Упаковочная империя Баширова: внимание «Роснано» и макроприбыль

Компания «Данафлекс», один из лидеров экономики республики Татарстан, позиционирует себя как ведущее предприятие российского рынка упаковочных материалов и центр инноваций. В то же время это достаточно закрытая структура, которой владеет один человек – Айрат Баширов. Разбираемся, как предприниматель сумел с нуля построить огромный бизнес.

Материнской компанией группы компаний «Данафлекс» является ЗАО «Данафлекс», зарегистрированное в 2001 году. С нее начался бизнес Айрата Баширова, который сейчас владеет крупным производством упаковочных материалов. ЗАО «Данафлекс» владеет 75,5% ООО «Данафлекс Алабуга» (остальные 24,5% принадлежат ООО «Данафлекс-Нано») и 100% ООО «Данафлекс-Нано».

KazanFirst

ЗАО «Данафлекс» практически полностью принадлежит Айрату Баширову, за исключением нескольких процентов акций, которыми владеют топ-менеджеры.

По данным системы «Контур-Фокус», в 2022 году общая выручка группы компаний составила 27 млрд рублей, что меньше предполагаемого, – в планах, которые озвучивал Айрат Баширов, по итогам 2022 года этот показатель должен был составить 34 млрд. Однако в любом случае на фоне западных экономических санкций структуры Баширова показали эффективный рост – в 2021-м выручка была зафиксирована на уровне 21,5 млрд рублей.

– «Данафлекс» – компания инновационная, постоянно и без устали разрабатывающая новые, все более совершенные и технологичные продукты. Она активно занимает ниши, которые появились в результате действий недружественных России государств и вызванных этим изменений в международных экономических отношениях. Организация заявляет себя ответственным работодателем, уважающим своих сотрудников и учитывающим их мнение. Это тоже очень важно, поскольку вовлекает в развитие предприятия множество людей, дает им возможность реализовать свой творческий потенциал в изобретениях, производстве и управлении. Поэтому в определенном смысле «Данафлекс» является флагманом, ориентиром для многих татарстанских предприятий, давая им пример высокой экономической эффективности и социальной ответственности, – говорит депутат Госсовета Татарстана Игорь Бикеев.

С чего все начиналось

В начале 1990-х юный Айрат Баширов покидает Казань и переезжает к двоюродному брату в Ригу. Прибалтика тогда казалась наиболее удачным местом для старта бизнеса, чем постперестроечная Россия. Именно игра на разности курсов обесценивающегося рубля и более крепкого лата позволила начинающему предпринимателю заработать первые деньги на перепродаже партий шоколада, которые он привозил в Ригу из России. Курсовая разница помогала зарабатывать и после возвращения в Казань, где Баширов открыл пункт обмена валюты.

Но настоящим бизнесменом Айрат Баширов себя почувствовал, когда после окончания Челябинского государственного университета по специальности «финансы и кредит» в 1998 году возглавил казанскую инвестиционную компанию «Диалог-инвест». Она успешно занималась скупкой и торговлей акциями различных казанских компаний на фондовой бирже РТС. А в 2001 году знакомый Баширова Азат Габидуллин предложил ему создать завод по производству упаковки.

ЗАО «Данафлекс» было создано в июле 2001 года, основным акционером стало ООО «Диалог-инвест», которое вложило в создание производства немногим более 1 млн долларов. Первая линия «Данафлекса» представляла из себя два станка: один печатный, второй раскройный, которые выпускали упаковочные материалы общего назначения с восьмицветной поверхностной печатью из биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки. Через год освоили производство вист-пленки Polyphane для конфет и карамели, ламинатов для сухих сыпучих пищевых продуктов и бытовой химии.

Но это были достаточно простые материалы, которые выпускали десятки компаний в России. Спустя два года после запуска Айрат Баширов уже был единоличным владельцем предприятия, общая сумма собственных вложений в производство превысила 5 млн долларов, однако компания оставалась убыточной.

И вот тут, наверное, впервые явно проявилась способность Баширова встраиваться в тренды. В 2004-м «Данафлекс» налаживает производство высокотехнологичного материала Danplex для упаковки типа Doy Pack, которая в то время начинает пользоваться большой популярностью в пищевой промышленности.

Doy Pack приносит прибыль, следом в 2005-м компания осваивает производство комбинированных пленок с твист-эффектом Danlite и барьерного материала Danplex III. 2006 год – в серию запущен двусторонне декорированный композиционный материал Danlite Patterned и термосвариваемые пленки для укупорки пластиковых контейнеров.

Сам по себе проект «Данафлекс» был важен для республики с точки зрения увеличения объема переработки производимых в Татарстане полимеров, ведь добавленная стоимость остается в регионе. А также в силу того, что набирающая силу пищевая и молочная промышленность были заинтересованы в твердых и предсказуемых контрактах с производителями упаковки, а нахождение в республике своего производителя гарантировало предсказуемые правила игры.

В итоге к середине 2000-х компания приходит состоявшимся и успешным предприятием. Согласно бухгалтерской отчетности 2010 года, выручка составила 2,242 млрд рублей, чистая прибыль – 46,87 млн. Но для того, чтобы совершить качественный прорыв на рынке, нужен нестандартный ход.

Макроприбыль от нанотехнологий

Середина 2000-х – время нанотехнологий. После того, как весной 2007 года президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию назвал нанотехнологии одним из главных приоритетов в развитии промышленности и науки, а спустя пять месяцев была создана Российская корпорация нанотехнологий, получившая доступ к сотням миллиардов рублей из федерального бюджета, приставка «нано» в наименовании продукции обрекала ее на заведомый успех, а за внимание компании «Роснано», возглавляемой Анатолием Чубайсом, боролись многие крупные российские бизнесмены. Айрату Баширову это удалось, и сотрудничество с «Роснано» стало его звездным часом.

– Мы тогда как раз пристально рассматривали рынок упаковки. Производств уровня «Данафлекса» в стране были единицы, а отработанной технологией металлизации и производства барьерных слоев на тот момент вообще никто не обладал, – рассказывал РБК управляющий директор УК «Роснано» Владимир Коновалов.

В ноябре 2011-го на площадях технополиса «Химград» в Казани выпустило первую продукцию ООО «Данафлекс-нано», где ЗАО «Данафлекс» принадлежал 51%, а «Роснано» было собственником пакета в 49%. Выбор площади не случаен – «Химград» возглавлял Альберт Каримов, он же был одним из руководителей технопарка «ИПТ Идея», совладельцем которого было «Роснано». Именно через «Идею» осуществлялось управление проектами в Татарстане по нанотехнологиям.

Стоимость проекта составляла 3,146 млрд рублей. Завод был оснащен оборудованием немецкой фирмы Windmöller & Hölscher и использовал нанокомпозиты американской фирмы Nanocor. Суть производства состояла в нанесении на полимерную основу металлизированного слоя толщиной 20-40 мкм.

Подобной продукции на тот момент в России никто не выпускал, заявлял Айрат Баширов. Она должна была заменить традиционную упаковочную фольгу с сохранением свойств упаковки, но с выигрышем в цене.

Проект оказался успешным. Через пять лет, согласно первоначальному соглашению, «Роснано» вышло из состава владельцев, продав свою долю «Данафлексу». И 2016 год компания Баширова закончила с выручкой в размере 9 млрд рублей и, что не менее важно, с вниманием и благосклонностью руководства Татарстана, которому создание инновационного производства на территории республики принесло определенные политические очки на федеральном уровне. Кроме того, развитие «Данафлекса» загружало производственные мощности «Казаньоргсинтеза» и «Нижнекамскнефтехима».

«Нано» или нет?

Но есть в этой истории и ряд моментов, которые остались вне новостных сводок. Согласно данным самой компании, одним из главных звеньев производства был металлизатор TOPMET Clear ECON 2450 (E). Он использовался для создания металлического слоя на пленке путем вакуумного напыления. Но подобная технология известна была задолго до создания «Роснано», так что ничего революционного в ее внедрении не было. Более того, при поддержке того же «Роснано» в городе Арамиль Свердловской области на базе компании «Уралпластик» было запущено производство пленок, которые покрывали нанокомпозитом, произведенным там же. В отличие от «Данафлекса», который, напомним, использовал импортные компоненты.

Сомнительным выгладит и тезис, что у производства в Казани не было конкурентов в России. Еще в 2009 году ООО «Биаксплен» наладило производство металлизированной пленки толщиной 20 и 30 мкм «с высоким барьером проницаемости для кислорода и ароматических соединений». В 2010 году компания уже выпускала 1,5 тысячи такой пленки в месяц. После ее поглотил химический гигант СИБУР, и сейчас эта пленка успешно выпускается под тем же названием.

Вот что значит вовремя уловить тренд и под флагом «Роснано» формально оказаться первопроходцем: в 2017 году «Данафлекс-нано» попадает в топ-50 самых быстрорастущих компаний России по версии РБК, где занимает 24-ю строчку. Выручка компании выросла с 2,231 млрд рублей в 2013 году до 6,602 млрд в 2016-м.

Западные санкции и импортозамещение

После успеха с внедрением нанотехнологий группа компаний Баширова продолжает бурное развитие. В 2018 году запускается третий завод, расположенный на территории особой экономической зоны «Алабуга». Инвестиции в его создание превысили 3 млрд рублей, из них 500 млн – деньги Фонда развития промышленности, еще 1,5 млрд – кредитные линии Банка ВТБ и ЮниКредит Банка. Предполагалось, что к 2022 году треть продукции будет отправляться на экспорт. А за счет остальной части совокупная доля ГК «Данафлекс» на российском рынке вырастет с 15 до 25%. Все оборудование завода было импортным.

Весной 2019 года заработал завод «Данафлекс» в Чехии. Для его строительства был куплен земельный участок в городе Простиев, примерно в двух часах езды от Праги. Это производство, в которое было вложено около 40 млн евро, было ориентировано исключительно на европейский рынок и выпуск 15 тонн гибкой пленки ежегодно. Однако изначально это был непростой проект. Баширов рассказывал, что дорогая рабочая сила съедала всю рентабельность. Плюс высокая конкуренция с сильными европейскими игроками.

Но после начала СВО и введения западных санкций экономическая ситуация кардинально изменилась. В марте 2022 было принято решение продать завод в Чехии, и в конце июля сделка уже была закрыта. Новым собственником стала международная упаковочная компания Amcor со штаб-квартирой в Цюрихе. Сумма сделки не раскрывается.

Приостановлен проект строительства еще одного завода в ОЭЗ «Алабуга», первый камень которого был торжественно заложен в ноябре 2021 года, а ввод в эксплуатацию планировался в 2023-м.

Российские заводы на фоне падения курса рубля и проблем с поставками импортного сырья и комплектующих оказались не в лучшей ситуации.

– Затраты по некоторым позициям увеличились в два-три раза, по каким-то – на 20-30 процентов. Наше производство в самый пик просело на 10 процентов, не больше, – описывал положение дел в конце лета 2022 года Айрат Баширов.

С другой стороны, уход из России западных компаний, поставлявших упаковочную продукцию, а они занимали около 15% рынка, позволил «Данафлексу» частично занять эту нишу. А наличие собственных исследовательских лабораторий дало возможность достаточно быстро изменить технологии, отчасти переориентироваться на отечественное сырье, частично заменить поставки из Европы на продукцию из Индии, Китая и азиатских стран.

– Секрет успеха «Данафлекса» связан, на мой взгляд, с несколькими моментами. Прежде всего компания взяла курс на экологичный бизнес и защиту окружающей среды в производстве. Мне лично импонируют компании, которые минимизируют нагрузку на природу. Слишком много ужасного мусора создало и создает человечество. Перерабатываемая упаковка, которая не оставляет следа на планете, – разве это не прекрасно? Ответственные потребители всегда будут выбирать её. А их становится все больше и больше. Мне, как ученому, нравится также, что у компании есть исследовательский центр, который создает свои материалы. Это позволяет уменьшать гибельную зависимость от внешних поставщиков и вносить вклад в обеспечение технологического суверенитета нашей страны. Кроме того, собственные лаборатории позволяют максимально быстро делать новые разработки, чутко реагируя на запросы рынка, – подчеркивает Игорь Бикеев.

Согласно отчету об устойчивом развитии ГК «Данафлекс» за 2022 год, главный вектор ее развития, помимо наращивания производства, лежит в области расширения выпуска полностью перерабатываемой продукции.

«47% портфеля «Данафлекс» переведено на перерабатываемое решение», – говорится в документе. Отчет за 2023 год еще не вышел, но ранее было заявлено о планах к 2025 году сделать всю продукцию пригодной для полной переработки.

Перспективы российского рынка упаковки

В целом отечественному производству удалось справиться с проблемами, которые принесли западные санкции, и по итогам 2023 года общий рост рынка упаковки, по оценке гендиректора завода «Аврора» Алексея Максимова, составляет 6,5%. Лидером стала полимерная упаковка, которая составила 38% объема производства. Как считает Максимов, рост продолжится и в 2024 году.

С Максимовым солидарны аналитики компании Step by Step, выпустившие исследование российского рынка упаковки в 2023 году.

«Дефицит импортной упаковки может означать потенциал для замещения импорта, оперативной замены на локальные продукты, который поможет рынку. Освоению новых ниш может поспособствовать и дефицит бумаги, фольги, ПЭТФ, бумажной этикетки и самоклеящейся пленки. Дефицит импортного сырья и комплектующих будет способствовать оптимизации производства, поиску новых локальных поставщиков и поставщиков в Азии, упрощению структуры упаковки. Таким образом, нынешняя ситуация дает России большие возможности, которые производители совместно с государством могут использовать», – говорится в отчете.

В свою очередь Александр Ладан, директор новосибирской компании «Нео-Пак», одного из лидеров на рынке производства упаковки в Сибири и на Урале, считает, что отрасли придется столкнуться с дальнейшим ростом цен на сырье и удорожанием ремонта и технического обслуживания оборудования.

– Продолжится консолидация отрасли. Большие станут еще больше, а часть маленьких и средних компаний уйдут с рынка, – прогнозирует Александр Ладан.

Фото: Kzn.ru 


Сто долларов за сеанс: столичные психологи навариваются на «весеннем обострении» казанцев

Comment section

7 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Стоит дороговато этот экопластик, в 2 раза точно, люди неохотно его покупают, коода рядом стоит тоже такая же одноразовая посуда, но дешевле)

  2. Кризис всегда даёт толчок и большие возможности, в любом деле, и всегда есть выбор, как у той лягушки из сказки- одна утонула, а вторая выбила масло и выбралась…. ла сложно, но зато и результаты будут колоссальные

  3. Очень долго мерки с запада снимали, во всем- образование, производство, даже воспитание. Что раньше в советском союзе упаковок не было что ли? Умудрялись коробки использовать вторично, стекло сдавали. Конечно сейчас другое время, но пластик нужно минимизировать в производстве, заменять чем то другим. Иначе об экологии говорить это только воздух сотрясать. Другое дело, что на его производстве огромная выручка. Но думаю дипломатично решить эту задачу как раз под силу и предпринимателям и ученым

  4. Мало копали про деньги Роснано в Данафлекс, до 2011 года тоже был транш инвестиционный. Айрат с 2009 на халявных деньгах ехал, свои только часть реинвестировал

  5. Айрат Робертович Баширов — единственный человек в стране доказавший Чубайсу что целлофановые пакеты это нанонтехнологии, браво! Так держать, Айрат!

  6. в рашке обычно берут у государства деньги и исчезают, а Баширов денег с Раснано взял больше чем стоили эти заводы и заводы построил

  7. Помню Айрата молодым, из того числа производителей упаковки в Казани он был самым тухлым и бедным, но годы прошли и сейчас он крупная рыба. Молодец Айрат

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *