Краудфандинг спасет бизнес от разорения

В дни кризиса не всем предпринимателям стоит ждать помощи от государства
В дни кризиса не всем предпринимателям стоит ждать помощи от государства,
поэтому пора предложить лояльной аудитории «народное финансирование».

Сколько бы ни пытались власти страны поддержать малый и средний бизнес в условиях самоизоляции, состояние предпринимателей по-прежнему остается плачевным.

Одним из способов остаться на плаву в трудные времена поделился Егор Ельчин. Он курирует работу школы краудфандинга Planeta.ru. Спикер рассказал, как подобные платформы могут помочь бизнесменам.

— Что такое краудфандинг? Не самое понятное и удобное слово, но на деле все не так страшно. «Крауд» в переводе с английского — «толпа». «Фандинг»-«финансирование», объясняет эксперт, который стал гостем онлайн-лекции, организованной командой креативной резиденции «Штаб».  

Если адаптировать это слово на русский, то получится «народное финансирование». Но тогда возникает ряд мифов и стереотипов, вроде того, что это какое-то попрошайничество, предложение скинуться. А это не имеет никакого отношения к классическому краудфандингу.

Краудфандинг спасет бизнес от разорения

— Краудфандинг – это действительно система народного финансирования различных идей и проектов. На определенной интернет-платформе автор размещает информацию о себе, о своем проекте, о том, как он его планирует реализовывать, и самое главное о том, сколько ему для этого необходимо денег. Люди, изучив страницу, принимают решение о том, поддерживать финансово проект или нет. Так аккумулируется бюджет проекта, — рассказывает эксперт.

Три особенности краудфандинга

Кроме того, как работает эта система, важно знать, что у краудфандинга есть три отличительные особенности, которые формируют из этого явления настоящую индустрию и самостоятельный способ финансирования проектов. Это бюджет, временные рамки и вознаграждения. Спикер рассказывает о каждой из них в подробностях.

— У проекта должны быть четкие финансовые рамки. Мы не просто собираем деньги и только потом придумываем, что с ними делать, но на самом старте обозначаем, какую задачу мы хотим решить и во сколько рублей нам это обойдется, — отмечает Ельчин.

Бывают случаи, когда обозначенная автором сумма не собрана и проект не реализуется. Тогда все средства, которые прислали поддержавшие идею люди, будут возвращены им в полном объеме. Безусловно, это характеризует классический краудфандинг как достаточно безопасную систему финансирования проектов.

Важно помнить, что бюджет проекта не может собираться вечность. У краудфандинга есть четкие временные рамки. Весь сбор средств происходит в определенный временной промежуток, который устанавливает сам автор. На Planeta.ru, например, максимальный срок сбора средств – 100 дней.  

Краудфандинг спасет бизнес от разорения

— Ну и третий момент, который характеризует краудфандинг как взаимовыгодную систему, – это система бонусов и вознаграждений. При успешном завершении проекта каждый, кто его поддержал, будет удовлетворен не только морально, но получит и дополнительный бонус от автора проекта соразмерно той сумме, которую он внес. Это может быть что угодно. От большого человеческого спасибо, до товара и услуги, — говорит Ельчин.

Плюсы для авторов идей

По мнению Ельчина, есть много весомых причин того, что краудфандинг остается актуальной темой в России и во всем мире на протяжении уже 10 лет. Главная из них – это то, что система является дополнительным источником финансирования для реализации проектов.

— Краудфандинг хорош тем, что, по сути, вы получаете средства у своей же аудитории. Вы напрямую обращаетесь к тем, кому в перспективе будет интересно то, что вы сделаете, — говорит эксперт.

Таким образом, автор начинает взаимодействовать с целевой аудиторией в финансовом плане еще на стадии планирования проекта, что, несомненно, положительным образом скажется после реального старта дела. У предпринимателя уже будут потенциальные клиенты.  

— Но чтобы вас поддержали другие люди, нужно провести пиар-кампанию по продвижению вашей идеи. Вам, так или иначе, придется этим заниматься. И не важно, есть у вас сейчас деньги на реализацию проекта или нет, — добавляет спикер.

Но и здесь специалист видит лишь плюсы. По его словам, в ходе пиар-кампании решается сразу две задачи одновременно: рассказывая людям о том, чем важна и полезна идея, автор мотивирует аудиторию поддержать его финансово.

— Это очень удобно для авторов. С продвижением можно привлечь необходимое количество финансов. В то же время формируется плотное лояльное комьюнити вокруг проекта.

Краудфандинг спасет бизнес от разорения

Как пример Ельчин рассматривает кейс Ивана Хафизова, который в 2013 году запустил сбор средств на создание виртуального музея резных наличников из фотографий, которые он собирал по всей стране. Ему удалось собрать порядка 120 тысяч рублей, при том, что его поддержало всего 75 человек. Но спустя 4-5 лет он собрал более 1,5 миллиона рублей на выпуск календаря с фотографиями резных наличников благодаря вкладу более 1 700 человек. Это говорит о том, что ежегодные краудфандинговые кампании позволяют повышать лояльность аудитории и наращивать ее объем.

Третий полезный момент краудфандинга – система предзаказа. Если в рамках определенного проекта планируется производство товара/продукта или предоставление услуги, то, по сути, краудфандинг становится системой предзаказа.

— Вы представляете свой будущий продукт или услугу в рамках вознаграждений тем, кто вложился. Таким образом, вы проверяете востребованность вашей идеи у аудитории. Причем не только в общем плане, но и в частном. Вы понимаете объемы первого тиража продукции или товара, — уверен спикер.

Есть случаи, когда крупные проекты строятся только на системе предзаказов. К примеру, настольная игра, которую авторы, основываясь на свои планы и амбиции, хотели бы выпустить в большом тираже. Но собранные предзаказы быстро избавили от всех иллюзий и помогли точно определить объем нужной продукции.

— Логичный из всего этого вывод – краудфандинг становится хорошей и достаточно безопасной тестовой площадкой для авторов идей. Здесь можно проверить, насколько правильно выбраны аудитория, формат продвижения, востребованность проекта, — заключил Ельчин.

Немного статистики для наглядности

За восемь лет существования одной лишь Planeta.ru, а это не единственная краудфандинговая площадка в России, авторы проектов привлекли в свои инициативы более 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Из них более 220 миллионов рублей было собрано за 2019 год.

По словам Ельчина, эта цифра распределяется лишь между 5,5 тысячи успешных проектов. А успешным становится каждый третий.

Краудфандинг спасет бизнес от разорения

По количеству проектов и поступающих в них средств спикер составил ТОП-6 направлений, которые поддерживаются аудиторией активнее других. В первой тройке фаворитов – музыка, общество, кино. Во второй – литература, благотворительность, бизнес.

Правила подготовки успешного краудфандинга

— Не стоит воспринимать краудфандинг как легкие деньги. Недостаточно что-то рассказать о себе, запустить проект, пойти пить чай. Вернувшись, вы не увидите собранные миллионы, — предостерегает всех легкомысленных Ельчин.

По его убеждениям, краудфандинг — это классическая история, которая потребует от автора идеи максимальной включенности в работу, причем не только во время сбора средств, но и перед его запуском и даже после завершения.

Существует несколько простых правил для организации успешной краудфандинговой кампании. Но для начала стоит освоить структуру системы. Стандартный проект включает в себя:  

— видеообращение – это визитная карточка проекта, которая в легкой и доступной форме объясняет идею автора;

— текстовое описание проекта — это информационный дубль видеообращения с более полной информацией о проекте, чтобы для аудитории не осталось непонятных моментов;

— финансовая цель и период сбора – это те самые временные рамки, о которых говорилось в начале. Здесь заинтересованные должны понять, сколько нужно собрать средств, сколько собрано и сколько на это осталось времени;

— вознаграждения – это информация о том, что человек получит за вложение при успешном завершении проекта.

Исходя из этого Ельчин дает свои советы по созданию каждого из этих элементов.

Для подготовки хорошего видеообращения:

— определите аудиторию;

— подготовьте текст и сценарий видеообращения;

— позаботьтесь о качестве записи;

— публикуйте видео одновременно с запуском проекта;

— хронометраж должен быть не более 2,5 минуты;

— побуждайте к действию;

— озвучьте информацию о себе, о проблеме, финансовой цели.

Краудфандинг спасет бизнес от разорения

Для хорошего текстового описания максимально визуализируйте его.

Хорошо продумайте название и бюджет проекта. Из них должна складываться понятная и посильная задача для заинтересованного человека.

Определите оптимальный срок сбора средств. Ельчин отмечает, что чем дольше будет длиться проект, тем сложнее будет его поддерживать. Правильно высчитайте финансовую цель. Не забудьте прибавить к сумме необходимой для реализации проекта комиссии всевозможные налоги и затраты на будущие вознаграждения.

— Краудфандинг – это не про боль и страдание. Это про объединение желаний и возможностей. Поддержка проектов — это затягивает. Ты видишь, насколько твои небольшие средства могут быть важны и полезны как автору проекта, так и тебе, — заключил спикер.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *