«Поддерживая малый и средний бизнес сейчас, государство спасает себя от больших проблем в будущем»

Эксперты дискуссионного клуба «Волга» считают
Эксперты дискуссионного клуба «Волга» считают, что, отказавшись от помощи
предпринимателям в кризис, власти обрекают себя на содержание миллионов людей,
которые встанут на биржу труда после окончания пандемии коронавируса.

Экспертный штаб «Волга» во время нового онлайн-стрима обсудил меры поддержки бизнеса в условиях борьбы с распространением COVID-19. По мнению аналитиков, в нынешних условиях прямая поддержка носит прежде всего социальный, а не экономический характер, поскольку предприниматели не пропадут, а вот их трудовые коллективы развалятся и миллионы людей останутся безработными.

Социальный бизнес 

Первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Азат Газизов отмечает, что нефтяной и экономический кризис наложился на кризис с коронавирусом и они друг друга усилили.

«Поддерживая малый и средний бизнес сейчас, государство спасает себя от больших проблем в будущем»

– Госслужащие встали перед неприятным выбором, что же спасать: экономику или людей. Тех, кто мог бы что-то посоветовать, нет. Последний раз подобного рода сочетание факторов наблюдалось в 20-х годах в период «испанки». Так что неоткуда взять подобный опыт. России повезло больше: до нас эта волна докатилась позже, в связи с чем мы можем воспользоваться опытом других стран, – заявил Газизов.

По словам эксперта, ожидается, что после выхода из карантина около 45% представителей МСП обанкротятся. Он подчеркнул, что, согласно Конституции, Россия – это социальное государство, а малый и средний бизнес выполняет в первую очередь социальную функцию. Там, где малый бизнес, возникают рабочие места, развитие многих территорий напрямую связано с МСП. Газизов утверждает, что сначала нужно определиться с тем, какой логики придерживаться, – экономической или государственной. Государство в первую очередь должно думать о людях.

МСП обеспечивает рабочими местами 15-20 млн людей в России. Если половина закроется, миллионы людей лишатся работы, поэтому, поддерживая малый и средний бизнес сейчас, государство спасает себя от больших проблем в будущем, потому что коронавирус закончится, а экономический кризис – нет, считает Азат Газизов. После окончания карантина безработным людям ничего не останется, кроме как пойти на биржу труда, а их содержание все равно ляжет на плечи государства, так что нынешняя ситуация просто создает отложенную проблему, которую можно решить сейчас.

По мнению эксперта, предприниматели без работников справятся, а вот работники – нет. Газизов выступил за то, что всех, кто потерял свой доход из-за ограничительных мер, нужно признать потерпевшими и компенсировать содержание сотрудников.

«Поддерживая малый и средний бизнес сейчас, государство спасает себя от больших проблем в будущем»

Основатель компании «Акульчев», где случилось массовое заражение коронавирусом, Сергей Акульчев поддержал слова коллеги о социальной функции бизнеса.

– Мы привыкли, что бизнес для денег, а не для людей, но эта мысль крайне неправильная. Понятно, что конечный выхлоп должен быть в рублях — так и оценивается бизнес. Но по факту, если посмотреть «начинку», из чего состоит внутри бизнес, конечно, это люди что-то делают для людей. Уже потом, опять же с помощью людей, это преобразуется в рубли. То есть если не будет людей, не будет бизнеса, то ты не сможешь сделать что-то и не сможешь продать свои услуги кому-то, – выразил свое мнение бизнесмен.

С этим согласилась и руководитель креативного агентства «Evolution» Арина Судакова.

– Входя в позицию предпринимателя, ты берешь ответственность за людей и за результат, который потом конвертируешь в деньги, – утверждает она.

По словам Судаковой, в последние 3-5 лет большие предприятия переманивали у маленьких компаний квалифицированных специалистов, предлагая им большую зарплату, – они были своеобразной вишенкой на торте. В нынешних же условиях именно эти кадры в первую очередь идут под сокращение.

«Поддерживая малый и средний бизнес сейчас, государство спасает себя от больших проблем в будущем»

Сергей Акульчев рассказал, что сейчас, по понятным причинам, есть огромные проблемы с экспортно-импортными операциями. Регионы закрыты, нельзя перевозить ни персонал, ни товары, ни образцы, за рубежом сотрудники тоже на изоляции, так что теперь эти операции находятся в вялотекущем состоянии. По его мнению, самая важная нефинансовая мера поддержки бизнеса сейчас заключается в том, чтобы люди как можно быстрее вышли на работу. Он признал, что форсировать этот процесс нельзя, поскольку мы все являемся заложниками проблем со здоровьем.

– Есть люди за чертой бедности, малоимущие люди, я бы рекомендовал оказать им поддержку напрямую. Если у населения будут деньги, они экономику закрутят и поддержат товарооборот. Если бы у бизнеса были деньги на зарплату, то экономика бы закрутилась, – утверждает Акульчев.

Нужны правила игры

Азат Газизов в плане нефинансовых мер поддержки считает, что малому и среднему бизнесу нужно просто обозначить «правила игры». Если предприниматели не понимают, что будет происходить в июле-августе, бизнес не сможет развиваться.

«Поддерживая малый и средний бизнес сейчас, государство спасает себя от больших проблем в будущем»

– Нужно определить правила. Сказать, что в течение года вводится запрет на все законопроекты, которые ухудшают положение. Сейчас в недрах Госдумы опять подняли законопроект о неналоговых платежах. Зачем? Есть еще очередные ограничения. МСП – это такой маленький кораблик, на который загрузили уже неизвестно что. Снимите это все. Скажите, что год или полтора вас никто трогать не будет, – призвал Газизов.

Он отметил, что, когда вводят ограничительные меры, их необходимость обосновывают примерами недобросовестных предпринимателей, хотя законопослушных гораздо больше, и ограничения действуют на всех.

Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов в свою очередь заявил, что у властей есть ощущение, что они в нынешней ситуации делают много и четко. Он допустил, что это может так и быть, однако люди этого оценить не могут. По словам Куртова, налицо нарушение информационного взаимодействия между властями и населением, особенно, как это ни странно, с самым активным слоем – предпринимательством. Спикер утверждает, что проблема неумения власти разговаривать с теми, для кого она работает, наблюдается уже не первый год.

«Поддерживая малый и средний бизнес сейчас, государство спасает себя от больших проблем в будущем»

При этом эксперт считает, что Татарстан и тут «впереди планеты всей», поскольку система взаимодействия власти с людьми находится на высоком уровне, и этот опыт надо транслировать на другие регионы.

Член общественной палаты РФ и президент Фонда защиты национальных ценностей  Александр Малькевич  высказал тезис о том, что нельзя всех грести под одну гребенку, нельзя, чтобы регионы слепо копировали Москву. В качестве примера он привел введение в Москве системы цифровых пропусков, которая так же успешно работает и в Татарстане.

– Но это может себе позволить Москва и может себе позволить Татарстан в силу опыта Иннополиса. А когда регионы, в которых провалена сфера IT, пытались ввести пропуски… не хочу ругаться. Например, когда оштрафовали женщину, у которой на 61% совпало лицо на какой-то камере наблюдения, – выразил недоумение спикер.

Он отметил, что в Татарстане есть четко построенная система, отлаженная схема информирования, грамотно работающие соцсети у президента и региональных властей, четко работают СМИ, при этом вылавливается минимум фейков. Поэтому можно быть спокойными за то, что люди хотя бы в правильный срок узнают о том, что делается и предпринимается. Такая ситуация складывается далеко не везде.

«Поддерживая малый и средний бизнес сейчас, государство спасает себя от больших проблем в будущем»

При этом он посетовал на то, что сейчас развелось инфлюенсеров «как собак нерезаных». По его мнению, многое из того, что «выходит из-под их интеллектуального пера», не выдерживает никакой критики, но при этом у них миллионы просмотров.

Мировой опыт 

Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Николай Дунаев, рассказывая о зарубежном опыте, подчеркнул, что сравнивать США и Россию в этом контексте совершенно неправильно.

– Соединенные Штаты держат денежный баланс, превышающий свою экономику в 2,5 раза, и очень хорошо управляют финансовыми потоками, – утверждает эксперт.

Он говорит, что в Соединенных Штатах очень изношена основная инфраструктура – на 2 трлн долларов. Это проблема последних 15 лет, но никто в это не инвестировал.

– И под COVID-19 они вносят законопроект о финансировании этой инфраструктуры. Они имеют такую возможность, потому что США – это печатный станок, который массово экспортирует свою инфляцию в мир, – заявил Дунаев.

Поэтому, отметил спикер, в некоторых штатах и выдавали и деньги, и беспроцентные кредиты в размере годовой выручки.

«Поддерживая малый и средний бизнес сейчас, государство спасает себя от больших проблем в будущем»

Причем в Китае, добавляет Дунаев, совсем другая история. Там развитые города и территории находятся вдоль морского побережья, где есть выход на мировые торговые пути, а также в некоторой степени на границах с СНГ. При этом из 1,5 млрд граждан в стране 1,1 млрд живут бедно и являются почти бесправными. По словам Дунаева, Китай не увлекался поддержкой бизнеса, а сосредоточился на том, чтобы как можно быстрее снять проблему коронавируса. При этом страна смогла усилить свою экспортную модель, которая является драйвером экономики.

– Если вы спросите о примере для подражания, то самый лаконичный, простой и умеренный подход можно увидеть в Ирландии. Там нет такого гигантизма, как в Великобритании. Там сделали прямое сохранение заработных плат работникам пострадавших отраслей. Фактически государство содержит всех работников и напрямую выплачивает им зарплату в понятном пределе – порядка 400-430 евро в неделю. Ирландия ограничилась этим и снижением нагрузки по выплатам кредитов тем отраслям, которые пострадали. Причем держат количество этих отраслей максимально широким, то есть практически все из МСП могут пользоваться этой поддержкой, – рассказал Николай Дунаев.

На прошлой неделе в России начали функционировать механизмы поддержки организаций и предприятий, не вошедших в перечень наиболее пострадавших от кризиса в условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Татарстан на эти цели выделил 1,3 млрд рублей.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *