что искусственное вмешательство в русла рек чревато. Как правило, реки возвращаются в прежнее русло, то есть все затраты по его изменению становятся бесполезны. В случае с Шильной может быть хуже. Известный и за пределами Челнов гидроморфолог (специалист по рельефам и водным системам) Ильдус Камалов провел расчеты и предупредил, что после спрямления русла Шильна распадется на мелкие ручейки и заболотится. Будет нарушена вся природная гидросистема (связь подземных/надземных вод) в окрестностях Шильнинского леса и непосредственно в нем самом, потом что частично Шильна течет по лесу со стороны деревни Малая Шильна. Лес тоже пострадает. Ученые и специалисты Казанского федерального университета, Госкомитета РТ по биоресурсам и Национального парка «Нижняя Кама» летом 2019-го года провели обследования и установили, что в пойме реки и в Шильнинском лесу обитает несколько видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу РТ. 

«Проект Фаила Камаева дома от подтоплений не спасет, а природу погубить может»

— В проекте говорится о том, что редких видов растений и животных в зоне проведения работ не обнаружено. Фактически там пять видов редких растений, восемь редких охраняемых видов птиц, по одному виду рептилий и земноводных, занесенных в Красную книгу РТ, — уточнил Ваганов. 

Работы по проекту приведут к тому, что в пойме реки места их обитания будут уничтожены. Места обитания в лесу могут пострадать. 

Цель проекта и реальные меры помощи людям

В итоге проект ставит под угрозу уникальный уголок природы, охватывающий Шильнинский лес, пойму реки Шильна и Лебяжьи озера в окрестностях Национального парка «Нижняя Кама». Возникает вопрос: зачем такой проект нужен и кому интересен? Глава Тукаевского района Фаил Камаев при случае всегда задает вопрос противникам проекта:

— Если бы вы жили в доме, который затапливает, что бы вы делали?

В пойме Шильны в поселке Зарековка и в деревне Большая Шильна есть не более десятка домов, которые были подтоплены в период весеннего половодья в 2018 году. Владельцы этих домов покупали земельные участки, не подумав о том, что селиться они собираются в пойме реки, где разливы и подъем грунтовых вод — естественное явление. С другой стороны, люди приобрели участки законно, понадеявшись на то, что за них обо всем подумали чиновники и организаторы торгов. Сейчас, столкнувшись с затоплениями, эти люди требуют от властей принять меры и защитить их от стихии. И чиновники не придумали ничего лучше, чем заказать работы по руслорегулированию и очистке Шильны, которые способны просто угробить природу. Но и это еще не все. KazanFirst спросил у Камалова  о том, выполнит ли проект руслорегулирования свою главную задачу, то есть будут ли люди в домах спасены от затоплений?

— Нет. Там может возникнуть такая гидроконфигурация, что для домов как бы не стало еще хуже, — твердо сказал Камалов. 

«Проект Фаила Камаева дома от подтоплений не спасет, а природу погубить может»

Известно, что в пойме Шильны уже размежеваны, пронумерованы на кадастровой карте и предназначены под строительство индивидуальных домов 160 участков. Мы спросили у Камалова о том, существуют ли способы, с помощью которых можно помочь домам в пойме.

— В пойме разумнее всего не строиться и не заселяться. Но если говорить о помощи, то те дома, которые уже построены, можно обнести контурной дамбой с контурной системой дренажа. А дома, которые их хозяева еще только собираются строить, надо поставить на сваи или на насыпные грунты, — подсказал проектировщик и гидроморфолог. 

Но сначала Шильну нужно банально почистить от хлама. Активист ОНФ эколог Артем Леонов рассказал о том, что летом и осенью 2019 года он и Роман Ваганов на лодке обследовали реку и выявили массу мест, где хлам, набросанный людьми (строительный мусор, обломки бетона, большие катушки из-под кабеля и прочее), создает заторы и реально мешает протоку воды.  

Кому проект интересен?

Камалов детально проанализировал проект и обнаружил более чем серьезные нарушения при его разработке. Специалист утверждает, что авторов проекта можно и нужно привлечь к ответственности по дюжине статей Уголовного кодекса, в том числе и по таким, как «экоцид» (уничтожение природы) и мошенничество. Лидер движения «Народная инициатива» Роман Ваганов обратил внимание на странности публичного обсуждения проекта. Речь идет о вмешательстве в природу, которой пользуются жители Тукаевского района, Набережных Челнов и не только. Однако слушания в марте прошлого года проводились в сельском клубе Большой Шильны и так, что о них заранее мало кто мог узнать. Поэтому из общественности в слушаниях принимали участие в большинстве своем только те, кто надеется, что реализация проекта спасет их дома от затоплений. Как мы уже знаем, зря они на это надеются — проект задуман не в их интересах.

Эксперты пытаются понять, кому интересен проект и кому нужна его реализация. Пришли к выводу, что одна из целей — показать людям, живущим в пойме, реальную заботу о них. Люди увидят, что реку очищают, спрямляют, углубляют, и какое-то время будут уверены в том, что это им поможет. А дальше чиновники смогут сказать, что принятые меры желаемого эффекта не принесли, но мы, мол, сделали все, что смогли. Еще одна цель банальная — это деньги. Это финансы из бюджета Минэкологии РТ. Спикеры обратили внимание на то, что в проекте нет сметы, что само по себе является нарушением. 

— Сметы нет, но вскользь упоминается в разделе ПОС (проект организации строительства. — Ред.), что частично оценена сметная стоимость работ — 66 миллионов рублей. А есть предположение, что стоимость может зашкалить и за 100 миллионов, — уточнил Камалов. 

«Проект Фаила Камаева дома от подтоплений не спасет, а природу погубить может»

— Непонятно, как посчитали количество предназначенных к вырубке деревьев и кустарников. Об этом ничего не сказано, нет расчетов. Это может говорить о том, что объемы работ в проекте искусственно завышены, — обратил внимание Ваганов. 

Камалов напомнил о том, что реализация подобных проектов — это загрузка многих предприятий работой, а в данном случае это еще и сырье (древесина) для переработки. Камалов предложил Ваганову обратить внимание правоохранительных органов не только на экологические последствия, но и на экономику проекта. Подключить к проверкам прокуратуру Набережных Челнов и Генеральную прокуратуру РФ. Напомнил Камалов и о том, что в результате руслорегулирования в пойме Шильны недалеко от города возникает новый участок земли площадью примерно 500 соток, который можно будет распродать под индивидуальные дома. Деньги пойдут в бюджет района. Гидроморфолог считает, что вот эти дополнительные 400-500 соток земли на отметке 74 метра (выше проектной отметки Нижнекамского водохранилища) — еще одна цель проекта для его заказчиков. На очень интересные обстоятельства обратил внимание активист Юрий Раздъяконов, который хорошо знает историю поселка Зарековка.

— Пройдет время, и эти жители обманутые будут приглашать эксперта, им будут давать заключение, что эта земля непригодна для строительства и проживания. Они будут получать компенсации. Как это было в Зарековке в 1970-е годы. Было постановление правительства СССР в 1970 году. Им (жителям Зарековки. — Ред.) предоставили земельные участки на хороших сухих местах, выплатили компенсацию и попросили съехать. Люди переселились, — рассказал Раздъяконов. 

При всех этих обстоятельствах удивляет реакция местных надзорных органов на обращения людей. Она возникает только после того, как активисты обратятся в вышестоящие инстанции за пределами Татарстана. Об этом как юрист сказал Ваганов. Например, только после обращения в Тверь (там расположена Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура) выяснилось, что все предусмотренные проектом четыре площадки для складирования грунта и донных отложений из реки Шильны расположены в водоохранной зоне, что недопустимо. Казанская природоохранная прокуратура без помощи Волжской на это внимания не обратила. 

«Проект Фаила Камаева дома от подтоплений не спасет, а природу погубить может»

— Одно это нарушение является основанием для того, чтобы проект был как минимум отправлен на доработку, — считает Ваганов. 

Впрочем, никто на доработку проект не отправляет, и никто его не отменяет. Вместо этого глава Тукаевского района Фаил Камаев пытается успокоить общественность и убедить людей в том, что никакого вреда природе проект не нанесет.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *