Китайская напасть: ждать ли дефицита автомобилей из-за коронавируса

Перебои в поставках компонентов могут остановить российские автозаводы.
Перебои в поставках компонентов могут остановить российские автозаводы.

Китайский вирус стремительно проник практически во все сферы мировой промышленности, ведь сегодня мало что выпускается без комплектующих из Поднебесной. Не стал исключением и российский автопром, который в ближайшем будущем может столкнуться с нехваткой деталей.

Заводы закрыли на карантин

Эпидемия коронавируса, разразившаяся в Китае, сильно ударила по всем отраслям промышленности этой страны, в том числе и автопрому. Многие предприятия, включая поставщиков автокомпонентов, в конце января остановившие производство на время каникул в связи с празднованием Нового года по лунному календарю, из-за вспышки коронавируса на несколько недель продлили период простоя, а некоторые не возобновили свою работу до сих пор. Это, в свою очередь, вызвало перебои с поставками комплектующих не только на конвейеры китайских автозаводов, но и в других странах. Так, например, на сегодняшний день остановлено производство на крупнейшем заводе Hyundai в Корее, простаивает конвейер по сборке компактвэнов Fiat 500L и на предприятии FCA в Сербии. О возможном срыве производства из-за нехватки китайских комплектующих ранее также заявляли на британских предприятиях Jaguar Land Rover и в Nissan, который может остановить свои заводы по всему миру.  

По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, китайские поставщики глубоко интегрированы в различные производственные цепочки, включая производство автокомпонентов. Это не только прямые поставки деталей для автосборочных производств, но и детали для автокомпонентов, собираемых в других странах.

Китайская напасть: ждать ли дефицита автомобилей из-за коронавируса

Столкнулись с перебоями в поставках комплектующих и на российских автозаводах. Так, предприятие Volkswagen Group Rus в Калуге может на неделю остановить конвейер в конце апреля. Уже сейчас в связи с нехваткой автокомпонентов (задние фонари от международного поставщика) завод вынужден временно сократить ежедневный объем выпуска лифтбека Skoda Rapid, из-за чего старт продаж нового поколения модели был отложен на май 2020 года.

На АвтоВАЗе создан оперативный штаб, который совместно с поставщиками первого и последующих уровней совместно оценивает потенциальные риски для поставок и вырабатывает сценарии действий в случае негативного развития ситуации.

— Некоторые глобальные поставщики АвтоВАЗа доставляют нам небольшое количество компонентов со своих китайских заводов. В настоящее время мы имеем необходимый запас этих деталей, завод работает по графику. АвтоВАЗ также оценивает потенциальные риски для локальных поставщиков, некоторые из которых также получают детали из Китая, – рассказали KazanFirst в пресс-службе предприятия.

Ульяновский автозавод полностью обеспечен китайскими комплектующими на март, и пересматривать план производства в текущем месяце предприятие не будет. Тем не менее, из-за вспышки коронавируса сохраняются риски перебоев с поставками в апреле. При неблагоприятном сценарии УАЗ планирует переход на альтернативных поставщиков внутри России – варианты сейчас прорабатываются. Как заверили KazanFirst на предприятии, угрозы длительных простоев нет, отгрузка автомобилей в дилерские центры идет по графику.

Китайская напасть: ждать ли дефицита автомобилей из-за коронавируса

Не исключают снижения объемов производства и на калининградском «Автоторе», который получает комплектующие для автомобилей Hyundai и Kia с предприятий в Южной Корее, остановивших работу в связи с распространением коронавируса. В свою очередь, на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге внимательно следят за развитием событий в Китае и его последствиями, учитывая сложный взаимосвязанный характер глобальных цепочек поставок в автомобильной промышленности. По словам начальника отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Марии Мальцевой, в настоящее время предприятие работает в обычном режиме, без сбоев, и принимает все меры для обеспечения бесперебойного производства автомобилей.

Коронавирус подстегнул спрос на «КАМАЗы»

Не планируют на сегодняшний день простоев конвейера из-за нехватки китайских комплектующих и на российских заводах Nissan, Renault, «ПСМА Рус», «Мазда Соллерс», GM-АвтоВАЗ и «Форд Соллерс Елабуга».

— У компании Ford Sollers нет прямых поставщиков из Китая, поэтому в ближайшее время мы не видим рисков для производственной деятельности и дефицита автомобилей Ford Transit в дилерских центрах из-за коронавируса. Тем не менее, мы продолжаем следить за ситуацией по развитию эпидемии и в случае возникновения рисков готовы рассмотреть альтернативные варианты поставки автокомпонентов из других стран для своевременного производства и передачи автомобилей нашим клиентам, – заявили KazanFirst в пресс-службе Ford Sollers в Татарстане.

А вот у совместных предприятий КАМАЗа проблемы с поставками комплектующих могут возникнуть уже в этом месяце, поскольку некоторые детали производятся для них только в Китае. На самом автогиганте создан оперативный штаб по противодействию экономическим рискам распространения коронавируса, в рамках которого при необходимости должны быть произведены корректировки модельного ряда для производства, проведена превентивная работа с поставщиками комплектующих и поиск альтернативных производителей в случае, если поставщик не будет готов выполнить контрактные обязательства.

Китайская напасть: ждать ли дефицита автомобилей из-за коронавируса

В настоящее время КАМАЗ получает из Китая более 100 наименований автокомпонентов, металлов и материалов, что составляет порядка 10% в общем объеме закупок. На сегодняшний день завод полностью обеспечил себя деталями до конца апреля, хотя ранее в связи с риском снижения объема поставок комплектующих изделий из Китая обсуждался вопрос введения неполной рабочей недели со второй половины апреля. Между тем, на КАМАЗе фиксируют повышенный спрос на свои грузовики в России, что заводские маркетологи напрямую связывают с эффектом коронавируса, из-за которого давление импорта на продажи грузовиков уменьшается.

Стоит отметить, что единственный в России завод китайского автопроизводителя Haval пока не испытал влияния от ситуации с коронавирусом в Поднебесной. Как рассказали KazanFirst в пресс-службе «Хавейл Мотор Рус», на сегодняшний день предприятие обладает достаточным запасом деталей, чтобы работать в обычном режиме вне зависимости от плана поставок комплектующих из Китая. Как считают в компании, на данном этапе для Haval нет серьезных проблем, в том числе благодаря высокому уровню локализации производства на заводе в Тульской области.

А вот белорусский завод «БелДжи» еще в феврале приостановил производство кроссоверов Geely Coolray из-за нехватки комплектующих из Китая. Кстати, эта модель в ближайшее время появится и на российском рынке. Правда, на начальном этапе у нас будут продавать автомобили китайской сборки, хотя в дальнейшем планируется перейти на поставки Geely Coolray из Белоруссии. Кроме того, российское представительство Dongfeng в очередной раз отложило старт продаж нового компактного кроссовера DFM AX4, который выпускается в китайском городе Ухань, ставшим очагом эпидемии коронавируса.

Китайские запчасти вырастут в цене

Участники рынка не исключают перебоев в поставках автомобилей из Поднебесной и смещения сроков вывода новинок на рынок в дальнейшем. Однако на продажах китайских машин в нашей стране это скажется не очень заметно, учитывая, что они занимают всего лишь 2,5% российского авторынка. И уж тем более у покупателей вряд ли возникнут негативные ассоциации с коронавирусом по отношению к продукции китайского автопрома.

— Не думаю, что китайские автомобили в сознании потребиителей так уж будут связаны с коронавирусом. Покупатель прежде всего оценивает соотношение цены и качества. В крайнем случае, некоторое сдерживание цены на фоне общего подорожания на авторынке легко снимет эти сомнения, – рассуждает Алексей Калачев.

Китайская напасть: ждать ли дефицита автомобилей из-за коронавируса

В целом эксперты полагают, что российский авторынок не почувствует на себе влияния коронавируса и дефицита машин в наличие не возникнет. По данным дилеров, на сегодняшний день товарные запасы стабильно пополняются, хотя и не с такой скоростью, как прежде.

— Проблема короновируса не такого масштаба, чтобы вызвать дефицит автомобилей у дилеров. По прогнозам экспертов, в апреле ситуация пойдет на спад, и мы не ожидаем, что все это как-то значительно отразится на продажах автомобилей в России, – говорит генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.

В свою очередь, Калачев добавляет, что ситуация может обостриться, если эпидемия в Китае продлится дольше ожидаемого. Но это теперь уже маловероятный сценарий, поскольку данные из КНР подтверждают, что распространение болезни в стране пошло на спад.

Между тем, простои на китайских заводах по производству автокомпонентов, для которых приоритетными являются поставки деталей на сборочные конвейеры, может вызвать некоторый дефицит китайской продукции на рынке запчастей. В этих условиях продавцы, скорее всего, откажутся от традиционного демпинга цен на китайские автодетали, которые уже в ближайшее время могут заметно подорожать.

Китайская напасть: ждать ли дефицита автомобилей из-за коронавируса

По мнению Алексея Калачева, по запчастям у официальных поставщиков для фирменных автосервисов по всей видимости сформирован определенный запас на складах, на котором можно будет продержаться, если остановка китайских производств не слишком затянется. Проблемы возможны на рынке недорогих запчастей для иномарок, заменяющих оригинальные брендованные комплектующие. Автомобильные умельцы и «гаражные» автосервисы могут почувствовать перебои с запчастями, цены на которые в интернет-магазинах могут значительно вырасти.

— Если по дорогим компонентам рост может составить до 30-50%, то дешевые запчасти на «сером» рынке на короткое время могут подорожать в 2-3 раза. Впрочем, воспользоваться этой ситуацией и занять нишу «китайцев» за короткое время вряд ли получится, а эпидемия не продлится достаточно долго, чтобы это имело смысл, – резюмирует аналитик.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *