Российская энергетика смотрит в сторону Арктики

По мнению экспертов
По мнению экспертов, ситуация на рынке нефти и газа нестабильная, но у России
есть свои точки роста. К 2030 году они могут обеспечить прирост в 14 млн тонн
нефти и почти 200 млрд кубометров газа.

Российская академия народного хозяйства и госслужбы провела бизнес-дискуссию «Самый чувствительный кризис нового десятилетия: прогнозы на восстановление». Приглашенные эксперты поделились своим мнением о том, как текущий кризис ударил по рынку нефти и газа, какие есть точки роста и выполнят ли страны-участницы сделки ОПЕК+ условия соглашения. 

Российский газ выталкивают с европейского рынка

Руководитель экспертного совета при Минэнерго России по ценообразованию и биржевой торговле Вячеслав Мищенко отмечает, что сегодня вопрос ценообразования нефти является животрепещущим из-за кризиса на рынке и влияния пандемии. Он напомнил, что в апреле хранилища были заполнены, катастрофически обвалился спрос на нефть, а цена американской WTI ушла в минус $40 за баррель. Из всей ситуации, на его взгляд, можно сделать несколько выводов. 

Российская энергетика смотрит в сторону Арктики

— Во-первых, сложившаяся система ценообразования на энергоресурсы, прежде всего на мировом рынке нефти, оторвалась от действительности, не соответствует реалиям физического рынка, поскольку [была] бумажная торговля, биржевые контракты. Огромное количество спекулянтов, брокеров, которые участвуют на этом рынке, рассматривают нефть в качестве какого-то базового актива. Многие из них в глаза не видели, как выглядит сам ресурс, — говорит Мищенко. — [Получается], нефть привязана к бумажным контрактам, которые ничего не стоят, как показал кризис. 

Во-вторых, Россия оказалась один на один с этим мировым кризисом. С одной стороны, наши нефтяные компании пострадали не так сильно, с другой стороны, мы по-прежнему идем в фарватере мирового рынка, поскольку вынуждены добывать нефть по котировкам, которые формируются на зарубежном рынке.

По мнению эксперта, теперь необходимо консолидировать силы не только в рамках госорганов, которые должны иметь коммерческую стратегию, но и в рамках корпоративных стратегий. Это касается и рынка природного газа.

Российская энергетика смотрит в сторону Арктики

— Ситуация на рынке природного газа не менее катастрофичная, чем на рынке нефти. Многие контракты привязаны к нефтеиндексной формуле. Но если рынок нефти по объему может восстановиться уже к концу года — все будет зависеть от того, как быстро мы пройдем коронавирусную пандемию и мир откроется, то таргетированный рынок природного газа, а это в первую очередь европейские страны, уже к таким объемам не вернется, — считает он.

Мищенко замечает, что ситуация с газом сложнее. Множество процессов влияют на российский газ и выталкивают его с европейского рынка. 

— Поэтому говорить, что мы сейчас легко пройдем кризис и возобновим полностью бизнес, который был у того же «Газпрома», я бы не стал. Я бы сказал, это начало другой модели бизнеса, — добавил эксперт.

Арктика и Северный морской путь — точки роста 

По словам Тамары Сафоновой, генерального директора ООО «НААНС-МЕДИА», доцента кафедры международной коммерции ВШКУ РАНХиГС, Арктика и Северный морской путь являются точками роста российской энергетики. Арктику осваивают всего пять стран: США, Канада, Россия, Гренландия и Норвегия, и у нашей страны потенциал высок.

— 60% ресурсов находятся под юрисдикцией России, — добавила она.

По оценке Госкомиссии по запасам полезных ископаемых, к 2030 году по сравнению с 2019-м в нашей стране произойдет прирост на 14 млн тонн нефти и 199 млрд кубометров газа по Арктической зоне.  

К слову, сейчас многие инновационные разработки направлены на освоение Севера и Арктики. Но в текущих экономических условиях, по мнению Мищенко, сложно предположить, будут ли компании инвестировать в эти разработки. Сафонова отмечает, что многие уже сократили инвестиционные планы на 2020 год. Но есть инвестиции, которые уже частично вложены в проекты, поэтому, вероятно, они будут доводиться до конца. 

Российская энергетика смотрит в сторону Арктики

— Кроме того, потребление действительно восстанавливается, страны осознают, что карантинные меры где-то избыточны и дают возможность людям самостоятельно заботиться о соблюдении карантинных мер, при этом запуская все механизмы экономического развития, работу предприятий, открывая рестораны, магазины, чтобы повысить потребление и увеличить спрос на моторное топливо и, соответственно, на углеводороды. В этой связи можно предположить, что ситуация ко второй половине — концу года изменится. Эти инвестиционные проекты будут продолжены, — подчеркнула она.

Россия выполняет условия нефтяной сделки

Поскольку развал сделки ОПЕК+ в марте оказал колоссальное влияние на рынок нефти, журналист KazanFirst поинтересовалась у экспертов, удастся ли странам-участницам выполнить условия соглашения.

— По мониторингу, насколько я знаю, уже есть страны если не отказники, то недисциплинированные. В первую очередь это страны Африканского континента — Нигерия, Ангола, на Ближнем Востоке — Ирак. Они по майским программам, по сути, не сократили [добычу] ни на баррель, — говорит Мищенко.

Эксперт считает, что на предстоящей встрече ОПЕК+ в июне участники обсудят условия выполнения сделки и, возможно, примут какие-то меры в отношении стран, которые их не соблюдают. Также они обговорят условия дальнейшего сокращения нефти. Пока известно, что Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ добровольно сократили добычу нефти на свыше 1,3 млн баррелей в сутки (б/c) в дополнение к тем объемам, которые они на себя взяли. 

Российская энергетика смотрит в сторону Арктики

Сафонова отмечает, что, по предварительным данным, Россия подготовилась к исполнению своих обязательств в полном объеме. По ее словам, компании смогли сократить добычу нефти в общей сложности на 2,5 млн б/c.

— Что касается остальных стран, как сказал Вячеслав, Саудовская Аравия идет с опережением. Я думаю, в текущей ситуации, когда хранилища заполнены и нет возможности реализации [нефти] на внешние рынки, эти компании даже при отсутствии договоренностей были бы вынуждены ограничить свою добычу в пределах тех квот, которые предусмотрены соглашением. С моей точки зрения, могут возникнуть недоработки, связанные конкретно с какими-то странами, — считает она.

На вопрос об изменении налогообложения Мищенко отметил, что Россия находится в эпохе налогового маневра. Страна сейчас уходит от модели взимания дополнительных сборов с экспортной нефти и переносит все налоги на скважины, то есть взимает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По мнению эксперта, до 2024 года никаких изменений по налогам не ожидается.

Российская энергетика смотрит в сторону Арктики

В завершение встречи Мищенко поделился прогнозами. На его взгляд, цена на нефть будет расти и к концу года достигнет неплохих значений. Если она вырастает свыше $40 за баррель, то удастся сбалансировать бюджет.

— Мой прогноз: как только закончится жесткий режим изоляции, спрос на энергоресурсы может восстановиться уже к концу года. Поэтому ничего катастрофического на ближайшие год-два я не вижу. Я думаю, что и финансово наши власти справятся с этой ситуацией, — заключил эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *