Первые жертвы маркировки

Татарстанский рынок покидает обувная сеть «Идеал». А самозанятые производители обуви и кожаных изделий собираются «уйти в тень».
Татарстанский рынок покидает обувная сеть «Идеал». А самозанятые производители
обуви и кожаных изделий собираются «уйти в тень».

Не успели российские предприниматели прийти в себя от новости об отмене единого налога на вмененный доход, как появилась еще одна напасть —  с марта 2020 года введена обязательная маркировка меха, кожаных изделий и обуви, а с июня — молочной продукции.

По замыслу властей, нанесение цифрового кода Data Matrix позволит отследить путь продукции от производителя до магазинов и снизить процент контрафакта. 

Первые жертвы маркировки

Уже появились и первые «пострадавшие». Стало известно о закрытии магазинов обуви республиканской сети «Идеал». Сейчас во всех точках идет ликвидация товара. Прекратить деятельность либо уйти в тень обещают и самозанятые. Рафаэль Хасанов шьет изделия из натуральной кожи. Последние полгода в новом статусе самозанятого были для него очень удачными — он не успевал шить изделия — таков был спрос. Однако сегодня самозанятые вообще не имеют права продавать маркированную продукцию. Впрочем, затраты на покупку оборудования для маркировки они тоже вряд ли потянут.

— Не могу сказать, что нововведение позитивно отразится на бизнесе. Все понимают, что это повлечет дополнительные расходы на оборудование, на обучение персонала. Есть риски штрафов за некорректную маркировку, возможны проблемы с импортными товарами, потому что все, что приходит на территорию России, должно быть промаркировано, — поясняет и. о. уполномоченного по правам предпринимателей при президенте РТ Венера Камалова.

Первые жертвы маркировки

Как утверждает профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох, уровень нарушений налогового и таможенного законодательства, а также нарушений, связанных с качеством производимой продукции, настолько высок, что правительство постоянно вынуждено вводить дополнительные меры контроля. И маркировка вводится исключительно потому, что необходимо избавиться от массового контрафакта. В первую очередь, по его словам, это ударит по тем, кто нарушал закон и у кого бизнес был основан на нарушениях.

Тем не менее маленькие предприниматели маркировку себе позволить, скорее всего, не смогут. 

— Они будут должны либо дальше урезать свои доходы (чего они делать не могут, потому что и так работают на грани своей эффективности), либо повышать стоимость продукции. Но у нас в стране с 2014 года фактически нулевой прирост доходов у населения, люди просто не смогут купить этот товар. Поэтому единственный выход для таких предпринимателей — это закрываться или переходить в нелегальное положение. Вроде бы только вывели из тени тех, кто зарабатывал нелегально, как тут же опять в эту тень вгоняют, — комментирует эксперт РАНХиГС Степан Земцов.

Первые жертвы маркировки

По словам эксперта, недавно проводилось исследование доходов россиян, согласно которому треть семей не могут позволить себе купить вторую пару обуви по сезону для каждого члена семьи. Если сейчас стоимость обуви повысится, то уже больше половины населения не сможет купить лишнюю пару ботинок.

— Были большие баталии относительно того, когда и в какой срок вводить эту систему. На данный момент ведется эксперимент, в котором участвуют около 30 молочных предприятий. Действительно, по итогам мы совместно с предпринимателями подготовили письмо с обращением доработать программу. Совместно с и. о. уполномоченного по правам предпринимателей подготовили проект обращения, этот вопрос действительно стоит остро. Но при этом я хотел бы обратить внимание предпринимателей, что распоряжение касается 10 групп основных товаров. Однако на самом деле до 2024 года все группы основных потребительских товаров должны будут войти в систему обязательной маркировки, — предупреждает министр промышленности и торговли Татарстана Альберт Каримов

Первые жертвы маркировки

Венера Камалова также отмечает, что для некоторых групп товаров маркировка в принципе не обоснована, нецелесообразна и крайне избыточна. В частности, речь о молочной продукции, оборот которой сейчас уже и так регулируется системой «Меркурий». Затраты на дооборудование производств маркираторами и на обслуживание систем для одного производителя могут исчисляться десятками миллионов рублей. Совокупные затраты для всей молочной отрасли России — 45 млрд рублей, это больше, чем чистая прибыль за год. Это совершенно неподъемно для малых фермерских хозяйств. Ни о каких затратах на внедрение маркировки для них речи не идет — они вынуждены будут прекращать деятельность.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *