«Пока без учета государственных субсидий дешевле не получается»

Малому и среднему бизнесу на биржу выходить выгодно. Но дорого.
Малому и среднему бизнесу на биржу выходить выгодно. Но дорого.

По данным Нацбанка Татарстана в 2019 году отмечается рост интереса к инструментам фондового рынка и, в частности, к корпоративным облигациям. За это время на рынок корпоративных займов вышло 7 региональных компаний, эмиссия которых составила более 43 миллиардов рублей.

«Пока без учета государственных субсидий дешевле не получается»

— Облигационные займы всегда противопоставляют банковскому кредитованию. Но, как правило, в случае с облигационными займами доступен более крупный объем привлечения средств. Ну, и компания, которая использует этот инструмент как стратегический, нарабатывает историю и может снижать ставку. К тому же, это и беззалоговое финансирование, и возможность предложить облигации неограниченному кругу инвесторов, соответственно, устраняется зависимость от одного кредитора. Еще один неминуемы сопутствующий фактор – публичная кредитная история, которая будет способствовать удешевлению дальнейших заимствований, — считает руководитель приволжского представительства финансового ателье GrottBjorn Евгений Антипин

Несмотря на увеличение интереса со стороны бизнеса (а 2019 год стал в целом для рынка облигаций в России прорывным — 3170 заявок на выпуск), развитие рынка продолжает сдерживаться двумя факторами: низким уровнем информированности предпринимателей и относительно высокими затратами на дебютный выпуск. 

В Татарстане для решения первой проблемы, по словам представителя Нацбанка РТ Ильшата Якупова, была создана межведомственная рабочая группа по развитию регионального финансового рынка, куда вошли органы исполнительной власти, а также крупнейшие региональные и федеральные участники финансового рынка. 

«Пока без учета государственных субсидий дешевле не получается»

Также на базе Торгово-промышленной палаты РТ функционирует единый информационный центр, где организации, которые хотят на рынок корпоративных займов, могут получить всю интересующую информацию.

А вот со второй проблемой, связанной с высокими расходами на выпуск облигаций, сложнее. Конечно, сейчас существует ряд федеральных программ, направленных на субсидирование выплат. Особенно в этом контексте предпринимателям интересна программа для субъектов МСП по 532 постановлению – она предполагает субсидирование купона по облигациям и части затрат на размещение облигаций. Заявки по данной программе, рассчитанной до 2024 года принимаются два раза в год (первый раз до 1 июля, второй — до 1 октября). Вместе с тем к эмитентам предъявляется ряд требований: предприниматель должен обладать статусом налогового резидента РФ и у него должны отсутствовать просроченные задолженности.

Но есть проблема в стоимости выхода на рынок. По словам директора приволжского филиала Московской Биржи Руслана Фатихова, все расходы, связанные с размещением на бирже, расчетами с депозитарием, с заключением договоров с представителями компаний, приобретающих облигации, плюс накладные расходы составят порядка 600 000 рублей – это первичный уровень затрат и первый год обслуживания.

«Пока без учета государственных субсидий дешевле не получается»

— Я был приятно удивлен, что эмиссия чуть ли не автоматическая, очень легко готовить документы. Мы рассматриваем возможность оптимизации текущего кредитного портфеля, в том числе с помощью облигаций – возможно, здесь получится дешевле. Но пока без учета государственных субсидий дешевле не получается. Вот 11% минус 4% компенсации – то есть 7% годовых для нас хорошая ставка. Сами облигации как инструмент хороши, вопрос только в ставках – пока это единственное, что нас сдерживает, – говорит финансовый директор группы компаний «Акульчев» Дмитрий Кабишев.

Компания «Акульчев» занимается производством кондитерских изделий и относится к сегменту среднего бизнеса — выручка составляет 2,5 миллиарда в год.

«Пока без учета государственных субсидий дешевле не получается»

Согласно единому реестру, сейчас в России более 2,5 миллионов субъектов МСП. Из них к микробизнесу относятся 2,3 миллиона, к малому — около 200 тысяч, а к среднему — всего 16. Исходя из этой статистики, оценка Московской биржи потенциала рынка составляет 3,7 тысяч эмитентов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *