Жилье в центре Казани предлагают сделать доступным не только элите

Завершается работа проектной группы по созданию Концепции развития исторического поселения столицы Татарстана. На руках - многолетний анализ территории о недостатках инфраструктуры и несколько предложений по их устранению
Завершается работа проектной группы по созданию Концепции развития исторического
поселения столицы Татарстана. На руках — многолетний анализ территории о
недостатках инфраструктуры и несколько предложений по их устранению, в глазах —
огонь, в душе — мечты.

В 2018 году президент Татарстана Рустам Минниханов инициировал разработку Концепции развития исторического поселения Казани. И вот проект подходит к своему финальному этапу. В июне этого года планируется его презентация, и, если идеи разработчиков примут, через лет 15 центр города значительно изменится. Рассказываем, как и за счет чего. 

Итог работы уже близок 

В исполкоме Казани состоялась встреча участников проектной группы. И снова жарко обсуждалась возможная судьба центра города. 

— Девять лет мы работали в ручном режиме, через сито просеивая все проекты. Идет очень плотная, замкнутая работа, но тот этап, на котором мы сейчас находимся, требует, чтобы о нем рассказывали, чтобы было понятно, что итог работы уже близок, — заявляет помощник президента Татарстана Олеся Балтусова.

Жилье в центре Казани предлагают сделать доступным не только элите

О работе проектной группы высказалась и главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. Она отмечает, что эксперты ищут пути, которые могут оживить центр города, сохраняя при этом его специфику. 

Руководит разработчиками мэр Казани Ильсур Метшин, однако на встрече его самого не было. Не так давно на Всероссийском форуме «Модель идентичности города» он рассказывал, что протекающие крыши и дыры на дорогах, в которых автомобилисты оставляли колеса, остались в прошлом. Сейчас пришло время ответить на вопрос о том, как развиваться Казани дальше и стоит ли слепо копировать опыт других городов, и в принципе понять, что такое индивидуальность.

Что это вообще такое — историческое поселение? 

Перед тем как разобраться с терминологией, руководитель проектной группы — казанский архитектор Олег Маклаков делает небольшое вступление. 

В градостроительстве во все времена существует две тенденции: желание сохранить что-то из прошлого и желание развиться. Однако эти два зачатка не всегда увязываются друг с другом. 

— Сама градоохранная деятельность развивалась от понятия охрана отдельных исторических объектов, далее стали охраняться еще и территории вокруг этих зданий. Эволюция этой деятельности пришла к пониманию, что нужно охранять все историческое поселение, потому что вырванные из контекста исторические памятники вроде одного-двух домов среди высоток не имеют смысла, — рассказывает он. 

Жилье в центре Казани предлагают сделать доступным не только элите

Выходит, историческое поселение города — это территория, на которой расположены объекты культурного наследия, и не только здания, но и ландшафт, и композиционные взаимосвязи вокруг них.   

В марте 2015 года Казань стала одним из первых крупных городов-миллионников, где было разработано положение об историческом поселении. Принять приняли, но, по словам Маклакова, долгое время не могли разобраться с определением предметов охраны территории. Усложняло задачу еще и то, что город непрерывно развивается.

Сейчас территорией, которая является историческим поселением, считаются границы города на конец XIX — начало XX  века. Это территория от Кремля до улицы Вишневского плюс Адмиралтейская и Пороховая слободы. 

— Общая площадь составляет порядка 23 квадратных километров. По масштабам нынешнего города — 4-5% общей площади. Территория небольшая, но если измерять ее ценность и роль для Казани, то она будет ключевая, — уверен Маклаков. 

Идея первая. Создать четкие параметры для новых объектов

Итак, у проектной группы есть несколько идей и предложений, которые при условии их принятия могли бы разрешить несколько крупных проблем, касающихся исторического поселения Казани. 

С первой проблемой Маклакову часто приходится встречаться в силу того, что он практикующий архитектор. В работе на территории исторического поселения всегда возникает одна и та же проблема. Есть объекты культурного наследия. Вокруг них очерчены зоны, на которые наложены определенные ограничения [в плане застроек] определенными документами. Если говорить о конкретных ограничениях из них, то это только высота застройки. 

— Остальные вещи имеют очень общий характер, сформулированы примерно как «должны соответствовать характеру исторической застройки». Что это значит? Эти вещи не определены и являются предметом споров, иногда спекуляций. Отсюда проблемы по охране и развитию исторического поселения, — рассказывает Маклаков. Этим, наверное, и объясняется появление совершенно несуразных зданий среди исторических, никак не вписывающихся в общую картину.   

Жилье в центре Казани предлагают сделать доступным не только элите

По этой причине перед группой стояла задача понятно сформулировать предмет охраны и дать ему прежде всего конкретные пространственные характеристики. 

— Из этого можно было бы создать архитектурный конструктор для формирования новой застройки, которая учитывала бы специфику исторической среды, — добавляет архитектор.  

Что получится, если принять это предложение? Как минимум девелоперы и застройщики получат прозрачный инструмент для работы на исторических территориях с планом земельного участка и четкими правилами работы на нем, изменится порядок согласования проектов и сократятся сроки рассмотрения на комиссиях. Таким образом, разрешится проблема управления застройкой в историческом центре города.

Идея вторая. Развивать периферийные улицы центра 

При анализе комплексного, а не локального развития исторического центра участники группы выявили «общее и очевидное» явление — недостаточная развитость и активность периферийных зон центра. 

— Линии улицы Баумана и Карла Маркса — это исторические дороги. По ним шло основное развитие, в результате которого на них сложилось явное преобладание активностей.  Вся нижняя территория за Булаком, за Кабаном отставала в развитии, — рассказывает Маклаков.

Падение активности наблюдается и по левому берегу Казанки. Это связано с застройкой территории элитным жильем, которая, по обыкновению, стремится к закрытости. 

— Мы предлагаем развивать улицы, поперечные вышеперечисленным. Это огромный потенциал нашей пространственной уличной решетки. Преимущество этих направлений связано с тем, что они очень хорошо отыгрывают ландшафт. Очень интересные виды, — считает архитектор. 

Жилье в центре Казани предлагают сделать доступным не только элите

Только для реализации всего потенциала нужно преодолеть несколько препятствий — зона прилегающей железной дороги и территория вдоль левого берега Казанки. Но на них у участников группы есть предложение — выход центра города к двум большим акваториям Казанки и Волги, которые опоясывают центр. 

Работы по благоустройству набережной Казанки уже начались. Разговоры о создании набережной Волги тоже ведутся, причем уже не первый год, а значит, и начало дела не за горами.  

— Развитие этих связей выведет периферийные территории на другой уровень и даст им потенциал для развития. Ключевой вопрос — вопрос переформатирования и вывода участка железной дороги, который исторически отрезает центр Казани от Волги. По генплану этого в планах нет. Зато проектируется отрезок большого казанского транспортного кольца. Наша задача, чтобы оно не стало дополнительным препятствием для нас и не отсекало пешеходные потоки от будущей набережной, — считает спикер.

Идея третья. Пустить в центре локальный транспорт  

Еще один вопрос, рассматриваемый группой при развитии активности периферийных улиц, — уделять больше внимания пешеходному движению. Причем речь идет не о создании новых пешеходных улиц, а об удобном соседстве всех видов транспорта на территории улицы. 

— Для этого нужно, чтобы все было на одном уровне. Условно говоря, пешеходные переходы надо, наоборот, поднимать наверх, а не опускать под землю, чтобы все было спроектировано больше в пользу человека, а не автомобиля, — говорит Маклаков. 

Здесь же рассматривается вопрос общественного транспорта. При условии его постоянного развития он тоже может стимулировать отказ от личного автотранспорта и переход на пеший образ жизни, тогда центр станет более приспособленным, живым для людей.

— Центр — это всего лишь 4% территории города. Развиваемый сегодня общественный транспорт рассчитан на глобальную площадь. Проведя анализ обеспеченности общественным транспортом самого центра, мы выявили большую неравномерность. Проще говоря, все маршруты у нас идут по улицам Татарстан и Московской, — добавляет руководитель группы. 

Жилье в центре Казани предлагают сделать доступным не только элите

По мнению экспертов, по этой причине не стимулируется пешеходное движение и казанцы отдают предпочтение личному транспорту.

— Наше предложение — создать сеть локальных маршрутов, альтернативную систему общественного транспорта, в основе которых мы предлагаем использовать историческую схему движения трамвая №2. Когда все это заработает по единому расписанию и единому билету, чтобы пересадки были бесплатные, это позволит выйти на новый уровень и в куче с предложениями по улицам развить пешеходное движение, — размышляет архитектор. 

В том, что эти маршруты будут востребованы, спикер не сомневается. Встает другой вопрос о том, что первично: экономика для их создания или инфраструктура? По словам Маклакова, иногда активности, развивающиеся на территории, требуют развития инфраструктуры, иногда все происходит ровно наоборот. 

Идея четвертая. Развивать доступное жилье

Вопрос актуальности транспорта в центре тесно связан с маленьким трафиком, а конкретнее с малой населенностью центра. Архитекторы разработали гибкую систему регламентации видов деятельности с тем, чтобы стимулировать вхождение жилья в исторический центр, чтобы там росло постоянное количество жителей. 

— Мы предлагаем, чтобы появилось больше возможностей по созданию доступного жилья, не только элитного, и чтобы оно было повсеместным. Это связано с экономическим ростом и уменьшением миграции населения, — высказывался Маклаков.  

Разработаны даже принципы застройки, правила, связанные с идеей первой о требованиях к строительству объектов на исторической территории. Центр Казани разделили на четыре зоны, которые будут отличаться друг от друга строгостью ограничений на застройку. 

— Наиболее жесткие условия застройки в первых двух зонах (оранжевая и малиновая). Это улицы Карла Маркса, Большая Красная, Горького, Баумана, Профсоюзная, Островского, Тукая, Московская. К этим территориям предъявляются повышенные требования дизайн-кода, чтобы новая застройка не перебивала существующие исторические акценты, — говорит Маклаков.

В третьей и четвертой зоне (желтая и зеленая) требования к застройкам будут мягче. Среди ограничений на третьей — высота, на четвертой — регламент застройки, прилегающей к ценным ландшафтным объектам. 

Жилье в центре Казани предлагают сделать доступным не только элите

Пока все идеи и предложения, озвученные проектной группой, находятся на уровне фантазий. Если их примут, то, по предположениям Олега Маклакова, лет через 15 центр города сильно изменится. Исторический облик будет подчеркиваться, а не утрачиваться. Экономика центра станет более развитой. А территория приобретет более комфортные условия для ее жителей и туристов. Остается лишь дождаться момента сдачи концепции и надеяться, что все не зря. 

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *