Казанцы недовольны работой лифтов

Основная претензия горожан - плата за содержание подъемных конструкций завышена
Основная претензия горожан — плата за содержание подъемных конструкций завышена,
а управляющие компании экономят на качестве их обслуживания. Госжилинспекция
Татарстана повлиять на ситуацию не может.

Жилищно-коммунальная сфера остается одной из самых серых и непрозрачных для людей. Но если со схемами тарифообразования в последнее время более-менее в СМИ начали разбираться, то дело с лифтами в многоквартирных домах обстоит куда сложнее. Вот и в Казани, где насчитывается более 8 000 подобных конструкций, вопросов к их обслуживанию возникает все больше.  

Что не устраивает казанцев? 

Анализ крупных городских сообществ Татарстана в соцсетях и сервиса «Народный контроль» показал, что поток жалоб на неисправность лифтов, их техническое и внешнее состояние не иссякает. В списке тех, чьей работой недовольны горожане, встречаются такие организации, как ООО «Стандарт Инлифт», ООО «Модуль лифт», ООО «АДМ Групп», ООО «Лифт сервис», ООО «Лифт сервис гарант», ООО «Энергия-сервис».

Кроме того, люди не знают, куда и кому именно адресно предъявлять претензии, если вдруг с лифтом в их доме проблема. Также непонятно, у кого в кармане оседают деньги, которые зарабатываются на рекламных объявлениях, размещенных в кабинах грузоподъемной машины. Недовольство тут высказывают казанцы, дома которых обсуживают УК «Вахитовский район», УК «Унистрой», УК «Уютный дом». А ведь собственники жилья по решению общего собрания вправе выбирать, на какие общедомовые нужды можно потратить поступившие доходы.  

Опросы в соцсетях показали, что лишь треть казанцев считает лифты исправными. Другая треть — да, лифт работает, но он загажен мусором и так далее. Чуть более 22% уверены, что их управляющие компании не справляются со своими обязанностями по содержанию домового имущества.

Казанцы недовольны работой лифтов

По данным портала «Открытая Казань», в 2019 году в Госжилинспекцию РТ поступило более 100 писем из разных городов Татарстана, в которых так или иначе поднималась проблема работы лифтов.

Недовольство вызывает и то, что плата по Жилищному кодексу России за пользование лифтом взимается как с собственника, который живет на 10-м этаже, так и с того, чья квартира расположена на первом. Например, житель микрорайона «Азино-1» в Казани каждый месяц платит с квартиры 69 кв. метров жилой площади чуть более 244 рублей. 

Срок эксплуатации не меньше четверти века

Контроль и надзор за состоянием лифтов в республике осуществляют в основном две организации — Ростехнадзор (Приволжское управление) и Госжилинспекция РТ. Первая структура дает разрешение на допуск лифта в эксплуатацию. Приёмку в новостройках осуществляет Госстройнадзор РТ.  

В ведении Ростехнадзора находятся лифтовое оборудование и эксплуатирующие организации Татарстана, Марий Эл и Чувашии. За 12 месяцев 2019 года инспекторы провели 445 проверок, в том числе 187 плановых, которые выявили 1 461 нарушение. Это данные по трём республикам. В результате проверок к административной ответственности привлечены 43 организации, применено 3 приостановления деятельности, вынесено 20 предупреждений.

— В 2019 году в Казани в рамках ввода в эксплуатацию после замены был проведен контрольный осмотр 131 лифта. В 2020 году планируется замена порядка 150 лифтов, — сообщает пресс-служба Ростехнадзора. 

Казанцы недовольны работой лифтов

Представители ведомства отмечают, что эти цифры касаются только ремонта тех лифтов, чей срок эксплуатации достиг предельных законом 25 лет. Эти лифты заменяются даже несмотря на то, что при достижении своего срока они остаются работоспособными.  

Однако если грузоподъемная машина не доработала отмеренную ему четверть века и сломалась, то вопрос о замене становится головной болью жильцов и УК, а также того, как они найдут общий язык, смогут ли договориться изыскать дополнительные деньги на непредусмотренный ремонт. По словам начальника Госжилинспекции по РТ Сергея Крайнова, в Казани есть несколько лифтов, собственники которых годами ждут их ремонта. 

— Восстановление и замена лифта — дорогое дело. Как правило, капремонт только одного лифта стоит от 2 миллионов рублей. А если в доме четыре подъезда, то жителям дома ремонт обходится в более чем 8 миллионов рублей, — рассказывает Крайнов. 

Кто собственник жилья, тот и хозяин лифта

Ростехнадзор по результатам многочисленных проверок определил основные виды нарушений при проверке лифтов: 

— нет обслуживающего персонала, подтвердившего свою квалификацию в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

— нет двухсторонней переговорной связи между кабиной лифта и местом нахождения обслуживающего персонала; 

— не обеспечено электроэнергией оборудование систем диспетчерского контроля, освещения кабины в течение не менее одного часа после прекращения энергоснабжения объекта; 

— техническое обслуживание и ремонт лифтов проводятся с нарушением требований руководства по эксплуатации изготовителя. 

Владельцами опасного объекта не обеспечено хранение документации по лифтам; не обеспечен безопасный доступ персонала и проверяющих лиц к машинному помещению лифта; не исправно освещение шахты лифта на отдельных этажах (зонах обслуживания) для проведения работ персоналом. 

— Данные нарушения связаны с отсутствием контроля качества выполняемых работ в специализированных лифтовых организациях, — добавляют в пресс-службе Ростехнадзора. В то же время в ведомстве отмечают, что если за 2019 год в лифтах трёх республик не зафиксировано ни одной аварии или гибель человека, то в январе этого года в казанском поселке Юдино произошел несчастный случай.  

Казанцы недовольны работой лифтов

Тем временем в группе «ВКонтакте» «Жалобы на УК и ТСЖ|Казань» появилась информация, что жителям дома на улице Сабан управляющая компания Московского района якобы отключила лифты, так как собственники выбрали независимую форму правления ТСЖ. В объявлении говорилось, что 31 января 2020 года истекает страховка лифтов, которые считаются «объектами повышенной опасности». 

— Кто отвечает за содержание общедомового имущества и его состояние? Управляющая организация. Ранее отвечала УК «Московского района». Теперь управляющая организация — ТСЖ. Значит, она и будет отвечать за лифты. Кто управляет, тот и отвечает за общее имущество, — комментирует эту ситуацию Крайнов.

При этом тех средств, которые собираются с жителей за пользование лифтами, не хватает. Поэтому сборы направляются в общий котёл на капремонт, затем из этого бюджета расходуются на лифты помимо прочих статей расходов по этой программе.

Денег собирают сверхнеобходимого, но содержать все равно не могут

Юрист Андрей Железнов-Липец считает, что тарифы на содержание лифтов, по которым взимается плата с жильцов, завышены. На содержание грузоподъемных машин на самом деле уходит меньше средств. 

— Если, например, возьмём обычную девятиэтажную четырёхподъездную ленинградку, то там общий метраж жилой площади — 8,6 тысячи кв. м. Если платят все жители по тарифу 3,69 рубля за 1 кв. м, то получается, что с дома месячный платёж составляет примерно 32 тысячи рублей. Реальная стоимость обслуживания лифтов — примерно 5 тысяч рублей на лифт. Для ленинградки это уже будет порядка 20 тысяч рублей, — рассуждает собеседник. 

Он отмечает, что в лифтовом оборудовании есть особые элементы и части, ремонт которых могут заменить сами управляющие компании, а не специальные подрядчики. На это необходимо ещё чуть более 5 тысяч рублей. 

— Примерно 25 тысяч рублей мы получаем на обслуживание лифтов в ленинградке. То есть тариф у нас будет составлять около 2,9-3 рублей за 1 кв. м, — считает Железнов-Липец. 

Казанцы недовольны работой лифтов

Член Общественной палаты России, зампред Общественного совета Минстроя РФ, курирующая лифтовую комиссию,  Светлана Разворотнева сетует, что на сегодня в стране нет должной методики подсчета необходимой платы за содержание многоквартирного дома. Это в итоге оборачивается тем, что у управляющих компаний могут быть мотивы сэкономить и на должном содержании лифтов. 

— Несколько лет назад Минстрой принял методику для органов местного самоуправления. Но мы знаем, что если собственники не приняли решение, то тарифы устанавливаются органами местного самоуправления. При этом де-факто выходит, что эти тарифы распространяются абсолютно на всех. И в общем эту методику очень много критиковали все эксперты, потому что она не учитывает ни ГОСТы, ни СНИПы, ни какие-то отраслевые тарифные соглашения. То есть тарифы устанавливаются не исходя из реальной стоимости работ, которые нужны для обслуживания многоквартирного дома. А они устанавливаются из политических соображений, чтобы люди не слишком расстраивались, — рассуждает эксперт. 

Собеседница с сожалением отмечает, что управляющим компаниям зачастую не хватает денег вообще на всё, поэтому приходится выбирать подрядные организации с недостаточно квалифицированными специалистами. В первую очередь это касается мелких компаний, у которых на обслуживании по 50-150 лифтов. Они не обладают достаточной выручкой, чтобы содержать квалифицированный персонал. В погоне за маржой нанимают те фирмы, чьи услуги стоят дешево, а разницу в тарифе откладывают себе в карман. 

— В лифтовой отрасли, на мой взгляд, самое организованное сообщество производителей. Совет по профессиональным квалификациям тут работает, по крайней мере, для монтажников обязательно необходимо иметь сертификат о разрешении на выполнение работ. Также есть попытки сертифицировать и тех, кто обслуживает лифты. Но, к сожалению, действительно это не срабатывает. Компании ищут, как бы и где бы сэкономить, заключают договоры с компаниями за копейки. И эти организации делают вид, что они занимаются обслуживанием техники. В результате все оборачивается критическим состоянием лифтов, — резюмирует Разворотнева.    

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *